БЛОК 1.Психологическая служба в системе образования
1.Общепринятый, наиболее приемлемый образец практического осуществления психологической службы, возможная форма организации деятельности психолога в системе образования – это…
1) сопровождение;
2) модель;
3) содержание;
4) компонент;
5) нет верного ответа.
2. Главной формой работы психолога в образовательном учреждении является:
1) лекция;
2) педсовет;
3) психолого-педагогический консилиум;
4) акция;
5) нет верного ответа.
3. Совместная форма работы психолога с педагогами и администрацией образовательного учреждения, определяющая стратегию и способы решения психолого-педагогических проблем, как отдельного ребенка, возрастной группы (класса), так и образовательного учреждения в целом – это…
1) педагогический совет;
2) психолого-педагогический консилиум;
3) посещение и анализ специально организованной деятельности детей (игра, занятие, урок);
4) родительское собрание;
5) нет верного ответа.
4. Для организации какой формы работы психологу необходимо с внутренней стороны кабинета установить закрытый ящик так, чтобы через специальную прорезь ребята из коридора могли опустить в нее свои записки?
1) телефон доверия;
2) почта доверия;
3) деловая игра;
4) психолого-педагогический консилиум;
5) тренинг.
5. Как называется групповая форма работы психолога, главная цель которой – развитие компетентности в общении?
1) телефон доверия;
2) почта доверия;
3) деловая игра;
4) психолого-педагогический консилиум;
5) тренинг.
6. Как называется одна из основных форм работы психолога, которая проводится, как правило, по личному обращению человека?
1) телефон доверия;
2) почта доверия;
3) деловая игра;
4) консультация;
5) тренинг.
7. Для организации, какой формы работы психологу необходим отдельный номер телефона или внутренняя телефонная система?
1) телефон доверия;
2) почта доверия;
3) деловая игра;
4) консультация;
5) тренинг.
8. Какая форма работы психолога с педагогами предполагает освоение определенного теоретического материала, его обсуждение и отработку материала на практике?
1) лекция;
2) тренинг;
3) семинар-практикум;
4) деловая игра;
5) психолого-педагогический консилиум.
9. Какая форма работы психолога предполагает выступление на определенную тему (цикл выступлений), цель которых – повышение психолого-педагогической компетентности, уровня психологической культуры слушателей?
1) лекция;
2) тренинг;
3) семинар-практикум;
4) деловая игра;
5) психолого-педагогический консилиум.
10. Какая форма работы психолога предполагает формирование группы педагогов или учащихся, интересующихся конкретными вопросами в области психологии?
1) лекция;
2) клуб;
3) семинар-практикум;
4) деловая игра;
5) психолого-педагогический консилиум.
11. Какое важнейшее требование предъявляется к кабинету педагога-психолога?
1) максимальная изоляция;
2) комфортность для клиента;
3) небольшая площадь;
4) отдельный вход;
5) нет верного ответа.
12. Цветовые сочетания и общий цветовой фон кабинета педагога-психолога должны быть:
1) яркими;
2) разноцветными;
3) в постельных, успокаивающих оттенков;
4) любой вариант;
5) нет верного ответа.
13. Важным добавлением к оформлению кабинета педагога-психолога являются:
1) комнатные растения;
2) материально-техническое оборудование;
3) мини-зоопарк;
4) буфет;
5) нет верного ответа.
14. Психологический кабинет как основное рабочее место педагога-психолога должен объединять:
1) формы воздействия;
2) функциональные зоны специалиста;
3) направления работы специалиста;
4) все ответы верны;
5) нет верного ответа.
15. Как называется зона кабинета педагога-психолога, отделенная перегородкой от основного помещения, в которой ожидает клиент?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
16. Как называется зона кабинета педагога-психолога, которая должна оформляться максимально комфортно (кресла или угловой диванчик, журнальный столик и т.п.)?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
17. Как называется зона кабинета педагога-психолога, цель которой снятие психоэмоционального напряжения?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
18. Как называется зона кабинета психолога, которая оснащается рабочим столом, картотекой с методиками и бланками?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
19. За рубежом наиболее представлена служба практической психологии в:
1) США;
2) Франции:
3) Польше;
4) Германии;
5) Японии.
