Часть 5. Дуальная пара Наполеон – Бальзак
Наш Цикл посвящен описанию особенностей, возникающих в процессе дуализации всех восьми дуальных диад социона. Это статьи для тех, кто только познакомился с соционикой и делает первые шаги в познании и понимании себя и окружающих, как носителей ТИМа. Цель статей - помочь взглянуть на дуальные отношения более трезво, показать не только «прелести» дуализации – об этом написано много [1, 5], но и проблемы, возникающие при взаимодействии дуалов. Начинающим общаться с дуалами, Цикл может помочь тем, что позволит взглянуть на особенности общения как на закономерные, возникающие из-за отличий в ТИМах. От тех, кто уже долго общался с дуалами, мы ждем интересных примеров – как все устанавливалось.
Нам часто задают вопрос, зачем дуалам вообще нужны инструкции? Природа все сделает сама – возникнет притяжение, а там уж… «Слушай сердце, оно подскажет». Однако, наш опыт консультирования и ведения тренинговых групп, показывает, что как раз непонятно как будет «а там…». И это часто приводит в дуальных парах к непониманию и конфликтам, несмотря на все «подсказки сердца». Пути разрешения сложностей разные – и соционические, и психологические. Каким-то парам достаточно показать, в чем причины недопонимания, другим необходим экспресс – курс ведения переговоров по принципу «выигрыш-выигрыш». Все зависит от конкретной ситуации. Мы часто сталкиваемся с тем, что новички в соционике очень интересуются своими дуалами - уж очень заманчиво в популярных книжках выглядит дуальное взаимодействие. На наш взгляд, дуальные отношения, как и любые другие ИО, нужно строить. А успех зависит и от того, насколько партнеры осознают, что «…хорошие или плохие, легкие или трудные отношения с другими людьми определяются не доброй волей людей, а типом их ИМ» [1] (мы бы уточнили «не только доброй волей людей, но и типом их ИМ»). Важно и то, знают ли люди об особенностях ИМ партнера, способны ли учитывать их в «буднях», когда атмосфера праздника и узнавания несколько потускнела. Благоприятное развитие отношений часто кроется в умении партнеров «договориться на берегу», в умении слушать и слышать друг друга, отделить сложности, обусловленные различными типами ИМ от сложностей, возникающих из-за личных особенностей (уровень образования, уровень толерантности к партнеру, оптимизма и пр.), в желании и умении обсуждать и решать возникающие проблемы.
Если люди просто вместе отдыхают, если нет совместных дел и связанных с ними проблем (т.е. взаимодействие между людьми скорее энергетическое), то, как правило, сложностей в дуализации, не возникает вообще. Люди находятся рядом, наслаждаются взаимным притяжением. Другое дело в семье и тем более - на работе. В большинстве семей супруги решают совместные задачи, связанные с организацией быта и отдыха, воспитанием детей, планированием бюджета и т.д. Здесь-то нас и подстерегают сложности - мы осознаем, что дуалы – абсолютно непохожие на нас люди…
Авторами подмечено также интересное отличие в дуализации рациональных и иррациональных диад и их отношение к «инструкциям в отношениях». Рационалы более склонны пользоваться рекомендациями, сам ФАКТ существования инструкций их нисколько не напрягает, наоборот, зачастую они их даже ищут. Рационалы оценивают происходящие события, стараясь встроить новую информацию в привычную для них на данный момент картинку мира, поэтому они порой стремятся к «правильным» отношениям (особенно на начальных этапах изучения соционики). В силу этого рационалам бывает проще договориться, если они ориентированы на конструктив в отношениях. Особенность их информационного метаболизма такова, что уж если какое-то знание, теорию, способ или метод оба считают правильным, то будут стараться придерживаться выработанного подхода, в том числе – инструкций в отношениях.
Напротив, иррационалы ориентируются по ситуации, они склонны гибко реагировать на происходящие события, при этом КАК они будут реагировать зависит от контекста ситуации и от момента времени, их состояния, расстановки сил, возможностей и пр. Иррационалам легче подстроиться друг к другу именно вследствие гибкости психики, если они ориентированы на конструктив в отношениях. Объективные сложности, обусловленные отличиями ИМ, присутствуют и в иррациональных парах. Но рекомендации по их устранению воспринимаются иррационалами порой как ограничение их свободы ситуативного реагирования, особенно беспечными (признак беспечность/предусмотрительность [4]), для которых каждая ситуация воспринимается как новая и под каждую новую задачу придумывается новый алгоритм.
