К соревнованиям на этапе спортивного совершенствования

Психологическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям на данном этапе предполагает перевод спортсмена на более высокий уровень своей деятельности, и должно осуществляться в соответствии с положениями, накопленными в отечественной психологии, педагогики, теории физического воспитания и спортивной тренировки.

Цель психологического обеспечения – создание психологических предпосылок для демонстрации высоких спортивных результатов на соревнованиях.

Содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям включает работу по следующим направлениям: 1) диагностика и коррекция состояния психологической готовности спортсменов к соревнованию; 2) совершенствование и сохранение навыков психической саморегуляции; 3) обеспечение восстановления работоспособности после тренировок и соревнований и сохранение спортивной мотивации; 4) планирование соотношения видов подготовки спортсменов; 5) коррекция направленности тренировочной нагрузки на основе диагностики состояния спортсмена; 6) накопление и реализация когнитивного ресурса спортсменами; 7) совершенствование индивидуального стиля соревновательной деятельности.

Диагностика и коррекция состояния психологической готовности спортсменов к соревнованию.При организации психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованию необходимо учитывать динамику состояния предстартовой психологической подготовленности спортсмена. Именно на основе его изменения на этапе непосредственной психологической подготовки у конкретного спортсмена и отклонения от заданных параметров и должна строиться психологическая подготовка его к соревнованию. При этом необходимо знать факторы, влияющие на динамику психологической готовности конкретного спортсмена. При организации психологической подготовки необходимо знать индивидуальные проявления этого состояния, проявляемые на этапе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию, и на этой основе осуществлять управление процессом психологической подготовки к данному соревнованию, а не к соревнованиям вообще.

При организации психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованию необходимо учитывать исходный уровень проявления каждого из составляющих психологической подготовленности компонентов: потребностно-мотивационного, рефлексивного, эмоционального, двигательного (сенсомоторного).

Диагностика состояния психологической готовности спортсменов на предсоревновательном этапе осуществляется: 1) вначале предсоревновательного этапа; 2) после первого (втягивающего) микроцикла; 3) после второго (ударного микроцикла); 4) после третьего (восстановительного) микроцикла за день до соревнования. Содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованию при недостаточном развитии каждого составного компонента предстартовой психологической подготовленности представлено в предыдущее параграфе.

Совершенствование и сохранение навыков психической саморегуляции.При выявлении недостаточной сформированности навыков психорегуляции у спортсменов с каждым индивидуально проводятся сеансы обучения психорегуляции с использованием психорегулирующей тренировки и массажа по методике, описанной выше. Сеансы проводятся в свободное от тренировок время. С целью сохранения умений психорегуляции со спортсменами (в групповой форме) после каждой спортивной тренировки проводятся сеансы ПРТ в течение 20 минут, используя варианты расслабления и мобилизации с помощью гетеро- и аутовнушения.

Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе.Учитывая, что на данном этапе спортсмены, как правило, имеют достаточный уровень физической и технической подготовленности, то акцент в тренировках на предсоревновательном этапе делается на психологическую подготовку. Соотношение видов подготовки представляется следующим образом:

- физическая подготовка 20 %,

- техническая подготовка 10 %,

- тактическая подготовка 20 %,

- психологическая подготовка 50 %.

Обеспечение восстановления работоспособности спортсменов и сохранение спортивной мотивации.Решение данной задачи представляется особенно важным и должно осуществляться после каждого тренировочного занятия и соревнования. В групповой форме проводятся сеансы психорегулирующей тренировки в течение 15–20 минут. ПРТ проводится в форме гетеровнушения с чередованием аутовнушения. С отдельными спортсменами, у которых выявлено выраженное утомление, сеансы проводятся с использованием ПРТ и массажа. До и после занятий фиксируется эмоциональное состояние с помощью методики САН (самочувствие, активность, настроение). Подробное содержание работы по этому направлению представлено в предыдущем параграфе.

Коррекция направленности тренировочных нагрузок на основе диагностики состояния спортсмена.На этапе спортивного совершенствования чувствительность организма спортсмена к тренировочным нагрузкам повышается. Значение характера преддеятельностного состояния на выполняемую работу возрастает. В этой связи становится актуальным вопрос коррекции направленности тренировочных нагрузок. Содержание работы по решению данной задачи представлено в предыдущем параграфе.

Накопление и реализация когнитивного ресурса спортсменами на соревнованиях.На данном этапе в виду большой самостоятельности спортсмена, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности, спортсмену необходимо пополнять свой когнитивный ресурс и использовать его в подготовке к соревнованиям и участию в них.

Спортсмен должен знать: 1) какое у него доминирующее состояние в процессе подготовки к соревнованиям (на предсоревновательном этапе) и какое предстартовое состояние (непосредственно перед выступлением на соревновании); 2) каковы характеристики доминирующего и актуального предстартового состояний; 3) какие средства и методы использовать в случае наличия неблагоприятного предстартового состояния; 4) как мобилизовать себя на проявление максимальных физических и волевых усилий; 5) как предотвратить возникновение неблагоприятного предстартового состояния.

Совершенствование индивидуального стиля соревновательной деятельности.На данном этапе на основе приобретения соревновательного опыта и учета результатов выступлений на соревнованиях возникает необходимость корректировки и совершенствования сформированного стиля соревновательной деятельности.

Темы для рефератов

1 Проблема психологического обеспечения многолетней подготовки спортсменов

2 Содержание психологического обеспечения тренировочного процесса.

3 Содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов в соревновательном периоде.

Литература

1 Алексеев, А. В. Преодолей себя / А. В. Алексеев. – М. : Фис, 2006.

2 Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. – Омск, 2001.

3 Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М. : Фис, 2006.

4 Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. – Краснодар : КГИФК, 1995.

5 Марищук, В. Л., Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук. – М. : Просвещение, 1984.

6 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

7 Психологическое обеспечение спортивной деятельности / под ред. Г. Д. Бабушкина. – Омск : СибГУФК, 2006.

8 Смоленцева, В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В. Н. Смоленцева. – Омск : СибГУФК, 2003.

9 Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. – М. : Академический проект, 2005.

10 De Charms, R. Motivation enhancement in education settings / R. De Charms // Research on motivation in education. – V. 1. – N. Y., 1984. – P. 275–310.

Наши рекомендации