20. Основными функциями школьной психологической службы США являлось:
1) отбор детей для обучения по специальным программам;
2) изучение проблемы самовоспитания;
3) консультирование и совместная работа с персоналом школы и (или) с родителями по проблемам учащихся;
4) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;
5) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке.
21. В результате какого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития:
1) изучение проблемы самовоспитания;
2) изучение проблемы ответственности;
3) изучение проблемы детей, которые выделялись особыми талантами;
4) изучение проблемы мотивации обучения;
5) проблемы детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе;
22. В отличие от тех задач, которые ставил перед школьной психологической службой А. Бине, А. Валлон полагал, что ее цель:
1) в селекции детей по каким-либо признакам;
2) в психологической помощи каждому ребенку:
3) в создании оптимальных условий обучения и воспитания одаренных детей;
4) в организации психологического сопровождении детей с проблемами в развитии;
5) в помощи педагогическому персоналу.
23. В каком году министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов:
1) 1951;
2) 1960;
3) 1985;
4) 1990;
5) 2000.
24. Первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей в России возникли:
1) в середине XIX века;
2) на рубеже XIX-XX веков;
3) в начале XX века;
4) в концеXX века;
5) в середине XX века.
25. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей связаны с:
1) педагогикой;
2) педологией;
3) философией;
4) историей;
5) социологией.
26. Исследования и работы по изучению проблем детской психологии, каких отечественных ученых заложили фундамент современного научного знания о психическом развитии ребенка:
1) И.А. Арямов, М.Я. Басов, К.Н. Корнилов;
2) Н.К. Крупская, А. Б. Залкинд;
3) П. П. Блонский, Л. С. Выготский;
4) С. С. Моложавый, Г. А. Фортунатов;
5) нет верного ответа.
27. Интенсивное становление психологической службы в системе образования в России с начала 80-х годов было обусловлено:
1) тем, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки:
2) потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности;
3) углублением интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики;
4) улучшением психологической подготовки будущих учителей;
5) нет верного ответа.
28. Начало развития школьной психологической службы в современной России связано с именами таких ученых, как:
1) А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю. М. Забродин, В.С. Мухина, А.М. Прихожан и др.;
2) И.А. Арямов, М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, Н.К. Крупская, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.;
3) А. Бине, А. Валлон, К. Рейнолдс, И. Мюллер и др.;
4) все ответы верны;
5) нет верного ответа.
29. Основными вехами на пути становления психологической службы образования в России стало следующие события:
1) круглый стол, организованный журналом «Вопросы психологии» в 1983 году;
2) всесоюзная конференция психологов в Таллинне в 1983 году;
3) I всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР;
4) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога (1981-1988 г.г.);
5) все перечисленные выше события.
30. В каком году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности:
1) 1988 году;
2) 1990 году;
3) 1999году;
4) 2000 году;
5) нет верного ответа.
31. В каком году прошел I съезд практических психологов образования Российской Федерации:
1) 1988 году;
2) 1994 году;
3) 1999году;
4) 2000 году;
5) нет верного ответа.
32. Введение практической психологии в систему образования способствовало, как справедливо отмечал А.Г. Асмолов, постановке и решению следующих задач:
1) перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития;
2) переориентации сознания учителя от «школоцентризма» — к «де-тоцентризму»;
3) разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании;
4) развитию экспертизы и проектирования развивающей среды;
5) все перечисленные выше.
33. В каком году прошел I I съезд практических психологов образования Российской Федерации:
1) 1988 году;
2) 1994 году;
3) 1995году;
4) 1999 году;
5) нет верного ответа.