И тем, и другим дуальным диадам для восприятия особенностей дуализации, возможно, придется чуть выйти за рамки привычного способа реагирования.
Для рационалов этот выход в понимании того, что даже если «соционика работает!» [3] и дает рекомендации, которые в отношениях тоже работают, жизнь гораздо шире, чем инструкции.
Для иррационалов - в понимании того, что своевременный анализ возникших объективных сложностей в отношениях и применение рекомендаций по их устранению не ограничивают свободу реагирования, а лишь дают партнерам возможность лучше понимать друг друга в каждой конкретной ситуации.
Рассмотрим особенности дуализации в паре Наполеон - Бальзак.
Некоторые вопросы и недопонимания, возникающие в паре, схожи с вопросами в паре Жуков – Есенин. Сенсорный экстраверт Наполеон (ЧСБЭ) – король внешнего пространства, интуитивный интроверт Бальзак (БИЧЛ) – властелин времени. В интересах пары Наполеон четко намечает Цель, выстраивает стратегию, Бальзак определяет Путь, т.е. способ достижения этой цели или тактику. Силовой сенсорик Наполеон в каждый определенный момент времени отслеживает расстановку сил, договаривается, если нужно – продавливает. Бальзак выбирает момент для действия и отслеживает эффективность процесса. Это - идеальная ситуация, когда пара работает над общим делом, партнеры знают свои сильные и слабые стороны и доверяют друг другу. Со временем так и происходит, но на начальном этапе дуализации у СЭЭ и ИЛИ как и у любой другой диады не всегда все проходит гладко.
Наполеон склонен брать на себя ответственность за людей, которые входят в его окружение. СЭЭ, как правило, всегда знают, чего хотят и умеют этого достичь, договариваясь и используя возможности других людей. Нужные отношения с людьми Наполеоны выстраивают довольно легко. Они умеют расположить людей к себе, при этом партнер может считать, что между ними установились отношения, тогда как Наполеон просто общается на достаточно далекой психологической дистанции «для дела». В зрелом возрасте, с накоплением большого числа разнообразных отношений, груз ответственности может стать слишком обременительным даже для Наполеонов. Со слов женщины СЭЭ: «Я собираюсь построить огромный дом и поселить в нем всех своих родственников (из разных городов, прим. авторов). Все равно помогаю всем, так пусть хоть живут рядом…» Она же: «…в парикмахерской хожу всегда к разным мастерам. Обычно после второго посещения уже устанавливаются отношения, и я чувствую, что я как-будто должна. А я не хочу лишних обязательств».
Наполеоны предпочитают решать все сами в отношении себя и помогать в принятии решений людям, которые находятся с ними в определенных отношениях. Женщина СЭЭ: «Пока еще никто не осмелился сказать мне, что я должна что-то делать!» . СЭЭ как экстраверт ориентирован на взаимодействие с объектами внешнего мира и как базовый сенсорик склонен порой решать, как для другого человека лучше. Особенно в близких отношениях. Если Наполеон решил, он склонен сразу приступать к реализации задуманного (решительность, [4]), особенно - если очень хочется!
Бальзак в каждой конкретной ситуации чувствует, пришло ли время запускать процесс. Это его внутреннее ощущение, словами необъяснимое (интуиция времени - БИ - иррациональная функция, вербализовать свои ощущения непросто, вдвойне сложно объяснить – почему так, а не иначе). ИЛИ – интроверт и о своих ощущениях, что «еще не время»может и не сказать. На внешнем плане это может выглядеть как бездействие. Наполеон мобилизован, энергичен и рвется в бой, а Бальзак …бездействует. Почему – непонятно. Это Наполеона может очень сильно раздражать. Со слов мужчины СЭЭ: «Мне нужно действие! А она просто сидит». На вопрос: «Почему?» Девушка ИЛИ отвечает: «Я понимаю, что еще не время. Тогда зачем?». Наполеону эта ситуация поначалу может показаться непонятной – откуда он(а) может знать что «еще не время» ?! Функция серединной мечты СЭЭ – самый умный и самый дальновидный. Поэтому вопрос «откуда он(а) может знать про время?!» вполне закономерен. Подобное поведение Бальзака, если оно не объяснено понятным партнеру языком, может восприниматься Наполеоном как весьма обидное… Со слов мужчины СЭЭ: «Я сказал - я все решу. Только верь мне» . А Бальзак не то чтобы не верит, он просто видит – не время и все. Ко времени Бальзак относится с большим уважением, к посягательствам на свое личное время – остро негативно. Выход – договариваться. Но прежде чем договориться, люди обычно стремятся понять друг друга. А в дуальных парах это бывает непросто. Интроверт ИЛИ может уйти в свою раковинку, и попробуй – достань его оттуда. А этик СЭЭ, воспринимает все слова и события как демонстрацию отношения – причем отношения лично к нему.
