Психологическая характеристика юности

Структура возраста Социальная ситуация развития «Взрослый-взрослый». Поиск своего места в социальной общности, начало практической самореализации и самоопределения. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте определяется близостью реального вступления во взрослую жизнь, профессионального ориентирования. Однако, сохраняется зависимость материальная от родителей, инерция родительских установок, разноуровневость требований. Специфическое противоречие, выступающее движущей силой психического развития - противоречие между потребностью в самостоятельной волевой деятельности и зависимостью от наличной ситуации.
Ведущий вид деятельности Учебно- профессиональная деятельность (Д.Б. Эльконин); труд и учение (Д.И. Фельдштейн), профессиональное самоопределение (И.В. Дубровина).
Основные новообразования перестройка самосознания: психологическая готовность к самоопределению, профессиональное самоопределение, построение жизненных планов, половая идентификация (усвоение социальных ролей мужчины и женщины);выработка ценностных ориентаций и мировоззрения (включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды);
Характеристика кризисов Кризис 14-15 лет Становление человека как субъекта собственного развития. Кризис перехода к юности. Становление авторства собственной жизни. Симптомы: рассогласование между идеальными представлениями и реальностью, кризис смысла жизни, поиск своего места в жизни. Итог развития: новый уровень самосознания, становление «Я-концепции».
Кризис 17 лет «Отрыв от родительских корней». Синтез субъекта социальной жизни. Симптомы: поиск средств самовыражения и самопознания, юношеский максимализм, переживание ценностно-смыслового кризиса. Итог: самоопределение и самореализация.
Особенности психического развития Развитие познавательных процессов и способностей 1. Мышление – формально-логическое, формально-операциональное (абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное). Приобретает систематичность в отличие от подросткового возраста. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями, интерес к логике и содержанию расуждений. Индивидуальная направленность и избирательность интересов - выработка индивидуального стиля деятельности. Развитие метакогнитивных умений – самоконтроль, саморегуляция. 2. Память – произвольная, управляемая; резко увеличивается объем осмысленного запоминания, применение рациональных приемов произвольного запоминания. 3. Развитие способностей: развитие способности к рефлексии, различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Развитие творческих способностей: появление интеллектуальной инициативы, видения проблемы, умения ставить и переформулировать вопросы, умения находить нестандартные решения.
Развитие личности Основные личностные изменения в юношеском возрасте связаны с перестройкой самосознания: 1) самоопределение личностное и профессиональное, построение жизненных планов; 2) рефлексивный самоанализ, стремление к самопознанию, постановка задач самосовершенствования; 3) половая дифференциация - развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек в юности, становление внутренней позиции мужчины и женщины. Выработка ценностных ориентаций, складывается мировоззрение, выход на проблему смысла человеческой жизни. Феномен морального скепсиса. Эмоциональная сфера: оптимистическое самочувствие, повышение эмоциональной восприимчивости и способности к сопереживанию. «Юношеский максимализм» (необоснованное критическое отношение к себе и окружающим). Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается психическим развитием.
Развитие общения Общение со взрослыми: демократизация, решение проблем; потребность в неформальном и доверительном общении со взрослыми. Конфликты со взрослыми. Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что отсутствует взаимопонимание, родители считают, что их дети еще не выросли, никто не хочет вставать на позицию противоположной стороны. Во избежание конфликтов с подростками взрослым следует помочь им разобраться в самих себе и собственных переживаниях, относиться к подросткам «на равных», способствовать развитию объективной взрослости. Общение со сверстниками: углубление, индивидуализация общения. Дружба и установление отношений с противоположным полом. Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии человека заключается в эмоциональной поддержке. Мода как средство идентификации и самовыражения.

Вопросы и задания для самопроверки:

