Установления контакта с испытуемым
1. Собственно выполнение. «На что это похоже? Что вам это напоминает? Чтобы это могло бы быть?». Дословный протокол, время, латентное время, паузы, поведение.
2. Опрос. Уточняется локализация, детерминанты, содержания ответов и т.д. Дополнительные этапы:
3. Аналогии. (только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах). Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, оттенки, движение), указанный в одном ответе, применить к другим ответам.
4. Определение пределов чувствительности. Определить, может ли видеть детали и интегрировать их в целое, воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, цвет, светотень, популярные образы.
5. Шифровка:Шифровкой называют обозначение и классификацию ответов с учетом пяти основных категорий:
1. Локализация ответов(целостный, детали, белый фон, необычные детали и т.д.)
Интерпретация - стратегия познания действительности, интеллект. Целостность – хорошо, конфабуляция – плохо, мелкие детали – педантизм или навязчивости, белое – негативизм / вагинальный символ (психоанализ).
2. Детерминанты ответов.
Форма (F). по качеству формы (“хорошая” или “плохая”). Хороший – «понятный» и явно видимый в пятне. Клопфер: «сила Эго» и интеллектуальный контроль. Плохая – неестественная, сложно увидеть это в пятне.
2.2. Движение, кинестезии.
Движения человека и человеческая деят-ть(в т.ч. не человеком выполняемая), Интраверсивность, креативность, развитое воображение, зрелость Я, способность к эмпатии.
Движения животных – инфантильность.
m – движения неодушевленных предметов и различных сил – внутриличностные конфликты или, если умеренно – богатство внутреннего мира.
2.3. Цвет – эмоции. В чистом виде(плохой контроль эмоций), вместе с формой(хорошо контролируема). Серый, черный – тоска, голотимная тревога.
2.4. Оттенки, светотени, текстура, глубина, перспектива, проекция на плоскость предметов.
Оттеночные детерминанты - хроматические или ахроматические светотени. Новые тонконюансированные качества: передает качества поверхности или структуры, глубину или перспективу, а также обусловливает восприятие трехмерных объектов на плоскости.
Поверхность и текстура – социальный интеллект, потребность в привязанности. с и cF - нереализованные сексуальные потребности. Глубина, перспектива и проекция на плоскость – тревожность, тревога и борьба с нею.
3. качества формы
3. Содержание ответов. Люди, звери, мифологические животные, анатомические органы, гениталии, предметы, пейзаж и др. – ос-ти категориального аппарата мышления, символы, простор психоанализа.
4. Популярность и оригинальность ответов. Популярность (банальность) ответа - нормальный интеллект. Конформизм. Оригинальность ответов - негативизм, аутизм, нарушение адаптации. Оригинальные ответы: творческие способности, м/б потеря контакта с реальностью (О-).
5. организационная активность
Можно диагностировать защитные механизмы:
1) Вытеснение. Мало материала дает. Отказы, шоки, девитализация.
2) Изоляция – нейтральные ответы, нет эмоций (движения), цвета, сплошные животные, девиталиация, юмор по поводу секс таблиц либо беззастенчивое их толкование.
Это формализует ответ и позволяет установить связь между ответом и элементом пятна.
Полученные ответы (информация о кляксе или ее части) бывают основными (которые даются спонтанно) и дополнительными (в ходе опроса )
Интерпретация:Вообще,этим тестом меряют почти все…” индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.(с)”
Вообще, есть интерпретации двух направлений
1)Выявляет всякие влечения и их символическое выражение
2)Особенности когнитивного стиля
Локализация ответа (целое пятно или деталь) указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному.
Принципы метода.1)два типа восприятия “B-тип”(динамический) и “Fb-тип”(цветовой).
событие целостное, некое движение, взаимодействие(b-тип), деталей, цветов и строит нечто статичное(fb-тип).
Фактически можно говорить о некоем противоборстве переживаний и внешних впечатлений.
Поэтому интроверсия-это движение, это опора как бы на внутренний мир, придание форме качества которого нет в рисунке, а цвет-это опора на конкретный внешний признак. В норме сочетание, в пато – полное отсутствие других
Роршах не придавал особенно значения непосредственно содержательному образу. Его больше волновало какой тип восприятия у человека, как он работает с рисунком, как на основе них он строит ответ.Т.е, мы смотрим скорее как, чем что.