Закончиться ситуация может тем что, видя бесполезность своих попыток, Наполеон вспылит, обидится и отстранится (блок ЭГО - ЧС+БЭ). Бальзак же, скорее всего, скроется в своей интроверсии. ИЛИ может не проявить эмоций внешне (конструктивизм, [4]), но внутри они будут кипеть довольно долго. И внешняя безучастность, порой даже холодность партнера может СЭЭ еще сильнее ранить. Конструктивисты, даже переживая эмоции внутри, способны сильно влиять на настроение окружающих. И ИЛИ, несмотря на болевую этику эмоций - ЧЭ, не исключение. Со слов девушки ИЛИ: «Он, конечно, чувствует мое настроение… И пытается его исправить, но обычно бывает уже поздно».
Возникает интересная ситуация. Бальзак точно знает момент времени когда «еще не поздно» повлиять на его настроение, но донести это до партнера достаточно трудно, во-первых, вследствие интроверсии и, во-вторых, выразить словами свои эмоции ИЛИ непросто (этика эмоций - ЧЭ - болевая функция). Здесь как раз требуется поддержка фоновой этики эмоций - ЧЭ СЭЭ, которая работает «без слов на деле». Наполеон как этик-эмотивист способен уловить малейшие колебания в настроении. Но реакция фоновой функции - нашего «доброго волшебника» - может порой запаздывать и осознается, к сожалению, не сразу. И если Наполеон «научится» подключаться к настроению партнера, если он чувствует, что с ним в данный момент происходит, то способен предвосхитить негативное падение настроения у партнера еще тогда, когда оно только зарождается... Бальзак ему за это очень благодарен, ведь внутренние переживания, порой весьма бурные, отнимают много сил, достойных лучшего применения…
По стилю общения Наполеон входит в группу страстных, Бальзак – в группу хладнокровных [2]. Взаимодействие в паре СЭЭ – ИЛИ (и также ИЭЭ – СЛИ, с точки зрения этого разбиения на группы) существенно отличается от взаимодействия в парах ЭСЭ – ЛИИ и ЭИЭ – ЛСИ. В 1 и 2 квадрах общий признак – субъективизм (веселость)[4], в 3 и 4 квадрах – объективизм (серьезность) [4]. Это определяет различное отношение в этих квадрах к эмоциям. У «веселых» этиков - ЭСЭ и ЭИЭ - этика эмоций – базовая функция (конструктивизм), в своих дуальных парах именно они влияют на настроение, а ЛИИ и ЛСИ в свою очередь – под настроение подстраиваются (эмотивизм). При этом для веселых проявление эмоций – это способ жизни, одни – больше стремятся проявлять эмоции, другие – больше стремятся их получать. В «серьезных» парах как раз хладнокровные ИЛИ и СЛИ – конструктивисты и в отношении эмоционального фона в паре «гнут свою линию». Страстные этики 3 и 4 квадры СЭЭ и ИЭЭ – эмотивисты, они подстраиваются под настроение партнера и потом уже влияют на него (как описано выше).
