Свечка - откровенный разговор
10. Комната.Закройте глаза, представьте, что мы - одна комната, что каждый из нас, какая-то ее часть. Вообразите себя предметом мебели, обстановки, аксессуаром, который бы отражал ваше сейчас состояние. Прочувствуйте этот образ, вживитесь в него. Откройте глаза. Поделитесь, расскажите, чем, кем, вы сейчас были, почему.
11.Пещера.(То же, что и комната) Закройте глаза. Представьте, что мы находимся в пещере, где не ступала нога человека. Попробуйте почувствовать, какая в ней температура, освещение, обстановка, что в ней сейчас происходит и происходит ли. Вообразите себя частью этой пещеры, каким-то предметом, который отражает ваше сиюминутное состояние.
12.Любимое место. (Релаксация)Садитесь или ложитесь поудобнее, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние полной удовлетворенности. Вспомните, как вы тогда ощущали себя? Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха и выдоха, представив свое дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и которые уносят вас глубоко в ваш внутренний мир.
Теперь в ваших фантазиях идите в то место, где вы чувствуете себя лучше всего, где нет проблем, напряжения, а все окружающее радует глаз. Это может быть место, которое вы знаете, или место, существующее только в вашей фантазии. Когда вы окажитесь там, осмотритесь: какие цвета вокруг, какие формы имеют окружающие вас вещи, тепло здесь или холодно, как вы здесь дышите? Какие звуки вы слышите, что можете потрогать? Хочется ли вам походить, посидеть или полежать в этом месте? Вам понравилось бы что-то делать здесь или вы просто наслаждаетесь атмосферой этого места? Осваивайтесь здесь, испробуйте все возможности, какие вам дает это место (1 минута).
Вдруг вы замечаете лежащий на видном месте подарок. Этот подарок для вас. Подойдите ближе, потрогайте его, рассмотрите со всех сторон. Исследуйте его, подумайте, что вы сможете с ним сделать. Потратьте часть времени на то. Чтобы сжиться с ним. полюбить его (1 минута).
Если вы готовы вернуться, снова три раза сделайте глубокие вдох и выдох и попрощайтесь со своим местом, запомните его, чтобы вам всегда было легко сюда вернуться. Сохраните в себе впечатления от подарка. Потянитесь и откройте глаза. Вы снова оказались среди нас. Поделитесь, расскажите, где вы сейчас побывали, что делали, как нашли свой подарок.
Эти рассказы укрепляют доверие между членами группы и делают последующие шаги в совместной работе более интересными и продуктивными.
13.Проблемная свечка «Вечные вопросы» (Свечка-ромашка).На маленьких листочках пишутся вопросы, касающиеся смысла жизни, любви, счастья, дружбы, жизни, смерти, добра, зла и пр. (другой вариант - пишутся пословицы). Эти листочки раскладываются вокруг свечей в центре общего круга надписями вниз. По очереди участники вытягивают любую бумажку и по желанию отвечают на содержащийся в ней вопрос (комментируют пословицу). Остальные внимательно слушают, а затем, когда человек высказался, могут задавать ему вопросы.
14.Добровольцы.По желанию выходит человек и садится в центр круга, остальные задают ему любые вопросы, на которые человек должен отвечать искренне или вообще не отвечать.
15.Подвал.Нас всех заперли в темном, мокром, затхлом подвале, но у каждого есть возможность взять с собой любую вещь... Вот раздаются шаги за дверью...
16.Черный и белый стул.Отряд садится полукругом, в центре ставится стул. Черный он или белый выбор делает ребенок перед тем как сесть на него. Черный - отряд говорит о недостатках, слабостях, промахах и пр. Белый - говорят достоинствах, сильных сторонах характера и пр. («Золотой стул» - процедура аналогичная белому стулу).
17.Моя жизнь
Цель: актуализация проблемы доверие/недоверие, эмпатии. Содержание: Все садятся вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен. Ведущий: «Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечку. Вы сядете и поднимите свечу на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на нее, а не на группу. Вам будут задавать вопросы - о вас. На этот стул может сесть каждый - каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул». Ведущему очень важно создать вдумчивую, немного таинственную обстановку, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные, типа: Когда ты последний раз плакал? Из-за чего ты злишься? Кто нравится тебе здесь? При каких обстоятельствах ты не можешь быть счастлив? «Исповедь» каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Что мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?»
