Возможности использования чакрального подхода в парадигме биосинтеза
Данная статья — попытка структурировать современные представления о таком явлении, как чакры, для возможного использования различных вариантов работы с чакрами в режиме телесно-ориентированной психотерапии в парадигме биосинтеза. В обзоре используются материалы семинаров по курсу биосинтеза, научная литература (список прилагается) и собственные наблюдения из реальной клиентской практики. Не хотелось бы вдаваться подробно в философские аспекты самого понятия чакр (хотя это, вне сомнения, важно), ограничусь только минимумом, необходимым для понимания.
Для начала привожу в сжатом виде «классическое» определение, бытующее в современной реальности и мало что даюшее для исследований и практики. Чакры — это энергетические образования, через которые происходит обмен с окружающей средой. Через чакры (систему чакр) в энергетическое поле человека поступает и распределяется жизненная энергия (в Китае — Ци, в Индии — Пра-на, в Европе — биоэнергия и т.п.). В индуистской системе — 7 чакр, в тибетской — 13, в китайской — 39. Каждая чакра представляет собой небольшой по объему (с кулак величиной) сгусток энергии, пульсирующий, разного цвета, расположенный вдоль позвоночника. Энергия перетекает из одной чакры в другую, перераспределяясь таким образом в теле человека. Каждая чакра связана с определенными органами и выполняет определенную пси хологическую функцию. В момент рождения ребенка все чакры начинают функционировать («включаются»), в момент смерти прекращают («выключаются»). Существует понятие здоровой, правильно и хорошо функционирующей, чакры («открытой») и чакры неразвитой, недостаточно полно функционирующей («закрытой»). Можно воздействовать на чакры разными способами, возможно самоуправление, но это длительная, сознательная и тяжелая работа. Традиционно с чакрами работают снизу вверх.
Большая часть информации о чакрах носит оккульт-но-эзотерический характер, то есть это некоторые определенные сущности, активные в нашем реальном повседневном опыте, с проявлениями которых мы сталкиваемся регулярно, но не осознаем, а следовательно и не можем этими процессами управлять (могут только отдельные посвященные, что-то вроде жреческой касты). При таком подходе чакры становятся элементом современного мифотворчества, что не дает возможность исследовать их как некий феномен, и уж тем более — осознанно использовать в реальной жизни. Сам термин, «энергетический центр», является лишь условным обозначением, снижающим тревожность неопределенности и требующим некой веры в саму систему. До сих пор существуют лишь отдельные попытки разработать общую теорию чакр, то есть попытки дать максимально научное и полное описание данной системы и совокупности ее связей с внешней средой. Получается, что чакры — это то, что никто не видел, но все имеют и даже могут осознать (вряд ли в ближайшее время появится собственно научное определение чакр, что, впрочем, нисколько не мешает с ними работать, также как с такими феноменологическими понятиями, как душа, жизненная энергия и пр.).
