Познавательные процессы и их роль
26.Мышление-понятие виды.Это процесс познания и накопления информации, опыта и оперирования знанием.Виды:1)наглядно-действенная(при которой происходит реальное преобразованная ситуация в процессе действий с предметами) 2)Наглядно-образное мышление (в основе лежит моделирование и разрешение о проблемных ситуациях в плане представлений) 3)Словесно-логическое(осуществляется при помощи логических операций с понятиями) Существует большое количество видов деятельности, тренирующих разные аспекты мышления: гибкость, конструктивность, прогностичность, креативность и т.д.
27.память-понятие виды формы.Память-особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в организации, закреплении, воспроизведении информации.Виды:образное,вербально-словесно-логическое,эмоциональная,когнетивная(познавательная),личностная,двигательная, декларативная(запоминание объектов,бытий),процедурная(память на действиях),рабочая (оперативная).Формы-по признаку наличия цели 1Непроизвольная- автономное запоминание и восприятие информации2Произвольная-запоминание спец.установкой запомнить.По степени осмысленности:1.Механическая(зубрежка)2.Смысловая. Типы памяти:1Кратковременная-информация, которой оперируют в данный момент t.2Долговременная-обеспечивает продолжительное удержание знаний,сохранение навыков.
28.Сознание-понятие,концепции.Специальное состояние мозга,позвол-ее осущес-ть определенные познавательные операции.Состояние-Физиологичское( бодрствование; сонное состояние организма), Измененные(гипноз; медитация; действие наркотиков; сезонный сон-животные), Патологические(лунатизм, летаргия )Концепции-1.Светлое пятно-перемещение по коре фокуса повышенной возбудимости.2.Теория повторного входа-синтез новой и старой информации.3.Связи сознания с речью-сознание представляет собой знания,которые могут быть переданы людям.
29.Профессиональная пригодность-понятие.Вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо деятельностью. Структурные компоненты:(1) Гражданские качества (2) Отношение к труду, к профессии, интересы(3) Дееспособность общая (физическая и умственная).(4) Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара,(5) Навыки, опыт, выучка.
30.Профессиональный отбор,понятие-система мероприятий, позволяющая выявить людей,которые по своим индивид-личност качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профес.деятельности по специальности. Аспекты:Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.
31.Профессиональный отбор его этапы. Подбор-подбор профессий, специальностей и сфер, конкретному человеку,чтобы он смог полноценно себя реализовать в труде.Этапы:1. Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку.2.Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов,которые оценивают проф.пригодность.3.психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных данных.
32.Профессиональная ориентаия:понятие.Система мероприятий,по ознакомлению с миром профессии и содействию в выборе профессии.Формы:проф консультирование; самоопределение, отбор,адаптация,просвещение.
33. Профессиональная консультация- оказание помощи в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.
Формы профессиональной консультации: 1) Справочная (профинформация) — сообщение информации об имеющемся спросе на рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные учебные заведения; особенностях отдельных профессий 2) Простейшая (например, в школе — практические советы 3) Определение профессиональной пригодности на основе психологического изучения личности. Эта форма профессиональной консультации наиболее ответственна и должна проводиться только специалистами. Профессиональная психологическая консультация основывается на следующих принципах: 1) Добровольность участия клиента в консультации.; 2) Его активность в принятии решения; 3) Конфиденциальность диагностической информации; 4) Многовариантность выбора.
34Профессиональное самоопределение:Это выбор профессии и последующее формирование человека как профессонала.Теории:1.Психодинамическое направление:-теоретические основ-работы фрейда.Напрвление связывает выбор профессии с определяющим влиянием на всю последующую жизнь человека с раннего детского опыта. 2Сценарная теория-Берн, процесс выбора профессии и профессиональное поведение-сценарий который формируется в раннем детстве родителями.3.Теория проф.развития-Сьюпера, профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человечества осуществлять Я-концепцию. 4.типологическая теория Холанда. Выдвигает положения, что проф.выбр обусловлен тем, какой тип личности сформировался.
