Психологическая служба в системе образования
Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время были сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практического психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-практики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому потенциалу.
В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комитета СССР по народному образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю систему воспитания и обучения - от дошкольного возраста (детские сады и детские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, ПТУ и пр.). Соответственно меняется название службы - не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования.
В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному образованию было утверждено «Положение о психологической службе в системе образования», которое определило ее статус, структуру, права и обязанности работников этой службы, содержание их деятельности и продолжительность различных видов работы школьного психолога.
Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности. Работники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.
Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.
Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.
Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.
В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:
- необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей .на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;
- важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей;
- задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Современные концепции школьной психологической службы
Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные из них - это концепция И. В. Дубровиной и концепция Л. М. Фридмана.
С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе - воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. - организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.
Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.
Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога:
1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов;
2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей;
3) изучение процесса личностного развития учащихся;
4) оценку воспитанности учащихся.
Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья - человечность индивида - понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психологической службы образования. Основное средство достижения указанной цели - создание психолого-педагогических условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования:
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитие индивидуальных особенностей детей - их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов;
3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.
Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная генерация - практические психологи образования, которые должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).