34. Определите понятие - «организационная структура, в состав которой входят педагоги–психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центры), психологические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса»:
1) психолого-педагогическое сопровождение;
2) психологическая служба;
3) медицинская служба;
4) социальная служба;
5) нет верного ответа.
35. Психологическая служба образования по определению И.В. Дубровиной — это:
1) организационная структура, в состав которой входят педагоги–психологи образовательных учреждений всех типов;
2) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
3) интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного;
4) социально-психологическая и медико-педагогическая комиссия;
5) нет верного ответа.
36. Научный аспект психологической службы образования предполагает:
1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования;
2) использование психологических знаний работниками образования;
3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день;
4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов;
5) нет верного ответа.
37. Прикладной аспект психологической службы образования предполагает:
1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования;
2) использование психологических знаний работниками образования;
3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день;
4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов;
5) нет верного ответа.
38. Практический аспект психологической службы образования предполагает:
1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования;
2) использование психологических знаний работниками образования;
3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день;
4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов;
5) нет верного ответа.
39. Организационный аспект психологической службы образования предполагает:
1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования;
2) использование психологических знаний работниками образования;
3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день;
4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов;
5) нет верного ответа.
40. Согласно концепции И.В. Дубровиной научным основанием психологической службы образования являются:
1) психика человека является продуктом развития;
2) психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством;
3) развитие психикиследует рассматривать не только как рост;
4) процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные;
5) сказанное в 1-2 пункте;
6) сказанное в 3-4 пункте.
41. Основным условием психического развития ребенка является:
1) создание условий развивающей среды;
2) воспитание;
3) наследственные предпосылки;
4) его собственная деятельность;
5) нет верного ответа.
42. Необходимым условием психического и личностного развития ребенка является:
1) общение с взрослыми;
2) обучение;
3) воспитание;
4) игра;
5) нет верного ответа.
43. Обучение должно быть ориентировано на:
1) «зону актуального развития»;
2) на то, что уже сложилось;
3) «зону ближайшего развития»;
4) на то, что заложено генетически;
5) нет верного ответа.
44. К задачам психологической службы в образовании не относится:
1) содействовать личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников;
2) обеспечивать психологическую безопасность обучающихся в образовательном процессе;
3) обеспечивать физическую безопасность обучающихся и воспитанников;
4) оказывать психологическую помощь всем участникам образовательного процесса;
5) все ответы верны.
45. Когда была организована психологическая служба в образовании в нашей стране:
1) в конце XIX в.;
2) в 20-е гг. XX в.;
3) в 60-е гг. XX в.;
4) в 80-е гг. XX в;
5) нет верного ответа.
46. Согласно Положению «О службе практической психологии образования» под службой практической психологии в системе образования понимается организационные структуры:
1) образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
2) психолого-медико-педагогическая комиссия;
3) психолого-медико-педагогический консилиум;
4) научные учреждения, в состав которых входят педагоги-психологи;
5) все перечисленные структуры.
47. Организация деятельности службы практической психологии образования состоит:
1) в первичной помощи участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов;
2) в специализированной помощи участникам образовательного процесса, а также содействии в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов;
3) в научно-методическом обеспечении участников образовательного процесса;
4) все выше перечисленное;
5) нет верного ответа.
48. К основным направлениям деятельности службы практической психологии образования является:
1) психологическая профилактика;
2) социальная диспетчерская деятельность;
3) семейное консультирование;
4) психотерапевтическая деятельность;
5) нет верного ответа.
49. Специализированная помощь оказывается:
1) детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании:
2) участникам образовательного процесса образовательных учреждений всех типов и видов;
3) детям «группы риска»;
4) участникам образовательного процесса учреждений дополнительного образования;
5) нет верного ответа.
50. Определите название профессиональной позиции психолога, когда психолог противопоставляет себя педагогом, свою работу с учителями строит по принципу «я научу, как нужно правильно делать»:
1) «Профессионал»;
2) «Альтруист»;
3) «Нянька»;
4) «Ментор»;
5) «Посторонний».