35.Эмоции понятие виды.Это пережив человека в данный момент своего отношения к чему-либо.Виды-Стейнические(повышен.жизнен.организма)Астейнические(ослабление ее),Положительные и отрицательные,Различаются по интенсивности и длительности,а также степени осознанности,причины их проявления,.(настроение, собственно эмоции, аффект)
36.Функциональные состояния— это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности. Таким образом, изменение ФС представляет собой смену одного комплекса реакций другим, причем все эти реакции взаимосвязаны между собой и обеспечивают более или менее адекватное поведение организма в окружающей среде.К ФС относят целый ряд специфических психических состояний,проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эффективность. Формирование функционального состояния. Функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:1) степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности;2) уровень подготовленности к выполнению трудовых задач;3) величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности;4) состояние здоровья;5) отношение к труду.
37.Монотония.— функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе.Причины:скука,пониженный эмоциональный тонус,стиль жизни,влияние однообразных раздрадителей.Профилактика- 1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, - в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. 2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. 5. Введение функциональной музыки.
38.Эмоциональные состояния-Целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент-переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию.проявления:по мимике.пантониме(позе),двигательных реакциях,голосу.Снятию напряжения способствует-созредоточение внимание на технических деталях задания,а не на результате;снижение значимости предстоящей деятельности; разработка запасной стратегии;физическая разрядка.
39.Утомление-понятие виды.Функциональное состояние,которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки, проявляется во временном нарушении ряда психических функций человека.Причины:интенсивная и длительная рабочая нагрузка,воздействие на организм неблагоприятных факторов среды, эмоциональный стресс.Характеристика- учащенное дыхание, неуверенные нечеткие движения.переутомление-крайняя степень утомления,находящаяся на грани с патологией. Профилактика-Соблюдение режима труда, отдыха и питания, перерывы в работе,эмоциональная разкруска.
40Профессиональный стресс.многомерная ситуация, выражающаяся в физиологических и психических реакциях на сложную трудовую ситуацию.причины:Рабочие характеристики (объем работы, сложность задания, ответственность, безопасность труда, надежность техники)Социальные (совместимость, сплоченность, ролевой статус, конкуренция, личное доверие)Организационные (цель деятельности, профессиональная подготовка, оплата труда, режим работы, организация рабочего места)Индивидуальные (уровень знаний, опыт,дисциплинировнность, целеустремленность,особенности личности, заболевания)Виды: 1информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания.;2эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности;3коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения.
41.Стресс у людей в очаге.Стадии:1.Острый эмоциональный шок (3-5 часов)общее психическое перенапряжение,2Психологическая демобилизация-до 3 суток,ухудшение самочувствия,чувство растерянности, панические реакции,3Стадия разрешения-(3-12 суток)Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие,но кое-что еще сохраняется, замедленность движений.4.Стадия восстановления-12й день после, активизируется межличностное общение, нормализируется окраска речи.
42.Психологический стресс.Состояние чрезмерной психической напряженности поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов соц.,эколог.,профессион.,характера.Виды: а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).б) Информационный (от огромного объёма информации).3. Конструктивный стресс (человек переживает различные стрессовые ситуации ежедневно, это может способствовать повышению адаптационных возможностей организма).4. Деструктивный стресс (разрушение человека, снижение его работоспособности).
43.Информационный стресс.Состояние чрезмерной психической напряженности с негативными эмоциональными переживаниями и нарушениями профессиональной работоспособности в результате влияния экстремальных факторов информационного воздействия человека с техникой.Причины:1.Непосредственные-Информационные(нехватка информации,мало времени, большая длительность воздействия нагрузки, опасность, высокая ответственность, отвлечение внимания, непредсказуемость развития, противоречивость информации)2.Главне-Субъективные(недисциплинированность, небрежность, безответственность, низкий уровень знаний, отсутствие опыта, низкая мотивация к детельности,)Сопутствующие-нерациональный режим труда и отдыха, недостатки в охране труда, плохой микроклимат.Физиологические симптомы-повышенное артериальное давление,нарушение деятельности сердца,дыхательной ситемы.Биохимические симтомы-плохая свертываемость крови.Психическое состояние-раздражительность, депрессия неуровновешенность.
