Стадии процесса социализации
1. Дотрудовая.
Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Она разделяется на периоды:
а) Стадия адаптации, или первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
б) Стадия индивидуализации. б.1.) Промежуточная социализация. Появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. Характерна подростковому возрасту. б.2.) Устойчиво концептуальная социализация. Характеризуется вырабатыванием устойчивых свойств личности. Юношеский возраст (18-25 лет).
в) Стадия интеграции. Появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
2. Трудовая стадия.
Охватывает весь период зрелости человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
3. Послетрудовая стадия.
Рассматривает пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему – это нормы, ценности и знаки.
Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, называются институтами социализации.
К механизмам социализации относят: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексию.
Импритинг – это специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родители, братья и сестры, будущие половые партнёры, пищевые объекты, характерные признаки обычного места обитания.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Социальная установка
Процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно воспроизводит. А формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.
У Узнадзе установка – это готовность субъекта к определенным действиям, к активности. Она больше касается физиологических потребностей человека.
В социальной психологии пользуются синонимом термина «социальная установка» аттитюдом.
Аттитюд– социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми.
После длительного изучения проблемы были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми последователями. Аттитюд понимался как:
а) определенное состояние сознания и нервной системы;
б) выражающее готовность к реакции;
в) организованное на основе предшествующего опыта,
г) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Таким образом, установлена зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
В дальнейшем были выделены 4 функции аттитюдов:
1) приспособительная (называемая адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижением его целей;
2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения (называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Все эти функции аттитюд способен выполнить, потому что обладает сложной структурой.
Структура аттитюда (по М.Смиту)
1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки.
2. Аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему.
3. Поведенческий компонент – последовательное поведение по отношению к объекту.
Последующее изучение структуры аттитюда привело к появлению двух предположений:
1. М.Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно 2 аттитюда: на объект и на ситуацию. “Включаться” может то один, то другой аттитюд.
2. Д.Кац и Э.Стотленд предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поведения, реакции, поэтому будет различным.
Все дальнейшие изучения аттитюда все больше и больше дробили его на части. И возникла опасность потерять целостность этого феномена. Попытка преодолеть эту проблему содержится в “диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности” (Ядов, 75). Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Выделяется 4 уровня диспозиций:
1. Элементарные фиксированные установки, как их понимает Д.Н.Узнадзе. Этот уровень регулирует непосредственные реакции субъекта на ситуацию (“поведенческий акт”).
2. Социальные фиксированные установки или аттитюды. Этот уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях.
3. Базовые социальные установки. Этот уровень регулирует некоторые системы поступков или то, что мы называем поведением.
4. Система ценностных ориентаций личности. Это высший уровень диспозиций, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях. Этот уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности.
Личность в группе
Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. И здесь важна роль конкретной группы. Личностью не рождаются, поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление.
Докажем, что группа действительно “наделяет” личность определенными свойствами.
1) Любой продукт деятельности производится в группе и является результатом активности каждого. В результате деятельности личность как бы сопрягается с другими членами группы, и, следовательно, оценивается ими. Такая оценка предполагает существование некоторых нормативов. Значит, существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы. И они каждой личностью осознаются и развиваются.
2) Всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются определенные качества личности. Демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой через групповые критерии. Это также способствует наделению личности “нужными” группе качествами.
Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.
Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности. Примерами социальных ролей являются также половые роли, профессиональные, этнические. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
Исполняя много разных ролей, человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта, когда ему предъявляются противоположные социальные требования. В разных ситуациях человек исполняет различные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя.
Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному “Я”.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций называется статусом и предполагает определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто он обусловлен занимаемой должностью.
Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).
Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.
Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, старость…). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.
Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.