Концепция этногенеза л.н.гумилева

Несмотря на многократные попытки ученых объяснить про­цессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существую­щие концепции носят преимущественно частный характер. До на­стоящего времени в этнологии нет законченных, научно аргумен­тированных теорий, которые бы давали полное и убедительное Описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направле­нии продолжается. Большой интерес сегодня вызывает концепция этногенеза Льва Николаевича Гумилева.

Создавая свою теорию этногенеза, Гумилев положил в ее осно­ву в качестве главного постулата тезис о природно-биологиче-ском характере этноса, обусловленном тем, что он является со­ставной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Гуми­лев определяет этнос как биофизическую реальность, а потому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процес­сах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, участвуя в тех процессах, кото­рые протекают в ней. А это гигантские по своим масштабам про­цессы, в значительной мере сформировавшие весь современный облик нашей планеты, сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами. В.И.Вернадский на­звал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества био­сферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера про­сто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реа­гирует на энергетические всплески, происходящие там. Эта связь была доказана нашим соотечественником А.Л.Чижевским. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов по­пуляций - стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в ги­гантских количествах, чтобы броситься в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится за­метной на уровне этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза.

Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколь­ко раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отве­чающего за восприятие энергии организмом из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано 9 пассионар-ных толчков: 4 до нашей эры и 5 за последние два тысячелетия.

Суть явления пассионарности состоит в том, что до мутацион­ных изменений человек получает из окружающего мира ровно столько энергии, сколько ему необходимо для нормальной жизне­деятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию этого гена, человек становится способным воспринять значитель­но больше энергии, чем ему необходимо. Так образуется избыток энергии, который может быть направлен в любое русло. Такой человек будет обладать повышенной тягой к действию - пассио-нарностью. Эта избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, на создание новой религии или научной теории. Если же некото­рое количество людей, обладающих этим признаком, соберется вместе, объединенное одной целью, и если при этом они находят­ся в благоприятных географических условиях - необходим разно­образный ландшафт - появляется зародыш нового этноса, начи­нается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130-160 лет возникновением нового народа. Наиболее существенны­ми отличительными признаками нового этноса являются специ­фические стереотипы поведения, которые передаются после­дующим поколениям не генетически, а через механизм сигналь­ной наследственности, через культуру, когда потомство путем подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно эти стереотипы и создают пассионарии.

Таким образом, процесс этногенеза Гумилев связывает с пассио-нарностью - образованием внутри старого этноса или нескольких этносов некоторого количества людей с повышенной тягой к дейст­вию. Это становится пусковым механизмом этногенеза.

После этого этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл жизни этноса продолжительностью око­ло 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине.

Этногенез по Гумилеву - процесс получения однократного за­паса энергии после вспышки космического излучения и дальней­шей его растраты в ходе развития этноса, пока последний не при­дет в состояние гомеостаза - равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю.

Фазы развития этноса связаны с определенными уровнями пас­сионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.

После пассионарного толчка наступает фаза подъема, которая продолжается 200-300 лет. Она связана с экспансией нового этно­са, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на лю­бые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племен и активно отстаи­вающую свои интересы, часто за счет соседей.

Основной императив поведения в этой фазе: «Будь тем, кем ты должен быть». Примером могут служить все молодые народы: предки современных англичан и французов в IX веке, монголы в XII веке и т.д.

Затем наступает акматическая (от греч. «акме» - высшая точка) фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайше­го уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассио­нарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегре­ва, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, - одна из самых тяже­лых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, куль­турных потерь.

Основной императив поведения в это время: «Будь тем, кем я хочу». Люди хотят уже не общего блага, а только своего. Обычно это связано с тем, что глобальная цель предыдущей фазы - созда­ние великого государства - уже достигнута. Примером может служить Европа периода феодальной раздробленности или Рос­сия периода Смутного времени.

В конце концов большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного на­пряжения в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпас-сионариями - людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны - это бродяги, люмпены, босяки, бомжи. Появление этих признаков означает наступление фазы надлома - кризисной фазы, продолжающейся 200 лет.

Жизнь в фазе надлома очень тяжела. Мы это знаем на собст­венном опыте, так как наша страна находится сейчас в конце этой фазы. Западная Европа пережила ее в период Реформации и



Контрреформации, заплатив за свое нынешнее спокойствие не менее кровавую дань, чем мы в XX веке.

После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя, и это говорит о том, что этнос перешел в следующую - инерцион­ную - фазу. В ней наблюдается некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идет укре­пление государственной власти, социальных институтов, интен­сивное накопление материальных и духовных ценностей, актив­ное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» - законопослушного, работоспособ­ного человека.

