Перечень вопросов к зачету
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа
_______________________________________
Сургутский государственный университет ХМАО
_______________________________________________
Кафедра экономики и управления
О.А. Иванова Г.И. Иванов
Этика и психология делового общения
Методическое пособие
Для студентов экономических и управленческих специальностей
Всех форм обучения
Сургут
Издательство СурГУ
Иванова, О.А. Этика и психология делового общения: Методическое пособие для студентов экономических и управленческих специальностей всех форм обучения /О.А. Иванова, Г.И. Иванов; Сургут. Гос. ун-т. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - с.
Методическое пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальностям 060800 (080502) Экономика и управления на предприятии; 060500 (080109) Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 060400 (080109) Финансы и кредит. Пособие включает методические указания по выполнению контрольных работ и самостоятельной подготовке к зачету. В качестве консультационного материала студентам предложены содержание дисциплины и библиографический список.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Сургутского государственного университета.
Рецензент, к.пед.н., доцент С.Г.Кулагина
Этика и психология делового общения нацеливает студентов как будущих профессионалов цивилизованного рынка на эффективное сотрудничество с деловыми партнерами, так как преуспевание в деловом мире может достигаться лишь на основе сочетания профессионализма с эффективной деловой коммуникацией, с глубокими знаниями основ корпоративной культуры и межкультурной коммуникации.
Студенту необходимо иметь представления об универсальных этических нормах и принципах делового общения и о национально-психологических особенностях деловых партнеров различных стран; эффективной межличностной коммуникации при решении деловых вопросов, ориентации в психологических типах партнеров, психодиагностики конфликтов и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Изучение дисциплины позволит эффективно осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с деловыми партнерами; определять важнейшие психологические характеристики партнера; составлять объективный психологический “портрет” делового партнера, выбирать оптимальную коммуникативную стратегию в деловых переговорах; применять в деловых ситуациях основные этические принципы делового общения и этикета и неуклонно следовать этике бизнеса и предпринимательства.
Содержание дисциплины
ВВЕДЕНИЕ
Предмет, методы и функции дисциплины “Этика и психология делового общения”, теоретические предпосылки становления дисциплины, проблемы психологии и этики общения в истории философской и психологической мысли, проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах отечественных и зарубежных ученых, проблемы общения в основных направлениях современной психологии и этики.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Тема 1. Сущность и структура общения (функции, виды, формы, барьеры). Психологические особенности делового общения. Психическая структура личности и деловое общение. Понятие психической структуры личности как целостного комплекса устойчивых признаков и свойств. Факторы детерминации поведения личности. Концепции личности в современной отечественной и западной психологии. Теории З.Фрейда. К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Дж. Келли, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского.
Тема 2. Перцептивный аспект общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Психологические механизмы восприятия: социальная стереотипизация, факторы превосходства, привлекательности и отношения к нам. Психологические механизмы понимания: идентификация, эмпатия и рефлексия.
Тема 3. Коммуникативный аспект общения. Невербальные средства общения: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Вербальные средства общения. Умение говорить и умение слушать. Культура речи. Техника и культура постановки вопросов. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед, публичных выступлений и переговоров.
Тема 4. Интерактивный аспект общения. Общение как взаимодействие. Ориентация на контроль и ориентация на понимание. Стратегия, тактика и техника делового общения. Типы темперамента и эмоциональная реакция. Место индивидуально-психологических особенностей человека в процессе общения. Манера поведения с собеседником различных психологических типов.
Тема 5. Деловое общение в рабочей группе. Кооперативная взаимозависимость. Соперничество и партнерство, проблема лидерства. Социально-психологический и морально-психологический климат в процессе общения, предпосылки возникновения конфликта в процессе общения, стратегия поведения в конфликтной ситуации. Особенности корпоративной культуры.
РАЗДЕЛ 2 ЭТИКА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Тема 6. Этика – наука о морали, предмет этики и ее социальная сущность Исторический аспект. Нравственные принципы и нормы общения. Проблемы профессиональной этики, место профессиональных кодексов в системе морали. Этические принципы ведения бизнеса. Деловая мораль. Профессиональная честь и достоинство. Взаимное доверие как основа деловой этики.