Приходится использовать как постулат представление о том, что чакры существуют, и вся жизнедеятельность человека связана с их активностью вне зависимости от того, знает он об их существовании или нет, верит в данную систему или нет. На повседневном, ненаучном языке это звучит приблизительно так: я не знаю, что такое чакры, но если допустить их существование и работать с ними, то виден результат. Не может работать то, что не существует. Реальность чакр — это уровень осознания человеком тонких реакций тела на среду (внешнюю и внутреннюю) и тонких эмоциональных (психологических) проявлений. Такие мало осознаваемые, но ясно чувствуемые : проявления закодированы в языковых структурах. Когда мы говорим, что у нас «сердце сжимается от жалости», «ком в горле застрял от обиды», «екнуло под ложечкой», «животный страх» и многое другое, мы имеем в виду не анатомическое проявление, а именно психологическое и энергетическое. Многочисленные наблюдения уже давно показали, что с различными чакрами (центрами) связан определенный тип мышления, определенный тип отношения к миру и к себе в нем, определенный стиль взаимоотношений в социуме, определенный уровень осознавания себя. Мы говорим — «сердечный человек», вкладывая в это определение очень многое. На языке системы чакр — это человек с открытой анахатой. То же самое можно сказать и про определенные физиологические функции, связанные конкретно с определенными центрами. Как видим, система чакр естественно вписывается в ту систему жизнедеятельности, о которой идет речь, совпадая функционально и опытным путем. Это центры, в которых пересекаются внешний и внутренний миры. В повседневной жизни человек не пользуется чакрами и не осознает их, хотя они продолжают активно действовать. Представим себе, что внешняя (или внутренняя) среда воздействует на какой-либо центр; в нем возникает специфическая реакция, то целостное ощущение, которое вобрало в себя всю имеющуюся информацию (осознанную и неосознанную), хоть как-то связанную с данным воздействием, и если научиться разрабатывать этот центр, то можно получать очень тонкую информацию. В таком случае, человек практически не может быть дезадаптивен в жизни, он приспособит к себе почти любую ситуацию.
Когда речь идет о психотерапии, то возникает вопрос об анатомо-физиологических, психофизиологических и психологических коррелятах чакр. Имея дело с человеком как целостной структурой, мы необходимо выходим на психофизиологические показатели, причем на достаточно тонком уровне. Хотя при описании чакр приводится анатомическая топография каждой чакры, и те внутренние органы, которые попадают в зону ее активности, надо четко понимать, что это лишь те анатомические структуры, в которых возникают ошушения, осознаются человеком и связываются с функцией определенной чакры. Речь идет не о жесткой локализации, а о сегментах тела, попавших в зону деятельности чакры. Поэтому «сердце» и анахата — совсем не одно и то же. Сердечной чакрой ее называют потому, что проявления ее активности психологически носят характер сердечных проявлений, хотя это звучит как тавтология.
Говоря об использовании представлений о чакрах в телесно-ориентированной психотерапии, и в биосинтезе в частности, можно выделить ряд задач, определяющих возможности работы с чакрами через телесные корреляты.
Имеющиеся представления о системе чакр, то, что называется чакральным подходом, мы, естественно, используем целостно, но в реальной работе необходимо четко различать задачи и метазадачи данного этапа психотерапии. Такая иерархия предлагается для облегчения работы психотерапевта и очень условна, это лишь возможность как-то структурировать и осознавать, что именно происходит в данный момент времени между терапевтом и пациентом. Таких базовых метазадач в любом направлении психотерапии две: диагностическая и собственно терапевтическая.
Каким образом возможно использовать чакральный подход в диагностике? Мне кажется, в двух направлениях: как способ уточнения или понимания терапевтом реального запроса клиента и как способ выявления патогенной вытесненной эмоции при психосоматических заболеваниях. Как показывает моя практика (и не только моя, если судить по отзывам коллег), использование системы чакр и работы с ними дает ошутимый практический результат даже в том случае, если вы просто принимаете на веру существование такого подхода.
Теперь немного о направлениях работы. Их применительно к телесно-ориентированной психотерапии и конкретно биосинтезу, с моей точки зрения, присутствует три: прямое использование структурной работы для каждой чакры (при этом активность принадлежит терапевту), работа на уровне тонких энергий (активность делится между терапевтом и клиентом) и медитативные техники как специфический способ работы с тонкими энергиями (активность принадлежит клиенту, терапевт сопровождает и охраняет пространство безопасности). В первом случае клиент может быть совершенно не информирован по поводу чакр, во втором — необходима определенная подготовка клиента и в третьем — клиент должен быть достаточно информирован и должен принимать систему чакр как нечто реально существующее.