Хорошо, если в паре есть общие интересы или общее дело. Если же интересы партнеров расходятся, т.е. Наполеон хочет одного, а его партнер Бальзак – другого, то договориться им бывает порой довольно сложно. Один из диадных признаков в этой паре – упрямость [4]. Упрямые склонны оберегать и отстаивать каждый свои интересы. При этом способы отстаивания у них разные. Наполеону свойственно «творчески» уговаривать и проявлять отношение, порой он может и надавить. Бальзак, скорее, подчеркнет полезность и своевременность предлагаемого (также наблюдали ситуацию, когда девушка Бальзак эмоционально объявила: «Сейчас или никогда!») В описанной ситуации партнеры взаимно воздействуют на детский блок друг друга (СУПЕРИД ИЛИ - ЧСБЭ, СУПЕРИД СЭЭ - БИЧЛ). В теории [6] позитивная информация на детский блок воспринимается дуалами хорошо и помогает «раскрыться», т.е. «внушиться» и отреагировать положительно. На практике часто все иначе. И зависит это в первую очередь от того, является ли приоритетным интересом сохранение хороших отношений в паре, либо приоритетен другой интерес.
Наполеон входит в стимульную группу властных [3]. В рассматриваемом контексте для людей этого типа часто мотивом к действию являются власть, престиж и уступить – означает в какой-то мере дать слабину, понизить свой статус, уронить престиж.
Бальзак входит в стимульную группу самоценных [3], часто для людей этого типа мотивом к действию являются собственный интерес к деятельности и относительная независимость. Для них уступить – означает в какой-то мере предать себя.
Оба партнера могут твердо стоять на своем, что иногда ухудшает отношения в паре. По опыту, выходом из этой ситуации может стать договоренность (и лучше – предварительная) о том, что каждый занимается в такой момент своим - интересным. При отсутствии такой договоренности оба все равно занимаются своим, интересным, но при этом часто возникает обида на партнера. Со слов мужчины СЭЭ (весьма эмоционально – авт.): «Я ей говорю: «Да делай что хочешь!!!»
Отношение к ресурсам в паре зачастую тоже разное. Пара СЭЭ – ИЛИ – предусмотрительные (признак беспечность-предусмотрительность [4]). Бальзак – базовый интуит и негативист, он смотрит в будущее с позиции того, чего там не хватает (поэтому прогнозы ИЛИ часто выглядят негативно). Цитата с форума (девушка ИЛИ): «Все равно можно и нужно ожидать самого худшего». Люди этого ТИМа часто склонны к накоплению средств – на обеспеченное будущее. Из беседы мамы с ребенком ИЛИ 4 лет: «Я ведь скоро стану миллионером». – «Правда? А зачем это тебе?» - «Да деньги очень люблю». Интерес Бальзака в накоплении средств на «будущее» может расходиться с интересом Наполеона в ситуации «здесь и сейчас». Наполеону будущее неизвестно. Ему, конечно, интересно узнать его и позаботиться о нем, но сегодня может быть много насущных «ХОЧУ» (базовая силовая сенсорика - ЧС), жертвовать которыми ради «будущего» Наполеон не всегда готов. И уже от личных качеств конкретных людей и их умения договариваться зависит удастся ли найти разумный баланс. На уровне взаимодействия ТИМ это объективно непросто (упрямость – приоритет отдается своим интересам перед ресурсами).
Если отношения складываются, дуалам вместе хорошо, комфортно и интересно. Но ритм жизни у них разный. Экстраверту, особенно этику, хочется достаточно часто бывать на людях, общаться, «прогуливать свою экстраверсию». В общении с людьми, в сопереживании, обмене новостями и эмоциями этик видит для себя глубокий смысл. Он гармонизирует энергетические состояния и отношения между людьми, а в личном плане – питает себя энергией и повышает жизненный тонус. А интроверту, особенно логику, такой образ жизни может быть не очень интересен, а порой – даже и странен. Ключевой вопрос ИЛИ практически любого возраста: «Зачем?» Диалог мамы и мальчика ИЛИ 10 лет: «Давай, друг мой, делай уроки» - «А мне за это заплатят?». Для Бальзака во всем должен быть смысл, и, как интровертному логику, ему не всегда понятно стремление Наполеона общаться и быть на виду… ИЛИ порой невдомек, что таким образом экстравертный этик устанавливает нужные связи (на будущее!). А объяснять свое поведение СЭЭ не склонен, т.к. искренне считает (как и представитель любого другого ТИМа), что мотивы его поведения партнеру понятны.
