Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания

Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день.

Т. Кун, 1962 г. : "Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу".

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Характеристики современной науки (по Майерс, Хансен)

- научная ментальность - представление о реальности (психологической) и возможностях ее познания как часть научной психологической картины мира ( психика и поведение предмет психологии как реально (объективно) существуют, они определенным образом организованны и подчиняются объективным законам, явления имеют причину, их вызвавшую, психика и поведение (законы, которым они подчиняются) могут быть познаны)

- опора на эмпирические данные – получение эмпирических данных (фактов) для подтверждения теоретических утверждений (теорий).

Эмпирические данные - данные, полученные в ходе научных исследований с использованием научных методов (наблюдения и экспериментирования).

- поиск общих принципов или законов.

Законы: идеал научного исследования, «стоят» за наблюдаемыми явлениями и фактами, структурируют, организуют наблюдаемые явления, объясняют явления.

- логичность, последовательность, непредвзятость, экономия доводов как характеристики мышления исследователя

- публикация результатов

- воспроизводимость как средство оценки достоверности выводов и как критерий научности полученных знаний

- самокоррекция (критичность). Научные выводы – не рассматриваются как окончательное знание. Чем больше подтверждающих теорию данных – тем больше уверенность в корректности научных выводов. Альтернативная теория может заменить (получить признание) старую теорию, если будет получено достаточно много подтверждающих ее данных.

Таблиц 2

Две парадигмы в психологии: естественнонаучная и гуманитарная

Естественнонаучная Гуманитарная
Опора на чувственное познание, на эмпирические факты - это фундаментальное отличие естественных наук от гуманитарных. Рассуждения привязаны к чувственному (эмпирическому) опыту. Они носят, преимущественно, объясняющий характер по отношению к опыту. Гуманитарные науки не скованны жестким ограничением привязки к эмпирическому опыту, вольны в полете своей фантазии, факты не объясняют, а, преимущественно - интерпретируют, толкуют.
"Номотетический" (обобщающий) метод - поиск общих закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Количественный метод (логического) постижения реальности. Идеографический" (описательный) метод - описание частных, индивидуальных и уникальных свойств, присущих изучаемым явлениям. Качественный метод (интуитивного) постижения реальности.
Познать предмет или явление – значит определить их место в системе научных знаний, подвести под общий закон. Познать предмет или явление - значит придать ему смысл в рамках используемой концепции, истолковать (интерпретировать) в соответствии с приемлемой позицией.

Структура научного знания

 
  Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru

Рис. 1. Компоненты научного знания

Теория –некоторое утверждение, касающееся возможных связей между рядом абстрактных переменных (Д.Мартин). Утверждения теории носят вероятностный характер, т.к. его истинность всегда находится под сомнением. Абстрактные переменные – общие категории обстоятельств или поведения, а не конкретные факты.

Фрустрационная теория агрессивности: агрессивное поведение есть следствие состояния фрустрации.

Наблюдение (факты) Абстрактные переменные
Ударяет молотком игрушку Агрессия, фрустрация

Функции теории - организует факты в системы знаний, дает объяснения явлениям, позволяет предсказывать явления. Развитие научных знаний – смена теорий новыми, обладающими большей объяснительной силой (объясняют больше фактов).

Теории разной степени общности(основание – степеньблизости или дальности пути к их эмпирической проверке.

- теория нижнего уровня - нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в которых понятия максимально нагружены эмпирически.

- теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки (теория Левина).

- теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирическому подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям (теория деятельности Леонтьева).

Научные факты

- знание о каком-то событии, явлении, достоверность которого доказана (синоним истины),

- предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. При сообщении о факте (научной публикации) необходимо приводить описание метода, с помощью которого получены данные. Пример психологического факта: объем кратковременной памяти составляет 7±2 единицы.

Гипотезы - это научные предположения, вытекающие из теории, которые еще не подтверждены и не опровергнуты.

Разновидности гипотез (1):

теоретические– часть теории. Являются результатом совершенствования теоретического знания.

эмпирические(исследовательские) - предположения о связи параметров, которые могут быть проверены. Выводятся, как правило, из теории и направлены на ее проверку. Служат для организации эксперимента.

статистические – предположение относительно значений статистических параметров. Необходимы для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров (на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований).

Разновидности гипотез (2):

экспериментальные - о причинно-следственных связях между явлениями

неэкспериментальные - о статистических связях между явлениями или о существовании явлений

Разновидности гипотез (3):

индуктивные – от частных утверждений о фактах к более общим утверждениям. Выдвигаются на ранних стадиях иссследования, в мало разработанной области знаний.

дедуктивные – от общих теоретических утверждений к менее общим. Выдвигаются в

достаточно теоретически разработанной области знаний.

Наблюдение Теория

Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru

Теория

Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru

Дедукция

 
  Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru

Прогнозируемое наблюдение (Гипотеза)

 
  Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru

Экспериментирование

       
  Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru   Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru

Подтвержденное наблюдение Неподтвержденное наблюдение

       
  Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru   Основа научного психологического метода - парадигма современного естествознания - student2.ru

Подкрепленная теория Ошибочная теория

Рис. 3. Связь теории с экспериментированием

Научное исследованиенаправлено на проверку теории (теоретической гипотезы). Результатом исследования является получение эмпирических данных (научных фактов), подтверждающих или опровергающих теорию. Основные методы: эксперимент, наблюдение, измерение

Процесс научного исследования:Выдвижение гипотезы > Планирование исследования > Проведение исследования > Интерпретация данных > Опровержение или неопровержение гипотезы > Формулирование новой гипотезы (в случае опровержения старой)

Классификация исследований:

- эмпирические и теоретические

- фундаментальные и прикладные

- монодисциплинарные и междисциплинарные

- аналитические и комплексные

Типы исследований по цели:

- поисковые - попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом.

- критические - проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

- уточняющие (большинство исследований, проводимых в науке) — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

- воспроизводящее — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов

Наши рекомендации