Лля уточнения запроса клиента и проверки своих домыслов и версий на эту тему можно использовать структурную работу по каждой чакре. Смысл следующий: если запрос истинный и версия терапевта верна, структурная работа сразу перейдет в процессуальную, причем, .на уровне этой же чакры. Если нет — тело само подскажет, с какой именно чакрой сейчас необходимо работать, а следовательно — с чем именно сейчас требуется работать. С моей точки зрения, если мы работаем в режиме психотерапии, а не духовных практик (что уже не есть психотерапия по определению, вернее, трансцендентный уровень психотерапии, согласно биосинтезу, на котором уже не существует понятий "терапевт" - "пациент"), то запрос может иметь место на уровне первой — четвертой чакры. Мы можем соотносить форму и характер запроса клиента с нашими представлениями о тех психологических зада ч, которые решаются на уровне определенной чакры. Для этого необходимо достаточно четко представлять себе область активности каждой чакры. Кратко опишу их, стараясь придерживаться психологического языка.
Муладхара — корневая чакра, обладает наиболее сильной энергетикой, связана с жизненной энергией и жизнью вообще, поэтому и называется корневой. Она обеспечивает физическое выживание и защиту от разрушения, поэтому не может быть закрытой, иначе клиент про-! сто не дошел бы до терапевта. Реальный запрос на уров-; не корневой чакры мог бы теоретически звучать так: «не : могу жить». В то же время понятно, что, являясь корне-; вой, муладхара оказывает очень сильное воздействие на все структуры (на все чакры). На этом уровне, видимо, возможны следующие расстройства: недостаточная энергетика (причинами могут быть перинатальные и серьезные родовые травмы, шоковые травмы, особенно в раннем возрасте), запертая в муладхаре энергия, которая ищет пути выхода, чаше всего неадекватные в реальной жизни (к такой ситуации могут привести серьезные и глубокие травмы развития). В первом случае мы может столкнуться с тем, что можно назвать оральным типом. Здесь необходимо долгое и медленное кормление до тех пор, пока энергии не окажется достаточно для жизни. На этом может и закончиться терапевтический процесс. Во. втором случае основной тактикой терапевта может быть максимальное заземление, то есть любая работа, направлен-нс»я на «проложение» правильного пути для энергии му-ла|Дхары. В моей практике был единственный случай именно недостаточной энергии в корневой чакре, да и та была «запрещена к употреблению». Пациентка волею судьбы, иначе не скажешь, имела все существующие травмы: перинатальные, родовые, развития и пр. Это был тот редкий случай, когда человек не мог жить, да еще и искренне; считал себя и свою жизнь «трагической ошибкой» (ее собственные слова). В данном примере экзистенциальная ситуация клиента могла быть охарактеризована следующим образом: хроническая врожденная недокормленность плюс полный запрет на использование даже той энергии, которая все-таки давала ей возможность дышать (очень плохо), передвигаться (с трудом) и думать (только о смерти). Понадобилось два года на регулярное кормление, чтобы появился хоть какой-то интерес к жизни. По моим показаниям, поддерживающая терапия понадобится ей еще очень долго, если не всю жизнь. Но это редчайший случай, по крайней мере, в моей практике он был единственным. Чаше встречаются случаи «запертой» в корневой чакре энергии, в результате чего плохо активизированы все последующие чакры. Все сказанное приводит меня к мысли, что прямая работа с корневой чакрой возможна, но крайне редка и специфична. А когда человек произносит слова «не могу жить» или «у меня нет сил жить» — это не запрос на работу с муладхарой, а некая метафора, обозначающая нарушения на других уровнях. Потребность в работе с корневой чакрой может возникнуть, если работа с другими чакрами постоянно требует энергетики корневой, но тогда это должно происходить как некое воссоединение муладхары с другими чакрами, то есть построение дороги для жизненной энергии.
