Контрольный тест 1. Познавательные процессы

Семинар 1-3. Познавательная сфера человека

1. Понятие, виды и свойства ощущений.

2. Характеристики и закономерности восприятия: понятие, свойства, виды.

3. Внимание: понятие, виды, свойства. Связь с другими познавательными процессами.

4. Память: понятие, виды (классификация видов памяти), функции. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Способы управления памятью (мнемотехника). Индивидуальные особенности памяти.

5. Определение и функции мышления. Виды и формы мышления. Характеристика мыслительных операций. Связь мышления с воображением и речью.

6. Понятие воображения, его природа, функции и виды. Приемы и способы создания новых образов. Роль воображения в игровой и творческой деятельности ребенка.

Литература:

  • Гамезо М.В., Домашенко И.А.Атлас по психологии. – М., 1998.
  • Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. – М., 1996. – С.181-238.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – С.354 – 372, 247 - 282.

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. – С. 227 – 232, 401 – 413..

· Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. – С.159 -165.

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005. – 713с.

Контрольный тест 1. Познавательные процессы

1. Вид внимания, требующий управления сознательной целью, называется…

а) послепроизвольное

б) произвольное

в) непроизвольное

г) направленное

2. К способам создания образов воображения относится…

а) классификация

б) апперцепция

в) агглютинация

г) сравнение

3. Механизм преобразования внешних по своей форме процессов с внешними вещественными предметами в процессы, протекающие в умственном плане..

а) интериоризация

б) интроекция

в) экстериоризация

г) проекция

4. Относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов называется …

а) синестезией

б) константностью

в) сенсорная адаптация

г) сенсибилизация

5. Относительное постоянство свойств и предметов при изменении условий восприятия – это…

а) предметность

б) константность

в) целостность

г) структурность

6. Повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя называется

а) апперцепцией

б) сенсибилизацией

в) способностью

г) константностью

7. Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию – это …

а) мышление

б) воображение

в) память

г) ощущение

8. При создании образов кентавра и русалки использовался прием воображения

а) агглютинация

б) галлюцинация

в) воссоздающий образ

г) гиперболизация

9. Процесс, обеспечивающий закрепление воспринимаемой информации и материала в памяти, называется …

а) запоминание

б) сохранение

в) удержанием

г) эйдетизмом

10. Степень или интенсивность сосредоточенности внимания, называется…

а) устойчивость

б) произвольность

в) концентрация

г) распределение

11. Целенаправленное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется..

а) восприятием

б) мышлением

в) воображением

г) ощущением

12. Явление ложного или искаженного восприятия называется…

а) иллюзией

б) перцепцией

в) ошибкой

г) апперцепцией

13. С точки зрения психоанализа забывание представляет собой:

а) вытеснение

б) угасание

в) интерференцию

г) замещение

14. К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся:

а)зрительная

б) эмоциональная

в)словесно-логическая

г) двигательная

15. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены:

а) Дж.Уотсоном

б) У.Найссером

в) А.Г.Эббингаузом

г) Б.В.Зейгарник

16. По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память:

а)двигательная;

б) словестно-логическая

в)образная

г) эмоциональная

17. Ультрократковременная память также называется:

а) рабочей

б) сенсорной

в) оперативной

г) моторной

18. С точки зрения бихевиоризма фактором, влияющим на запоминание, является:

а) положительное и отрицательное подкрепление

б) наказание

в) положительное подкрепление

г) поощрение

19. Коэффициент интеллектуальности есть:

а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида

б) характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его прояв­лений

в) качественный показатель знаний, умений и умственных действий

г) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации

20. Выведение из одного или нескольких суждений нового суждения, представляет собой:

а) рефлексию

б) новое суждение

в) понятие

г) умозаключение

21. Наглядно-образное мышление − вид мышления:

а) характеризующийся опорой на представления и образы

б) опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

в) осуществляемый с помощью логических операций с понятиями

г) основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных

22. К основным видам мышления относятся:

а) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и категоризация

б) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое

в) понятия, суждения, умозаключения

г) индукция и дедукция

23. Критичность мышления представляет собой:

а) вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего

б) мгновенное нахождение неизвестного (искомого)

в) оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией

г) качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности

24. Сформулировать понимание творческого мышления одним из первых пытался:

а) Дж.Гилфорд

б) Д.Векслер

в) И.П.Павлов

г) Е.П.Терренс

25. Быстрота мышления понимается как:

а) скорость протекания мыслительных процессов

б) минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения

в) число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность

г) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений

26. Теория поэтапного формирования умственных действий разработана:

а) А.Н.Леонтьевым

б) Л.С.Выготским

в) П.Я.Гальпериным

г) С.Л.Рубинштейном

27. По степени новизны и оригинальности различают виды мышления:

а) интуитивное, рациональное

б) теоретическое, практическое

в) репродуктивное, продуктивное

г) дискурсивное, интуитивное

28. Мечта представляет собой:

а) создание новых образов без каких-либо внешних побудителей

б) проявление высокого уровня интеллектуального развития

в) создание новых образов с помощью волевых усилий

г) форму воображения, связанного с осознанием желаемого будущего

29.Внутренняя речь представляет собой:

а) разговор, в котором участвует не менее двух собеседников

б) речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции

в) речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

г) систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи ин­формации

30. Одна из основных функций речи − функция обозначения − заключается в:

а)возможности людей через речь обмениваться мыслями посредством слов, фраз

б)способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

в) способности речи человека побуждать других людей к действию

г) том, что речь человека может передавать чувства, переживания, отношения, эмоциональность, что значи­тельно расширяет возможности общения

Наши рекомендации