44.Коммуникативный профессиональный.Психическое состояние, связанное с реальными проблемами делового общения.Формы-стресс при раздражительности в деловом общении;стресс при коммуникативной агрессии;стресс при манипулировании в ДО;Стресс при несовпадении по темпу общения.причины:усталость,повышенная раздражительность, неумение защищаться от коммуникативной агрессии, незнание приемов защиты от манипулирования.Провления-усталость, раздраженность,агрессия на окружающих.
45.Эмоциональный профессиональный стресс.Состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в условиях связанных с опастностью,угрозаи.обидой.Возникают нарушения в форме невроза,причины:реальная и предполагаемая опасность, переживание унидения, гнева обиды,рызрыв деловых отношений с коллегами.
46.Психическая саморегуляция.виды:человек с большим набором гибких установок обладает способностью их заменять в случае неудачи;умение переоценивать то,чего не смог достичь-умение принизить значимость потери.снизить ценность того,к чему стремился;объктивизация стрессов-умение отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды;навык к расслаблению;дикретное общение-существует определенная временная граница,пределы которой нужно придерживаться,иначе будет конфликт
47.Активные методы:Длительность рабочего дня не должна превышать 8 часов,обеденный перерыв обязательный-45-60минут,15нутки,рацион.организация РМ (особенности) –объем работ, количество и состав операций, уровень механизации труда,правильная поза и наклон туловища, регулярное дыхание и релаксация.
48.Пассиные методы: Действуют успокаивающе на нервную и сердечно сосудистую систему.Процедуры применяются при средней и тяжелой работе,УФО-ультрафиолетовое облучение-у человека бывает световое глодание при ограничении естественного света,Повышает тонус,бывает общее и местное УФО,стимулирует кровоотток, обмен в-в. Аэроионизация-люди в закрытых помещениях,Сущность-дествие на молекулы воздуха различных внешних факторов, в результате чего происходит отрыв электрона от молекулы,и она становится положительно заряженной.Таким образом атмосфере образуется пара противоположно заряженных частиц.Фитотирапия-лекарственные растения,дествие которых направлено на укрепление защитно-приспособительных механизмов организма. Они оказывают тонизирующее, противовоспалительное действие.Аутотренинг-сисстема психофизиологического регулирования организма. Она помогает снизить чувство тревоги и дискомфорта, нормализируется сон.
49.Методы в психофизиологическом исследовании мозга-Электроэнцефалограмма-метод,основывающийся на регистрации электрических колебаний потенциалов головного мозга с поверхности черепа.Магнитоэнцефалография- бесконтактный способ регистрации слабых синхронных электрических полей нервных клеток,компьютерная томография-метож исследования,при котором как и при других логических методах, используются рентгеновские лучи.Соединяет в себе рентгеновские и вычислительные техники.Позвляет увидить мельчайшие изменения плотностей мозгового в-ва.Электрическая активность-регистрация с кончиков пальцев или ладоней, возникновение активности кожи обусловлено функционированием потовых желез, которые находятся под контролем симпатического отдела нервной системы.Этот метод способен отражать различную степень эмоционального возбуждения.
50.Методы психофизи.исследований- Методы психофизиологических исследований — комплекс методов, используемых для изучения физиологического обеспечения психических процессов Методы:2.1. Методы изучения работы головного мозга2.2. Электрическая активность кожи2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы2.4. Показатели активности мышечной системы2.5. Показатели активности дыхательной системы2.6. Реакции глаз2.7. Детектор лжи2.8. Выбор методик и показателей.пневмография-метод исследования дыхания.Используется пневмограф,также для регистрации объема воздуха используется спирометр.ЭКГ- запись электрических процессов, связанных с сокращением сердечной мышцы.Артериальное давление-показатель работы сердечно-сосудистой системы, который характеризуется двумя показателями:максимальным и минимальным давлением,Частота пульса зависит от величины потребления кислорода. ,показатели при изучении-ритм сердца, частота сердечных сокращений,артериальное давление,-сердечно-сосудист.,