«Будь таким, как я!» - господствующий императив поведения
инерционной фазы сменяет императив предшествующего перио­
да: «Мы устали от великих». Это означает, что люди наконец-то
понимают, что именно индивидуальности, пытающиеся про­
явиться во всей своей оригинальности, представляют наибольшую
опасность для соседей. Примером служит современная Западная
Европа, Киевская Русь Х1-ХП веков, Китай эпохи Сун. ',

Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассио-: нарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечет не­избежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, кото­рая сбрасывается после последнего фазового перехода.

Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее
воздействие цивилизации на природу, которая в конце концов не
выдерживает этой нагрузки. Недаром все крупнейшие цивилиза­
ции древности оставили после себя в прямом смысле слова пусты­
ни, занявшие место прежних плодородных земель (Вавилон, Еги­
пет и др.). Наступает фаза обскурации - старости этноса. Это
происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время
пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за
счет появления значительного числа субпассионариев, что делает
невозможной никакую конструктивную деятельность, и этнос су­
ществует за счет прежних запасов. В результате общественный
организм начинает разлагаться: фактически узаконивается кор­
рупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособ­
ность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на
настроениях толпы. Численность этноса и его территория значи-
тельно сокращаются, он может легко стать добычей более пас- <
сионарных соседей. ;

Меняется императив поведения: «Будь таким, как мы», причем! определяют его отныне люди нетворческие и нетрудолюбивые^' эмоционально и умственно неполноценные, но при этом обла­дающие повышенными требованиями к жизни (не выходящими^:

правда, за пределы того, что нельзя съесть или выпить). Всякий рост становится явлением исключительным, трудолюбие подвер-; гается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя поло­житься. Идет настоящий естественный отбор. Но тут-то и насту­пает возмездие. Субпассионарии разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но, победив, умерт­вив соперника, они гибнут сами.

Классические примеры - Рим эпохи поздней империи, Китай с СУП века, Русь перед нашествием татаро-монголов.

Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или 1ереходу ее к состоянию гомеостаза, которого может достичь !ишь незначительная здоровая часть этноса.

Иногда бывает возможна фаза регенерации - временное вос-гановление этнической системы после обскурации за счет сохра-мвшейся на окраинах ареала пассионарности.

Примером может служить Византия в последний период своей гистории. После падения Константинополя в 1204 г. под натиском крестоносцев казалось, что великая империя погибла безвозврат­но от нее остался крохотный обломок - Никейская империя - ок­раина прежней Византии. Но именно из нее через 50 лет смогла возродиться Византийская империя, которая, правда, была только тенью прежней великой Византии, но просуществовала еще 200 лет. Это смогло произойти только за счет того, что в фазе об­скурации именно на окраине ареала обитания этноса сохранилась повышенная пассионарность.

В любом случае это короткий всплеск активности накануне за­вершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионар­ность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять куль­турную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.

Такую картину мы наблюдаем на Алтае. Там живут телесы, те-ленгиты, телеуты, алтай-кижи. У всех у них есть богатый былин­ный эпос. Такую же картину можно увидеть у киргизов Тянь-Шаня, индейцев пуэбло и других, некогда могучих этносов, пре­вратившихся в малочисленные племена. Кристаллизованная пас­сионарность - искусство спасло их от растворения среди соседей, от ассимиляции и связанных с ней унижений.

После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних. Изменяются не лю­ди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с обычным большинством были пассионарии, многим мешавшие, но прида­вавшие этносу сопротивляемость и вызывавшие стремление к пе-





ременам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижа­ется и ее резистентность (сопротивляемость). А это значит, что взамен приобретений идут утраты.

Дальше все зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса будут меняться, превращаться в милых, безобид­ных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они продолжа­ют терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени. На конечном этапе они просто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи. Так живут чукчи -прекрасные охотники, обладающие развитой мифологией. Сход­ную картину демонстрируют племена Центральной Африки, чле­ны которых не знают даже, сколько им лет (при том что они пре­красно ориентируются в джунглях). Но эти этносы живут в кон­такте с более пассионарными соседями, которые держат их в форме. Если же этого не будет, то остатки этноса могут просто вымереть из-за отсутствия желания жить. Такие этносы сегодня живут в некоторых заповедниках.

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этниче­ского гомеостаза имеет очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл по­вторяется из поколения в поколение, система сохраняет равнове­сие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправлен­ной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гар­моничных людей - достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способ­ности что-либо менять в жизни.

В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедст­вия или не будет ассимилирован. Так живут народы Австралии, Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассио-нарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза -процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли.

Темы докладов и рефератов

1. Этногенез славянских народов.

2. Расогенез и его особенности.

Литература

Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. - М., 1989.

Алексеев В. П. Этногенез. - М., 1986.

•^Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988. (Антропология и геногеография. - М., 1974. \ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. \ГумилевЛ. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1992.

Гумилев Л. Н. От Руси к России. - М., 1992.

Итс Р. Ф. Введение в этнографию. - Л., 1991.

Народы и религии: Энциклопедия. - М., 1998.

ЧебоксаровН.Н., ЧебоксароваИ.А. Народы. Расы. Культуры.-М., 1


Наши рекомендации