Свадхистана — чакра творчества, как ее чаще всего называют, в том числе и сексуального (часто эту чакру считают ответственной только за сексуальность, что неверно). Энергия свадхистаны обеспечивает такие психофизиологические состояния, как уверенность, выносливость, терпение, равновесие (интересно, что при вестибулярном расстройстве оказалось полезным работать с этой чакрой). При нарушенном функционировании этой чакры возникают страх, гнев, тревога — то есть базовые эмоции, являющиеся наиболее патогенными в жизни человека. Отсюда очень часто возникает необходимость работы на уровне свадхистаны при психосоматических расстройствах и заболеваниях. Здесь, в Свадхистане, жи вет «животный» страх, связанный с угрозой жизни. Передняя проекция Свадхистаны — область Хара, задняя — область крестца. Стратегией работы с этой чакрой является центрирование. Так как Хара — центр самоидентификации и центр Ид, то условно можно назвать Свадхис-тану «чакрой невротизма». Такие жалобы, как постоянная сильная тревога (часто психиатры определяют ее как генерализованную тревогу) и тоска, крайняя неуверенность во всем, сексуальные проблемы, страхи, ночные кошмары и т.п. — заявка на работу со Свадхистаной. Мне кажется, что любая структурная работа с Харой или с крестцовой областью является хорошей прокачкой энергии Свадхистаны. Здесь, на этом уровне, чаше всего формулируется запрос. При психосоматических расстройствах эффективна структурная работа с крестцовой областью, так как именно там чаше всего контейнируется патогенная эмоция (страх — тревога — гнев). Так, из моей собственной практики, могу сказать, что работа с нейродермитами, астматическими компонентами аллергической этиологии, болями в спине психосоматического происхождения хорошо идет именно на уровне Свадхистаны с крестцовой областью. Но здесь в дальнейшем требуется работа на энергетическом уровне, чтобы выявленная и осознанная патогенная эмоция нашла в жизни клиента адекватный способ выхода, а не накапливалась снова. Грубо говоря, структурная работа на уровне Свадхистаны выявляет вытесненную эмоцию, приведшую к психосоматическому расстройству, а работа с энергией на этом же уровне приводит клиента к нахождению адекватного только для него способа дальнейшего мирного сосуществования с подобными чувствами и эмоциями.
Манипура — солнечное сплетение, «ответственна» за взаимодействие и взаимоотношения в другими людьми (отсюда — манипулировать), попе эмоций. При плохом функционировании этой чакры возникают так называемые «социальные страхи» (быть не понятым, не принятым,не любимым и т.п.), проблемы межличностного общения, низкий уровень социальной адаптации, страх оценки, чувство вины, ярость и многое другое. Здесь начинают формироваться зависимости и базовые механизмы зашиты. Например, проблемы «несчастной любви» терапевтически можно решать на уровне Манипуры. Вот если любовь называют «несчастливой» — то это запрос уже с Анахаты. Показаниями для работы с Манипурой является низкая адаптивность в социуме, а, следовательно, и все запросы из этой области. Стратегия — сначала создание безопасности, то есть заземление, затем — центрирование (при этом, надо иметь в виду, что всегда захватываются области Свадхистаны и Анахаты, т.е. ближайших чакр). Подавляющее количество клиентских запросов, как мне кажется, возникает именно на этом уровне, если считать, что человек идет к психотерапевту только тогда, когда начинает страдать от своей дезадаптированности в реальной повседневной жизни. Структурной работой на уровне Манипуры может быть практически любой вариант: работа с дыханием, опорами, границами и т.п.
Анахата — сердечная чакра. Этр нижний край ауры, место глубинных истинных чувств, таких как безусловная любовь, понимание и принятие, экзистенциальная печаль, радость жизни, сострадание, терпимость и т.п. Показаниями для работы с Анахатой являются, в первую очередь, кризисные ситуации в жизни человека:
— Возрастные и экзистенциальные кризисы, когда необходимо самому себе ответить на вопросы типа — Кто я, Куда я, Что я получаю и что отдаю Миру (я специально написала мир с большой буквы, чтобы отличить от социума на уровне Манипуры). Все три экзистенциальных кризиса, которые может пережить человек в течение жизни, происходят именно на Анахате, так как не имеют решения и требуют полного переосмысления, что, в свою очередь, трансформирует ценности и базовые представления.