Обсуждение: Какие чувства возникали во время ответов на вопросы? Какие были трудности? Какие чувства возникали, когда вы сами задавали вопросы?
18.Вопрос на листочках.Каждый пишет на листочках вопросы, которые волнуют их больше всего в данный момент.
19.Конверт откровенийНакануне огонька вожатый просит ребят написать на листке волнующие их вопросы о жизни отряда. Желательно, чтобы вопросы были обращены ко всем членам отряда, а не к кому-то конкретно.
Ребята передают друг другу конверт, как эстафетную палочку. Получив его, выражает отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, ребенок читает его, высказывает свое мнение по этому поводу, предлагает ответить другим.
Свечка прощания, заключительная свечка (обратная связь)
20.Круг пожеланий.Каждому ребенку выдается лист бумаги {блокнот, !/з тетради), на котором он пишет свое имя. После этого листы передаются по часовой стрелке, и дети пишут пожелания, отзывы, впечатления о том человеке, кому принадлежит этот листок.
21.Клубочек.Участники садятся в круг. Ведущий, держа один конец нитки, бросает клубочек кому-либо из участников, объясняя, почему он бросил клубочек именно этому человеку. И так далее. Получившаяся паутинка поднимается над полом, затем опускается обратно, разрезается на части, по числу участников и каждому достается «кусочек» общей сети отношений.
22.Волшебные шняжки (ожерелье пожеланий)*Материал: кусочки ниток 35 см (по количеству детей в отряде) и 7-10 см (чем больше, тем лучше). Каждому ребенку выдается длинная веревочка - он связывает и одевает ее на шею - она символизирует нить ожерелья. Маленьких ниток ребенок берет столько, сколько хочет. Они символизируют пожелания, отзывы, впечатления и пр.
23.Расскажи мне обо мнеЗадача - подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.
24.Чемодан в дорогу.Ведущий: «Наша смена подходит к концу. Мы, конечно, будем встречаться, но не будем больше собираться здесь всем нашим отрядом. Мы провели здесь много времени и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись за смену. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества им нравятся в этом человеке, а какие следовало бы изменить и будем записывать их на листе. Кто хочет выйти первым?» *Вариант: никто не выходит, а участники, которым собирают чемодан, просто разворачиваются спиной в круг, а остальные на маленьких листочках пишут сильные качества и то, что хотелось бы, чтобы было изменено.
25, ФутболкаПроцедура следующая: дети кидают друг другу мяч, говоря: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке
было бы написано» (можно добавить еще цвет, аксессуары и пр.). *Вариант: дарим друг другу значки с надписями.
26. ПодарокПо кругу передается воображаемый подарок и каждый человек преобразует его добавляя что-либо от себя.
На «свечке» можно обсудить мероприятия следующего дня, как завтра будем жить и что делать. На ней можно обсудить новые идеи, попеть песни, порассказывать интересные истории, провести тихую спокойную игру.
«Свечка» дает возможность получения обратной связи и поддержку от людей, которые объединены общими проблемами, интересами, переживаниями. А это значит, что главная задача вожатого - создать условия для формирования в отряде отношения доброжелательности, доверия и заинтересованности в познании себя и друг друга, а также сделать все для того, чтобы поддерживать эти отношения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Нормативные документы
2. Права и обязанности сотрудников ДОЛ
3. Цели и задачи ДОЛ
4. Законы и традиции ДОЛ
5. Законы вожатого
6. Личность вожатого
7. Чемодан вожатого
8. Техника безопасности
9. Первая медицинская помощь
10.Нестандартные ситуации в ДОЛ
11.Организация режимных моментов в ДОЛ
12.Особенные дни в лагере
13.Планирование деятельности
14.Логика развития лагерной смены
15.Возрастная психология
16.Особенности работы с разновозрастными отрядами
17.Работа с лидерами
18.Работа с особенными детьми
19.Стадии развития временного детского коллектива
20.Методика диагностики
21.Элементы веревочного курса как метод сплочения коллектива
22.КТД
23.Виды игр.
24.Детское самоуправление в ДОЛ
25.Поощрение и наказание
26.Отрядные уголки
27.Свечки
В настоящем сборнике приведены лекционные материалы, необходимые для более эффективной подготовки и работы вожатых студенческих педагогических отрядов в летних оздоровительных лагерях, а так же рекомендации по работе с детьми.