Общение Наполеона с людьми может порой выглядеть как флирт, заигрывание. Бальзака это может больно ранить, т.к. порой непонятно, как «удержать свое» (силовая сенсорика - ЧС – внушаемая функция) и выстроить нужные отношения (этика отношений - БЭ – референтная функция). При этом Наполеон-то чаще всего эмоционально в свой флирт хоть и вовлекается, но не надолго. И хотя может внезапно влюбиться – это обычно быстро проходит (эмотивисты быстро вспыхивают и также быстро остывают). Подоплека «флирта» Бальзаку чаще всего непонятна (ум и анализ в таких делах не помощник), поэтому ИЛИ может воспринимать поведение СЭЭ как нелогичное, непоследовательное, обидное и для отношений вредное.
Дуалы привлекают друг друга своей непохожестью. Наполеон – волевой и властный, чаще всего заметный в любом обществе харизматичный лидер. И Бальзак – отстраненный и загадочный, недоступный, нередко веселый и ироничный. Инициатива знакомства в этой паре чаще принадлежит Наполеону. В присутствии Наполеона обычно погруженный в себя Бальзак часто меняется до неузнаваемости, активизируется. Мы наблюдали интересную картину. Мальчик ИЛИ, 8 лет (в жизни - малообщительный с незнакомыми людьми, погруженный в себя – типичный интровертный логик) впервые познакомился с дуалкой, девушкой 21 года. Едва успев назвать свое имя, он убежал и вскоре вернулся со стопкой своих тетрадей с рассказами и стихами. В течение последующих 20 минут он с упоением читал изумленной публике свои произведения, причем было видно, что видит он лишь ЕЕ – девушку СЭЭ. Закончив, он стал острить, играть словами, балагурить, дуалка, конечно, была в полном восторге. На наш взгляд, такое изменение поведения – действие энергетического дуального притяжения. В нашем примере ИЛИ привлекает внимание партнера (конечно, неосознанно), демонстрируя свои сильные качества - логику и фантазию. Среди взрослых мы вряд ли увидим такое непосредственное общение, особенно – на начальном этапе знакомства, ведь на то мы и взрослые, чтобы знать секреты «социального поведения». Можно лишь предполагать, как проходила бы дуализация, если бы мы не были обусловлены правилами поведения и, не стесняясь, демонстрировали партнеру все, чем мы сильны…
В кругу близких друзей ИЛИ – общительный и интересный собеседник. Люди этого ТИМа часто обладают энциклопедическим складом ума, им интересно углублять свои знания в разнообразных областях и, конечно, обсуждать свои новые открытия с теми, кто их понимает. Наполеона это качество Бальзака сильно привлекает. Со слов женщины СЭЭ: «Меня постоянно удивляет, как можно столько знать?!» ИЛИ притягивает СЭЭ именно тем, что самому Наполеону «грызть гранит науки» не всегда интересно, ведь вокруг так много других дел! Со слов отца девочки СЭЭ: «Она у нас учится не очень… И самое удивительное – не переживает по этому поводу! Получит «двойку» и не парится особо, знает, что из-за этого ее друзья к ней хуже относиться не станут!»
А слушать рассуждения Бальзака Наполеон может долго и с большим интересом. Бальзак, юмор которого порой носит саркастический характер, ведь вокруг столько «тупых тугодумов», в отношении Наполеона как правило терпелив и готов по несколько раз объяснять одно и тоже, ведь человек с интересом его слушает и искренне пытается разобраться.
«Бальзачий» юмор – это отдельная интересная тема для обсуждения и мы позволим себе небольшое отступлении от разговора о дуализации.