— Жизненные кризисы, связанные с переживаниями запредельных шоковых травм (тяжелые потери, особенно потеря ребенка, очень тяжелое или смертельное соматическое заболевание, т.е. прямая и реальная угроза жизни, «случайное» выживание в техногенных катастрофах с сильными посттравматическими симптомами). Например, работа с пострадавшими от землетрясения или с людьми, действительно чудом уцелевшими в авиакатастрофах — это работа на уровне Анахаты. Сюда же входит и работа с терминальными больными. К работе с психосоматическими заболеваниями я бы отнесла псориаз и определенные виды онкологических заболеваний. То есть все те ситуации, когда приходится как бы заново осмысливать жизнь.
На уровне Анахаты нет вины, гнева, обиды. Я считаю, что работа с Анахатой — одна из самых эффективных и неэффектных. Так как с этого уровня может начинаться духовный рост, а не психотерапия, необходима очень большая осторожность. Если говорить на языке энергии, то энергия Анахаты очень сильна и качественно отлична. Как метафора: дойдя с первой чакры до четвертой, жизненная энергия совершает переход количества в качество и выходит уже в совершенно преображенном виде, то есть на уровне Анахаты начинается трансформация, метаморфоза. Работа на таком уровне требует очень хорошей проработанности самого психотерапевта и необходимости постепенного и осторожного проникновения в эту область, где фактически уже нет терапевта и клиента, а есть два Человека. Именно на этом уровне возникает эффект гурствования, не имеющий никакого отношения ни к психотерапии, ни к духовному росту и наносящий глубинный вред обоим участникам взаимодействия. Например, работа с матерью, потерявшей единственного взрослого ребенка, строилась именно на этом уровне, когда приходилось уйти из реальности жизни в реальность духа и там оставаться, потому что реальная жизнь потеряла какой бы то ни было смысл; терапевт его найти не может по определению, а клиент может не иметь сил и желания на его поиски. Это ситуации безусловного принятия жизни как процесса постоянных трансформаций, которые могут быть и очень тяжелыми. Простое присоединение клиента к своему сердцу (через свой пульс на запястье, локтевом сгибе, шее) дает просто фантастические результаты. Терапевт здесь часто должен быть пассивен, а это не всегда легко дается. Может быть одновременно использована и структурная (с руками в особенности) работа, и работа чисто на энергетическом уров- ; не. Но здесь хочу отметить одну важную особенность. При работе с Анахатой может произойти «пробой», при котором клиент сразу и очень глубоко соединится с теми чувствами, которые для него вообще были неизвестны. Это может оказаться попросту разрушительным. Надо быть внутренне готовым, чтобы испытать чувство вселенской любви, не разрушиться и найти ему применение в реальной повседневной жизни. Сила и необычность испытанного могут привести к очень плачевным результатам. Ответственность за происходящее целиком принадлежит терапевту. В упомянутом мною случае, когда пришлось работать с первой чакрой, дальнейшая работа строилась на Анахате: необходимо было все принять и все простить, чтобы строить дальше свою жизнь без вины и без ненависти, то есть "выращивать" любовь. Мне кажется интересным простроить речевые конструкции запросов с разных чакр, но об этом чуть ниже.