Тема 7. Этикетные формы поведения. Деловой этикет. Культура поведения. Протокол и этикет. Протокольные аспекты ведения переговоров, основные стадии переговоров. Особенности общественного поведения в различных странах.
Библиографический список
Основная литература
1.Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие /Г.В. Бороздина – М. ИНФРА – М, 1998 и 2001
2.Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие /О.А. Баева – 4-е изд. Испр. М.: Новое знание, 2003
3.Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. /А.В. Морозов.- СПб.: Издательство Союз, 2000
4. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие /А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001
5.Практикум по курсу «Этика делового общения и делопроизводство» /Андреева, И.В. – СПб.: Изд-во СПб ун-т экономики и финансов, 1994
6.Психология и этика делового общения. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 3-е изд., 1995 и 1999
7.Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М.: Московский психолого-
социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000
Дополнительная литература
1.Аллан Пиз Язык жестов. Мн.: ПАРАДОКС, 1995
2. Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 228 с.
3.Браун Л. Имидж – путь к успеху – СПб.: ТПитер, 2000. – 192с.
4.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. _ М.: Экономика, 1990. – 335 с.
5. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. – М.,
6. Келли Г., Амстронг Р. Тренинг принятия решений. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.
7. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к Этике Характера /Пер с анг. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1997. – 480 с.
8. Козлов Н.И. как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/7-е изд., перераб. И доп. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 336 с.
9.Таранов П.С. Секреты поведения людей. – М.: Агентство “ФАИР”, 1997. – 544 с.
10.Томилов В.В. Культура предпринимательства. Учебное пособие. – СПб: Издтельство “Питер”, 2000. – 176 с.
11. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом педагогики, - 2000. – 544 с.
12. Шихереев П.Н. Этические принципы выедения дел в России / Под общ. Ред. С.А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 1999. – 248 с.
Перечень вопросов к зачету
1. Предмет и методы дисциплины Этика и психология делового общения.
2. Сущность процесса делового общения
3. Барьеры общения
4. Отличительные особенности делового, статусно-ролевого и светского видов общения.
5. Основные компоненты структуры личности.
6. Отличительные особенности партнеров с экстравертированной и интервертированной установками.
7. Основные характеристики типов темперамента
8. Основные направления поведения мыслительного, ощущающего, эмоционального и интуитивного типов партнеров.
9. Характеристика макро-и микросреда личности
10. Понятие «коммуникатор», «реципиент», «обратная связь»
11. Функции восприятия в процессе общения
12. Характеристика невербальных средств общения.
13. Элементы вербального общения.
14. Основные правила слушания, сущность рефлексивного и нерефлексивного слушания.
15. Назовите основные этапы делового общения, дайте их характеристику.
16.Отличимтельные особенности морально-психологического и социально-психологического климата в коллективе.
17.Особенности деловых переговоров и их характеристика.
18. Типология конфликтов
19. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.
20. Определение понятий «этика», «этика делового общения», «этикет», «протокол».
21. Ваше мнение о месте и роли этики в деловом общении.
22.Универсальные этические принципы делового общения.
23.Этические принципы ведения дел в России.
24.Деловой этикет, технология формирования.
25.Имидж в деловом общении.
26. Профессиональный этикет (на примере будущей профессии)
Методические указания по выполнению контрольной работы
В процессе самостоятельного изучения дисциплины необходимо выполнить контрольную работу по одному из предлагаемых вариантов. Контрольные задания включают в себя методологический, теоретический вопросы и тестирование.
1. Приступая к выполнению контрольной работы, Вам необходимо правильно выбрать вариант в соответствии с последней цифрой номера Вашей зачетки.
2. Внимательно изучите содержание рабочей программы, список основной и дополнительной литературы.
3. Контрольная работа может быть выполнена на компьютере или рукописно, объем контрольной работы должен составлять 12-14 листов
4. Оформить контрольную работу необходимо в соответствии с основными требованиями: необходимо указать номер варианта, содержание вопроса.
5. Контрольная работа должна быть написана аккуратным, четким, разборчивым почерком или напечатана. Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице.
6. Список использованной литературы необходимо представить в конце контрольной работы в алфавитном порядке, с указанием места и года издания.
7. Контрольная работа должна быть сдана на проверку до начала следующей сессии.