Многие из нас замечали, наверное, что общаясь с представителями ТИМа ИЛИ можно легко «нарваться» на шутку, смысл которой станет нам ясен, мягко говоря, несколько позже. Со слов девушки ИЛИ: «Я часто замечала, что люди не смеются над моими шутками. Сначала я даже парилась по этому поводу, а потом поняла, что они просто не сразу их понимают. Теперь стараюсь специально пошутить так, чтобы было непонятно». ИЛИ – конструктивист, логичность высказываний его фоновая структурная логика - 0 «видит» сразу, с «высоты» ее полета возможны шутки с намеренным искажением логических смыслов, а базовая интуиция времени – БИ– как связь всего со всем - позволяет находить скрытые смыслы и устанавливать связи, которые на первый взгляд (и даже на второй) не совсем очевидны. ИЛИ, 5 лет, шутит: «Вы знаете, почему горностаев назвали горностаями? Потому что они живут в горах стаями…» Или: «Вы знаете почему зябликов назвали зябликами? Правильно – потому что они зябнут…» У взрослых ИЛИ шутки могут быть довольно обидными. Причина этому, на наш взгляд - болевая этика эмоций – ЧЭ. По свидетельствам многих ИЛИ им не всегда понятно, смеются люди над ними, вместе с ними, или вообще веселье по другому поводу. Со слов мужчины ИЛИ: «Раньше помню - иду с цветами, мне кажется, все надо мной смеются. Теперь по опыту знаю - надо мной не смеются. Я хорошо выгляжу и достаточно умен, если кто будет надо мной зло смеяться - общество их само поправит. Я цветы дарил сотни раз, ни разу никто не смеялся - хорошая вещь статистика, теперь если кто что скажет - подумаю, что дебил». Поэтому «обидность и едкость», скорее, защитная реакция, стремление себя обезопасить по слабому аспекту, чем желание обидеть или оскорбить. Ведь на самом деле ИЛИ бывает непонятно, как человек отреагировал на шутку.
Люди, которые не могут настоять на своем, Бальзаку неинтересны. Его привлекают в партнере умение желать и добиваться желаемого. Рядом с таким человеком ИЛИ и сам начинает активнее добиваться своего. ИЛИ – иррациональный тактик, без нужды не склонен наперед планировать свою жизнь и прикладывать усилия – «Зачем?». Ответ на этот вопрос как раз очень хорошо знает Наполеон. В нашей практике был интересный случай. В паре СЭЭ – ИЛИ возникли серьезные разногласия из-за того, что муж ИЛИ мало зарабатывал . При этом он проводил на работе все время – в том числе и выходные, в то время как его жена – СЭЭ сидела дома с ребенком. ИЛИ, как порой это бывает с представителями интуитивных интровертов, работал в свое удовольствие. Много и с интересом. Когда возникла угроза распада семьи, ему пришлось пересмотреть свои взгляды и поменять работу на высокооплачиваемую. В результате он стал работать меньше, а зарабатывать гораздо больше и впоследствии признался, что доволен этой работой даже больше, чем предыдущей.
Интересно, что в этой дуальной паре партнеры порой воспринимают друг друга как детей, т.е., тех о которых необходимо заботиться. С точки зрения Наполеона, Бальзака надо поддерживать, ведь с виду (именно – с виду!) «он такой беспомощный и беззащитный!» Бальзак себя беззащитным и тем более беспомощным совсем не чувствует. Если вопрос: «А зачем?» относительного того или иного процесса им успешно решен, Бальзак активен (по мере необходимости) и практически всегда – успешен, так как тщательно анализирует и просчитывает свою деятельность. ИЛИ, как правило, твердо стоит на ногах (особенно – в финансовом плане). А «хотелки» Наполеона Бальзаку порой кажутся «чистым детством». Ведь Наполеон, в отличии от Бальзака, если хочет, то хочет страстно и обязательно – здесь и сейчас. Со слов мужчины ИЛИ: «Напки – сущие дети, особенно когда чего-то хотят…».
Независимость партнеров – важная особенность дуализации в этой паре. СЭЭ, как базовый силовой сенсорик, отстаивает свой авторитет и свое влияние, ИЛИ, как базовый интуит времени – противится вторжению в свое внутреннее пространство. Впрочем, это не о личных отношениях. Вряд ли люди, ориентированные близкие отношения, будут нарочно во что-то вмешиваться или что-то нарушать. Но вот как они будут воспринимать друг друга... В начале статьи мы приводили пример, что решительность СЭЭ может восприниматься ИЛИ именно как посягательство на ЕГО личное время. Хотя Наполеон этого вовсе не имеет ввиду… Аналогично, мнимое бездействие ИЛИ может восприниматься СЭЭ как неверие в его силы (подрыв его авторитета, утрата влияния и пр.).