Вишудха — горловая чакра, связанная со способностью выражать себя во внешнем мире, понимать других через речь, коммуникабельность во всех смыслах (коммуникабельность есть и на Манипуре, но совсем другого качества). Если Свадхистана — чакра самоидентификации, то Вишудха — чакра самовыражения (самоактуализации по А. Маслоу). Мне кажется, что с этого уровня не может быть запроса, поскольку дефииитарность этой высшей потребности вообще не является прерогативой психотерапии. На этом уровне могут возникнуть проблемы зависимостей (как неадекватного способа замещения потребности в самоактуализации). Возможно, именно с этим может быть связана психотерапия. Чаше всего, хотя я могу и ошибаться, то, что мы принимаем за запрос с этой чакры, на самом деле находится гораздо ниже. Например, как мог бы «правильно» звучать запрос с Вишудхи: «Я знаю, что я хочу и могу отдать Миру, но не знаю, как именно это надо делать». Запрос с более низких чакр может звучать иначе — «я не знаю, надо ли что-нибудь миру от меня» (уровень 3 — 4 чакры).
Алжна — область третьего глаза. Это так называемый центр интуиции, чакра мудреца. Она ответственна за умение видеть сущность за формой (не теряя формы). С этой чакрой связан напрямую процесс индивидуаиии, начавшийся еше на Анахате, то есть осознание себя как уникального (а, следовательно, и абсолютно одинокого существа). Чувство экзистенциального одиночества возникает на Анахате и компенсируется там же принятием и любовью, на уровне Аджны уже не должно быть переживания страха одиночества. На этом уровне идет процесс не терапии, а духовного развития, куда не следует вмешиваться. Попытки использовать техники для «открытия» третьего глаза у неподготовленного и непроработанного на более низких уровнях человека, приведет к его разрушению (психическому и физическому). Это уже решение самого адепта и его полная ответственность за то, чем он занимается. Так как мы выходим (с моей точки зрения) из области терапии, то я не считаю возможным какую-либо работу на уровне Аджны. За исключением тех случаев, когда энергетика данной чакры оказывается включенной в расстройства на более низком уровне. Речь идет о прямой работе с Аджной.
Сахасрара — коронная чакра (корона — венец — завершение), верхняя точка ауры по некоторым представлениям (я сама аур не вижу и не понимаю, что это такое, поэтому использовать никаким образом эту систему не могу). Само расположение данного центра вне тела говорит о невозможности телесной работы на уровне этой чакры. Это сущностная чакра, на ее уровне возникает чувство «космичности», единства и целостности со всем существующим, осознание своей сущности (желательный, но мало возможный результат целой жизни), абсолютное принятие жизни во всех ее проявлениях (в том числе и смерти). Изменения на уровне Сахасрары — результат долгой и глубинной работы со всеми остальными чакрами. Возможная структурная работа с Сахасрарой есть работа только на заземление при «ложном открытии» седьмой, коронной чакры. А, следовательно, это работа на уровне максимум третьей чакры. Для меня это вне терапии, безусловно, вне любого манипулирования и вмешательства. Никакому терапевту туда попросту нет доступа, не стоит обольщаться. На энергетическом уровне работа, по-видимому, возможна только косвенная, через крайне осторожное использование энергии Сахасрары и только в экстремальных случаях. Человек с открытой коронной чакрой никогда не придет ни к какому терапевту. Но не потому, что не сможет (как в случае с Муладхарой), а потому, что он уже в позиции Учителя, то есть ему не надо. Я влезаю в область, где являюсь профаном (я имею в виду психиатрию), но на то и существует понятие «сме- . лость профана»: мне кажется, что возможна помощь тяжелым психиатрическим больным именно на уровне Сахасрары. Но совершенно не знаю, как это можно сделать, не убив при этом и пациента. Увы, это не шутка.
Итак, работая с чакрами в биосинтезе, мы необходимо задействуем следующие параметры, являющиеся одновременно базовыми и для чакрального подхода, и для биосинтеза. Так как энергия постоянно перетекает между чакрами, то слова «работать с какой-то чакрой» — это всегда условность, несколько облегчающая жизнь терапевту. Очевидно, что мы всегда работаем сразу на всех уровнях. При этом возможна работа как с физическим телом, так и на энергетическом уровне с тем же физическим телом, я бы сказала, что ее не всегда можно разделить. Следовательно, процесс терапии носит целостный характер и может проводиться на любом уровне клиентского запроса. Для меня существенно, что можно свести к минимуму помехи, связанные с личностью самого терапевта.
