Перечень контрольных вопросов для самооценки студента. ´Вопросы для самопроверки
´Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.
2. Охарактеризуйте волевые действия.
3. Раскройте взаимосвязь воли и сознания.
4. Какие вы знаете теории воли?
5. Каковы взгляды античных и средневековых философов на проблему воли?
6. Что является физиологической основой воли?
7. Что вы знаете о нарушениях воли?
8. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.
9. Что такое волевое усилие и решительность?
10. Что относится к волевым качествам человека?
11. Каково соотношение волевых усилий и волевых качеств?
12. Основные этапы развития воли у ребенка.
13. Какова роль сознательной дисциплины в формировании воли.
14. Назовите факторы, способствующие проявлению волевых усилий.
15. Количественная оценка уровня развития волевых качеств.
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача 1.
Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности.
1.
1. Воля | A. Объективация |
2. Эмоции | B. Выдержка |
3. Память | C. Талант |
4. Способности | D. Адаптация |
5. Ощущение | E. Реминисценция |
F. Страсть |
2.
1. Эмоции | A. Оперативная |
2. Характер | B. Избирательность |
3. Восприятие | C. Абстракция |
4. Память | D. Исполнительный этап |
5. Воля | E. Акцентуация |
F. Апатия |
Задача 2.
Из данных понятий выстроите логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.
2. Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.
Задача 3.
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1. Воля — _____________________ регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних _____________________.
2. Благодаря ___________________ разумное решение претворяется в _________________.
3. Воля — _______________________ человека управлять по своему _______________ решению _______________________ процессами и состояниями, различными параметрами _____________________.
4.___________ обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: ______________ («не хочется, но надо») и ___________ («хочется, но нельзя»).
5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях — исследование _______________ и исследование _____________________.
Задача 4.
В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
1. а) воля — б) чувства;
2. а) воля — б) личность;
3. а) воля — б) знания;
4. а) психика — б) воля;
5. а) произвольность — б) воля;
6. а) сознание — б) воля;
7. а) отражение — б) воля.
Задача 5.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Критерием проявления воли является… а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. Волевое поведение выполняет функцию…а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. Структурный элемент самоконтроля — ... а) цель; б) операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Эмоционально-волевая регуляция — это... а) саморегуляция состояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
5. Воля — это... а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.