8. По итогам выполнения контрольной работы и после прослушания лекций проводится зачет.
9. При ответе на первый вопрос необходимо использовать литературу по философии и психологии.
10. В качестве примера ответа на третий вопрос контрольной работы приведены два теста:
Тест 1. Самооценка способностей и возможностей в деловом общении.
Тест позволяет определить, насколько эффективно вы владеете своей речью и умеете излагать собственные мысли.
При ответе на вопросы необходимо дать ответ “да” или “нет”
1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятыми?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре собеседника?
3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
4. Ваши распоряжения достаточно кратки?
5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?
6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?
7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?
8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях. Побуждаете ли задавать вопросы?
9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроения ?
10. Отличаете ли вы факты от мнения ?
11.Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника ?
12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда соглашались с вами ?
13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные ?
14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно ?
15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами ?
16. Делаете ли вы паузу для обдумывания ?
Вы получаете по одному баллу за ответы “нет” на 5, 11, 12 и 13 вопросы и по одному баллу за ответ “да” на все остальные вопросы.
Результаты тестирования:
От 12 до 16 баллов – владеете своей речью, умеете излагать собственные мысли на высоком уровне;
От 10 до 12 баллов – средний результат;
Меньше 10 баллов – плохой результат.
Далее, необходимо разработать рекомендации по совершенствованию речевых способностей.
Тест 2 Уровень достижения успеха. Настоящий тест позволит определить уровень своих личных потребностей в достижении успеха.
Предлагаемые ответы “да” или “нет”
1. Думаю, что успех в жизни, скорее зависит от случая, чем от расчета
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл
3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13.Терпения во мне больше, чем способностей.
14.Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерениях.
15.Думаю, что я уверенный в себе человек.
16.Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17.Я не усердный человек.
18.Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19.Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20.Мои близкие, обычно, не одобряют моих планов.
21.Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22.Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
В один балл оцениваются ответы “да” на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22 и ответы “нет” на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 20.
Результаты тестирования:
Свыше 15 баллов – высокий уровень мотивации достижения успеха, то есть вы отличаетесь сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активностью упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим предпринимателем, специалистом своего дела.
От 12 до 15 баллов – средний уровень мотивации достижения успеха, и в таком случае необходимо несколько активизировать себя. Работайте над собой !
До 11 баллов – низкий уровень стремления к успеху. В таком случае профессия бизнесмена окажется для вас трудной. Постарайтесь увлекать себя делом.
Варианты контрольной работы.
Вариант 1
1. Сравнительный анализ моральных концепций древнегреческих философов Аристотеля, Платона и Сократа.
2. Факторы, формирующие поведение личности, отличительные характеристики макро и микро среда.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 2
1.Основные положения учения о морали в трудах философов Нового времени Бенедикта Спинозы, Томаса Гоббса, Джона Локка.
2. Основные компоненты процесса делового общения: функции, содержание, технология, стороны, барьеры.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 3
1.Взгляды французских просветителей на проблемы морали и нравственности.
2. Функции и механизмы восприятия и понимания в процессе делового общения.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 4
1.Сравнительный анализ этических учений в Древней Руси Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Максима Грека.
2.Невербальные средства общения как экспрессивные составляющие коммуникации.
3.Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 5
1.Отличительные характеристики этической доктрины Э.Канта и идей Г. Гегеля о морали и нравственности.
2.Основные элементы вербального общения, критерии умения говорить и слушать.
3.Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 6
1.Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга.
2.Этапы делового общения.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 7
1. Современные взгляды на место и роль этики в деловом общении
2. Роль психической структуры личности в практике делового общения.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы людей, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 8.
1. Дайте сравнительную характеристику бихевиоризму и гештальтпсихологии как двум направлениям в психологии.
2. Коммуникативные барьеры: особенности логического, стилистического, семантического и фонетического.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 9.
1. Особенности делового общения в разных странах.
2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, приспособление.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.
Вариант 10.
1.Этические нормы ведения дел в России.
2. Невербальные средства в деловой коммуникации, роль фактора зоны и дистанции в общении.
3. Самостоятельно подберите тест по оценке деловых, коммуникативных качеств личности, проведите тестирование референтной группы, сделайте выводы, предложите стиль делового общения.