Границы периода ранней юности - … лет
а) 14-15
б) 15-20
в) 11,12 – 14,15
г) 14,15 — 17  
Социальная ситуация развития в юношеском возрасте определяется…
  а) близостью экзаменов
  б) близостью реального вступления во взрослую жизнь
  в) выходом родителей на пенсию
  г) влюблённостью  
Главная характеристика социальной ситуации развития в юности:
  а) зрелое отношение к жизни
  б) две системы отношений: со взрослыми и сверстниками
  в) необходимость профессионального самоопределения
  г) реакция группирования со сврестниками  
Специфическим противоречием, выступающим в качестве движущей силы психического развития в период ранней юности, является противоречие между…
а) потребностью в самостоятельной волевой деятельности и зависимостью от наличной ситуации
б) максимальной зависимостью от взрослых отсутствием специфических средств воздействия на них
в) потребностью в самоутверждении и ограниченными возможностями самореализации
г) необходимостью выполнять самостоятельные действия и не владением способами действия с предметами  
Для юности характерно…
а) чувство взрослости
б) экстравертируемость
в) необоснованное критическое отношение к себе и окружающим
г) повышенное внимание к внутреннему миру человека, интровертированность  
Ведущая деятельность в юношеском возрасте:
а) интимно-личностное общение
б) учебная деятельность
в) предметно-манипулятивная
г) учебно-профессиональная  
Умственная активность в юношеском возрасте приобретает характерную черту:
а) интерес к реальным явлениям
б) интерес не столько к фактам, сколько к их анализу, обсуждению и размышлению над ними
в) повышенное внимание к наглядному материалу
г) внутренний план действий  
В старших классах ведущими мотивами учения становятся:
  а) значимость самого процесса учения как социально ценной деятельности
  б) стремление старшеклассников завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников
  в) реализация будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений
  г) стремление к превосходству  
Одно из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте:
  а) развитие произвольного внимания
  б) развитие синтезирующего восприятия
  в) развитие произвольной памяти
  г) прогрессирующее развитие теоретического мышления  
Споры в юношеском возрасте об отвлеченных предметах, например о философских проблемах, об устройстве мироздания, связаны с развитием:
  а) общих и специальных способностей
  б) абстрактно-логического мышления
  в) наглядно-действенного мышления
  г) наглядно-образного мышления  
В эмоциональной сфере юношей и девушек формируются...
  а) мировоззренческие чувства (прекрасного, трагического, юмора и т.п.)
  б) предметные чувства
  в) эстетические чувства
  г) чувство взрослости  
Развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек в юности называется…
а) лидерским отличием
б) ролевой структурой
в) направленностью личности
г) половой дифференциацией  
К новообразованиям ранней юности относят…
  а) профессиональное самоопределение
  б) все ответы верны
  в) психологическую готовность к самоопределению
  г) усвоение социальных ролей  
Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что…
  а) все ответы верны
  б) родители считают, что их дети еще не выросли
  в) никто не хочет вставать на позицию противоположной стороны
  г) отсутствует взаимопонимание  
…молодого человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды
  а) самосознание
  б) личное самоопределение
  в) мировоззрение
  г) миропонимание  
Установите соответствие между возрастом и характеристикой самооценки: 1. подростковый возраст 2. юношеский возраст
  а) оценивают себя применительно к своему настоящему
  б) оценивают себя относительно своего будущего
  в) самооценка сильно завышена
  г) самооценка относительно правильная
  д) самооценка формируется на основе отдельных поступков
  е) самооценка формируется на основе совокупности всех свойств  
Особенность «Я-концепции» в юношеском возрасте:
  а) более актуальны частные Я-концепции
  б) сама Я-концепция — важный фактор в интерпретации опыта
  в) повышенная чувствительность к особенностям своего тела и внешности
  г) распад единой Я-концепции на ряд независимых друг от другу Я-концепций  
Психологическими новообразованиями юношеского возраста являются:
  а) чувство взрослости, стремление к самоутверждению, возникновение внутренней жизни, Я-концепция, формально-логическое мышление, рефлексия
  б) потребность самоопределения, жизненные планы, идентичность, ценностные ориентации, мировоззрение, внутренняя позиция мужчины и женщины, устойчивой самосознание
  в) понятийное мышление, внутренний план действий, рефлексия, произвольность, самоконтроль
  г) нет правильного ответа  
Соотнесите кризисы и их характеристики: 1. кризис 12-13 лет 2. кризис 15-18 лет 3. кризис 18-20 лет
  а) становление человека как субъекта собственного развития
  б) отрыв от родительских корней
  в) бури и натиска, мотивационного ваккума  
В старшем школьном возрасте наиболее значима …
  а) развивающая работа когнитивного содержания
  б) коррекция социальных и личностных позиций в отношении общения
  в) личностно-ориентированная коррекционно-развивающая работа
  г) коррекция произвольной регуляции эмоциональной сферы

Лабораторная работа 7 (2 часа)

Наши рекомендации