Теперь хочу повториться по поводу вербальных коррелятов запроса. Что, например, может означать запрос "меня никто не любит"? Практически все, что угодно. Если представить, представительство какой чакры идет в этом вопросе, то, скорее всего, - Манипура. Как может измениться запрос, если он идет с Анахаты? "Я никого не люблю". Разница существенна. Значительно облегчает терапевтический процесс возможность уточнения реального запроса клиента с помощью системы чакр. Например, такая жалоба, как «меня никто не любит» — что это за запрос? Это может быть проблемой межличностного общения, экзистенциальным кризисом, эндогенной депрессией и чем угодно. Исключив психиатрический диагноз, можно попробовать работать с Манипурой по логике области активности чакры. Если работа не перешла в процессуальную — значит, мы ошиблись, и запрос был все-таки не с Манипуры. Можем проверить через структурную работу, с Анахатой, если запрос шел с этого уровня, то тело само пойдет на работу с Анахатой. А так как мы знаем, что, работая с определенной чакрой, мы неизбежно захватываем в работе области двух соседних, то становится ясна «топография» проблемы данного клиента. А, следовательно, и стратегия терапии. Такой подход дает возможность значительно сократить время на выяснение реального запроса, так как мы обращаемся непосредственно к телу, следовательно, имеем дело со значительно меньшим сопротивлением (особенно, когда клиент не очень понимает, с чем вы работаете). Я понимаю, что выглядит слишком просто, но это только на словах. Области, которые, как мне кажется, могут быть включены в чак-ральный подход, это большая психиатрия, психосоматика и ряд соматических заболеваний. Но для меня это пока даже не гипотеза, а мечта. Помимо уточнения реального запроса клиента, Чакральный подход дает мне возможность разделить терапию и духовные практики, такие понятия, как духовность в психотерапии и уровни ведения клиента.
Что касается структурной работы по каждой чакре, то материала вполне достаточно для каждой чакры, поэтому подробно я на этом не останавливаюсь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «МИР ТЕЛЕСНОСТИ»
приглашает на развивающие и психотерапевтические семинары и тренинги по практической психологии;
обучающие и авторские программы по телесно-ориентированной психотерапии;
индивидуальную и групповую работу и консультирование.
Наши программы:
1. Базовая обучающая программа
по Телесно-ориентированной психотерапии
Включает изучение:
Концептуальных основ и практических приемов клас сических и современных методов телесно-ориентиро ванной психотерапии; технологий психотерапевтичес кой работы.
2. Типы характеров и эмоциональные травмы. Психологический портрет личности
В детстве, под воздействием травм (в том числе и внутриутробных), связанных с процессом развития ребенка, у нас закладываются разные стили характера — как способа регуляции стресса. Они «кодируются» в теле»; оформляются в модели поведения, отношений и проблем, с которыми мы имеем дело во взрослой жизни. В ходе 7 возрастных стадий развития формируется психологический портрет взрослой личности.
Как изменить себя? Как найти ресурсы разрешения трудностей в общении, откорректировать неудовлетворительные способы поведения, самовыражения, самореализации? Как обрести уверенность в себе и улучшить качество жизни? Как помочь своему ребенку?
3. Программа личностного роста, самопознания
и самосовершенствования
Программа создает условия для осознанного взаимодействия со своими иллюзиями, страхами, конфликтами; вырастания из" детско-родительских отношений, принятия себя и других; умения интегрировать негативные мысли и чувства; продвижения на пути мудрости, спонтанности, целостности. Участие в программе способствует процессу реорганизации своего «я», проработке и решению личностных проблем.
