Психологические проблемы старения и старости
Существуют три основных модели описания происходящих в период взросления и старости изменений: модель необратимости утраты, регресса, упадка; модель, описывающая старение как упадок с компенсацией; модель, описывающая процесс старения как период, включающий динамику приобретения и потерь, где с возрастом удельный вес потерь возрастает, а приобретений — уменьшается.
С возрастом наблюдается снижение операционно-динамического, подвижного интеллекта, ответственного за базовую переработку информации и установление отношений классификации, в то время как предметно-содержательный кристаллизованный интеллект возрастает. Предметно-содержательный интеллект связан с функционированием операционно-динамического интеллекта в контексте определенных знаний и жизненных ситуаций. Снижение интеллекта не является линейным. Наиболее очевиден регресс там, где для решения интеллектуальных задач оказываются необходимыми скорость реакции и участие сенсорных органов и мышечной активности. Факторы риска снижения интеллекта. Среди первичных причин ухудшения когнитивной деятельности в пожилом возрасте можно назвать болезнь Альцгеймера и нарушения мозгового кровообращения. Среди вторичных причин важнейшую роль играют бедность и ухудшение состояния здоровья пожилого человека и ограничение общения и взаимодействия с социальным окружением. Также можно назвать плохую физическую форму пожилого человека, неправильное питание, побочные эффекты лекарственных средств и отказ от умственной деятельности. Сохранение активных форм деятельности и профессиональной практики предотвращает снижение интеллекта. Регрессивные изменения могут быть компенсированы за счет высокой пластичности познавательной сферы человека благодаря компенсации утраченных способностей. В результате, большая часть умственных способностей в пожилом возрасте практически не изменяется, однако уменьшается скорость когнитивной обработки информации. Хранение информации в сенсорных системах и кратковременная память с возрастом меняются очень мало; функции долговременной памяти, как правило, ухудшаются.
С возрастом изменяется стиль поведения в условиях стресса. Мужчины от активного стиля поведения переходят к более пассивному. В зрелые годы мужчины берут на себя ответственность, принимают решения. В пожилом возрасте они чувствуют большую свободу для выражения разнообразных черт собственной личности, в том числе и тех качеств, которые традиционно считаются исключительно женскими. Женщины по мере старения, как правило, становятся более агрессивными, приобретают большее влияние и начинают доминировать в соответствии с мужскими стереотипами. Возможно, это связано с освобождением от давления традиционных стереотипов общества, навязывающих женщине роль воспитательницы, а мужчине — источника средств для содержания семьи.
Пожилой возраст - один из этапов продолжения эмоционального роста. Эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти. До этого пожилые люди, как правило, испытывают все большее удовлетворение от межличностных отношений. У старика большая сложность эмоционального опыта и более совершенная регуляция эмоций, чем у зрелого человека. Он остро осознает хрупкость человеческой жизни и начинает ценить длительные отношения с близкими, стремится сделать их более эмоционально тесными. Количество социальных связей сокращается, пожилые люди сосредоточивают внимание на поддержании значимых для себя связей в ущерб знакомствам с посторонними для них людьми. Сложная смесь печали и радости, проистекающая из осознания быстротечности времени, часто позволяет пожилым людям утверждать, что их жизнь никогда еще не была столь хороша, как в эти годы. Отрицательные эмоции проявляются реже, чем раньше, возбуждение и стремление к разнообразию ощущений сокращаются, реже наблюдаются внезапные перепады настроения, лучший контроль эмоций. Все это дает пожилым людям более сильное ощущение собственного благополучия.
Важнейшим психологическим новообразованием старости является мудрость, позволяющая решать жизненные задачи на основе достижения баланса между знаниями и опытом и определенной жизненной позицией доброжелательности и оптимизма. Это обеспечивает эффективное или успешное старение, когда пожилой человек удовлетворен жизнью.
Удовлетворение от жизни в действительности мало связаны с возрастом как таковым. Наиболее важный фактор — здоровье человека. Также важны - материальное и социальное положение, супружеский статус, адекватность условий проживания, количество социальных взаимодействий и даже возможность свободно переезжать с места на место. Удовлетворение, которое человек получал от жизни ранее, оказывает влияние на чувство удовлетворенности своим состоянием в пожилом возрасте. Пожилые люди могут получать удовлетворение просто от поддержания собственной способности заниматься какой-либо деятельностью, для того, чтобы обрести поддержку и повысить собственную значимость, они обращаются к религии и расширяют свой круг общения. Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте также зависит от того, каким образом люди старшего возраста определяют позитивную деятельность. По их мнению, приятие жизненных изменений — важное условие позитивной деятельности.
Согласно теории Эриксона люди, достойно встречающие изменения и успешно справляющиеся с ними, лучше сохраняют душевное здоровье. Задачами пожилого возрастаявляются сохранение идентичности и обретение чувства личной целостности. Идентичность - постоянный набор общих представлений человека о его или ее физических, психологических и социальных качествах. Процесс поддержания постоянной идентичности заключается во включении новых явлений и изменяющихся жизненных обстоятельств в существующую «Я-концепцию» и приспособлении к тем важным событиям жизни и неприятностям, которые «Я» не может быстро ассимилировать. Для пожилых людей из-за серьезных изменений состояния здоровья и условий проживания поддержание чувства постоянства собственной идентичности может быть особенно важно. Пожилые люди, наиболее успешно приспособившиеся к изменениям, столь же хорошо справлялись с поддержанием и «ратификацией» собственной идентичности. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, они могли сказать: «Я тот, кем я был всегда». Опора на прошлое помогает сохранить представление о собственной идентичности.
Согласно теории Эриксона, завершающая стадия развития - психологический конфликт целостности против безысходности. Пожилые люди размышляют о том, оправдала ли их жизнь ожидания молодости. Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного жизненного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личностной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь длинную череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствуют отчаяние. В идеале разрешение этого конфликта должно привести к преобладанию целостности, сопровождаемой некоторой долей отчаяния, которая открывает дорогу к мудрости. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранять достоинство и целостное «Я» перед лицом физического распада и смерти.