Мы не раз замечали интересную особенность, которая касается единства-противоположности силовой сенсорики - ЧС и интуиции времени - БИ, которая хорошо заметна в решительных [4] квадрах, и в иррациональных диадах проявляется наиболее ярко. И силовая сенсорика - ЧС, и интуиция времени - БИ являются ценностными, значимыми аспектами. СЭЭ и СЛЭ очень важно все сделать в нужный, выбранный ими момент времени. В отличие от интуитов времени у них нет возможности подстроиться, почувствовать подходящий момент, поэтому они решают ситуацию через «Я хочу сейчас!» и волевым усилием добиваются желаемого (в желаемый момент). Для ИЭИ и ИЛИ тоже важно добиться победы. Но поскольку силовая сенсорика - ЧС является функцией маломерной, то побеждать через продавливание, через силу крайне затратно и потому - не всегда возможно. Потому интуиты побеждают, выбирая нужный момент для приложения усилий. И добиваются своего!
В паре СЭЭ – ИЛИ сильное влияние оказывают и гендерные отличия партнеров. В отличие от пары СЛЭ – ИЭИ в этой паре сенсорика СЭЭ сглаживается этикой. У женщин СЭЭ порой силовая сенсорика - ЧС даже не заметна, особенно если женщина работает не на руководящих должностях или в области, не предполагающей высокую личную ответственность. По общественным стандартам, корни которых уходят глубоко в прошлое и в конечном итоге – в физиологическое строение мужчин и женщин, именно мужчине положено проявлять волевой напор, что в нашем развитом интеллектуальном обществе предполагает прежде всего умение обеспечить семью. Представители ТИМа ИЛИ прекрасно с этим справляются, если им, конечно, это нужно, причем и мужчины, и женщины. И в этой паре как раз мужчине СЭЭ скорее может не нравится излишне независимая и ужасно умная партнерша ИЛИ…Тем более, Бальзак – деклатим, его высказывания часто носят утвердительный характер, могут казаться собеседнику излишне категоричными. Со слов женщины СЭЭ (о сотруднице ИЛИ): «Мне с ней трудно работать. Порой она что-нибудь скажет – как гвоздь заколотит!»
Индивидуальные признаки, которые А.Аугустинавичюте называет дуализирующими [1], в дуальных отношениях являются дополняющими. Т.е. один дуал – логик, другой – этик и т.д. Проследив в статье особенности дуализации в паре СЭЭ – ИЛИ, мы видим, что особенности проявления этих признаков таковы, что люди, обладающие противоположным (с точки зрения индивидуального признака) восприятием действительности порой с трудом находят общий язык, пытаясь «понять» (умом) друг друга. Секрет успешной дуализации, как нам кажется, прост. Дуала до конца нельзя понять, его можно только принять и научиться доверять его экспертному видению в вопросах, в которых мы не очень сильны. И постепенно перенимать его опыт…
Путь сближения и понимания в паре СЭЭ – ИЛИ, нам видится примерно таким:
- партнеры уважают неприкосновенное пространство друг друга – внутреннее у ИЛИ и внешнее – у СЭЭ;
- зная об особенностях «способа действия» или «изменения действительности» (у СЭЭ – решительно-напористый, у ИЛИ – скорее, выжидательный) партнеры учитывают это при взаимодействии и не воспринимают отличный от своего способ действия партнера как неверие (СЭЭ) или как вторжение во внутреннее пространство (ИЛИ);
- партнеры договариваются о распределении ресурсов для удовлетворения совместных и индивидуальных интересов;
- СЭЭ помогает ИЛИ справиться с приступами плохого настроения, ИЛИ заражается от СЭЭ энергией и оптимизмом;
- СЭЭ перенимает от ИЛИ его видение Времени, увереннее относится к будущему;
- партнеры подстраиваются под ритм жизни друг друга – СЭЭ дает ИЛИ возможность в одиночестве помечтать, а ИЛИ «отпускает» СЭЭ «проветрить экстраверсию».
Литература:
1. А. Аугустинавичюте. Социон. – М.: Черная белка, 2008.
2. В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. – М.: Астрель, 2003.
3. Карпенко О.Б. Доклад на XXIII Международной конференции. – К., 2007.
4. Г.А.Рейнин. Соционика. – Спб.:Образование-Культура, 2005.
5. Г.А.Шульман. Ода дуальному контакту
6. В. Стратиевская Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни. – М:МСП, 1997.
(с) Ирина Белецкая, Сергей Белецкий, 2008
ОПУБЛИКОВАНО: Психология и соционика межличностных отношений, 2008, №6