4. Психология любви и сексуальности
В программе:
Концепция любви и сексуальности; мужская и женская в идентичность; развитие и раскрытие женственности; не-«.. вротическое расщепление духовности и сексуальности,
любви и секса, кризисы отношений, страх одиночества. Творческий подход к любви и сексуальности, искусство построения отношений близости. Методы работы с энергетической системой тела, техники активизации сексуальной энергии.
5. Техники работы со стрессами, страхами
и депрессиями
Программа включает:
методики телесно-чувственного осознавания, способы проработки паттернов дыхания, движения, голоса, энергии, позы — фиксирующих хронические мышечные напряжения и зажимы.
6. Способы выхода из стрессов и травм
Работа с шоковыми травмами.
Мы получаем возможность стать собой, обрести смысл и радость жизни, только когда освобождаемся от последствий пережитых нами раннее бед, проблем и страданий.
В программе:
Разновидности травм; концепция разрешения шока; работа с «соматическими переживаниями», ресурсными состояниями, методы разрядки блокированной энергии шока. Система SIBAM.
Работа с хроническими телесными симптомами, снами, зависимостями в отношениях, страхами
Процессуально-ориентированная психотерапия позволяет осознать, что именно происходит на глубинных планах тела и психики, найти ключи к смыслу и к разрешению наших проблем, недомоганий, кризисов.
8. Body-work. Массаж стоп — против стресса и депрессии
Существует тонкая взаимосвязь напряжений в теле и блокированной ими эмоциональной энергии и жизненной силы. Состояние ног отражает степень стабильности человека, его опоры и защищенности.
В программе:
;; специальные приемы психорелаксационного массажа , стоп; техники расслабления и саморегуляции; навыки л работы с биологически активными точками и зонами, .'■т запуск механизма оздоровления организма и психики.
9. Исцеление отношений
От одних поколений семьи к другим могут передаваться модели поведения, жизненные «сценарии» и установки. События в прошлом семьи могут «закодировать» человека на неблагоприятные роли и отношения.
В программе:
прояснение и психологическая коррекция семейных «сценариев» и ролей; восстановление истинных связей с семейными корнями; психологическое завершение отношений с живыми и умершими членами семьи.
Ведущий и автор программ ЛЮДМИЛА КИСЕЛЕВА
психолог, кандидат философских наук, имеет международную сертификацию по основным направлениям телесно-ориентированной психотерапии: биосинтезу, бодинамическому анализу, соматопсихологии, процессуально-ориентированной психотерапии
Телефоны: 159-13-21, 116-62-78, 346-36-88. E-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ТАНАТОТЕРАПИИ
г. Москва
силами своих сотрудников и приглашенных специалистов
проводит:
- конференции по танатотерапии;
- индивидуальные сеансы танатотерапии;
- индивидуальные психологические консультации по ши
рокому кругу проблем (страхи, в т.ч. страх смерти; бес
сонница; аноргазмия; невынашиваемость беременнос
ти и др.);
- чтение лекций и проведение семинаров в рамках обу
чающей и образовательной программ*;
- консультации организаций на предмет выявления в
их жизнедеятельности деструктивных и «суицидальных»
тенденций;
- встречи в рамках Клуба танатотерапии и Клуба тана-
тотерапевтов —"
издает
учебно-методические пособия по танатотерапии
Институт танатотерапии
125047 Москва, а/я 10
www.thanatotherapy.ru
e-mail: [email protected] ..„„,
л/ Тел./факс. (095) 274-67-69
* Сотрудники института прочитают лекции и проведут семинары по танатотерапии в Вашем городе
ЭНЕРГИЯ
И ХАРАКТЕР
Журнал биосинтеза Выпуск № 2
Российская редакция .
Редакторы: Владимир Баскаков
Галина Чениова
Корректор: Елена Замараева
Верстка: Ольга Кокорева
Подписано в печать 7.06.2002 г. Гарнитура Presquire. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Тираж 500 экз.
[*] Перевод В. Березкиной-Орловой