51. Определите название профессиональной позиции, когда психолог соответствует требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу, стремится к личностному и профессиональному развитию, склонен к позитивному восприятию мира, интернален, способен к выбору эффективных жизненных и профессиональных стратегий, обладает развитой рефлексией и эмпатией, флексибельностью, эмоциональной устойчивостью, стремится к конструктивному решению профессиональных задач, рационально использует рабочее время, уделяет достаточное внимание своим личным интересам и интересам своей семьи.
1) «Профессионал»;
2) «Альтруист»;
3) «Нянька»;
4) «Ментор»;
5) «Посторонний».
52. Определите название профессиональной позиции, когда психолог старается пожалеть каждого, помочь, часто берет на себя не свойственные ему функции:
1) «Профессионал»;
2) «Альтруист»;
3) «Нянька»;
4) «Ментор»;
5) «Посторонний».
53. Определите название профессиональной позиции, когда психолог погряз в решение своих личностных и семейных проблем, ищет способы установления душевного равновесия, однако это ему не удается; постоянно делится своими проблемами с клиентами: педагогами и родителями; склонен к негативному восприятию жизни, экстернален, неконструктивен в решении проблем, эмоционально неустойчив:
1) «Профессионал»;
2) «Альтруист»;
3) «Учитель»;
4) «Нытик»;
5) «Посторонний».
54. Определите название профессиональной позиции, когда психолог проводит на работе чрезвычайно много времени, жертвуя своими личными интересами и интересами семьи во имя того, чтобы помочь большему количеству людей; часто клиенты звонят ему домой, и он подолгу беседует с ними по телефону, еще более удлиняя тем самым свой рабочий день:
1) «Профессионал»;
2) «Альтруист»;
3) «Учитель»;
4) «Нытик»;
5) «Посторонний».
55. Какой из организационных принципов соответствует данному определению «настрой психолога на появление позитивных изменений по мере своей работы, а не ожидание того времени, когда появятся условия для более эффективной организации работы»:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип нравственности и экологичности;
3) принцип преемственности;
4) принцип оптимизма;
5) принцип взаимосвязи.
56. Какой организационный принцип можно считать фактором развития, позволяющим в процессе практики отбирать наиболее адекватные для российских условий методы и модели организации психологической службы:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип нравственности и экологичности;
3) принцип преемственности;
4) принцип оптимизма;
5) принцип взаимосвязи.
22.Какой принцип предполагает системность принципов организации службы практической психологии:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип нравственности и экологичности;
3) принцип преемственности;
4) принцип оптимизма;
5) принцип взаимосвязи.
57. Какой принцип организации психологической службы предполагает ориентацию на развитие, улучшение личности, создание условий для обеспечения личностного развития учащихся и педагогов, признание права каждого на неповторимость в сообществе равных:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип нравственности и экологичности;
3) принцип преемственности;
4) принцип оптимизма;
5) принцип взаимосвязи.
58. Какой организационный принцип обеспечивает связь со всей отечественной и зарубежной психологией, а также связь со всей человеческой культурой:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип нравственности и экологичности;
3) принцип преемственности;
4) принцип оптимизма;
5) принцип взаимосвязи.
59. Какой принцип организации психологической службы предполагает поиск внутренних источников развития (саморазвития), ситуацию постоянной саморефлексии и самоуважения, творческий подход к своей профессии, в результате чего развивается сам педагог-психолог:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип самоактуализации;
3) принцип преемственности;
4) принцип гибкости;
5) принцип выделения приоритетов.
60. Какой принцип организации психологической службы предполагает, что нужно уметь выбрать наиболее актуальные направления работы, наиболее оптимальные формы и методы работы:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип нравственности и экологичности;
3) принцип преемственности;
4) принцип самоактуализации;
5) принцип выделения приоритетов.