ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века
8.1 Элементы психологии в философии 17 века. В условиях научной революции 17 в. новая эпоха в развитии психологии была открыта Декартом, который разрушил господствовавшее веками представление о душе как двигателе тела и объяснил с позиций механистического детерминизма зависимость психических компонентов поведения живых существ от материальных процессов вне организма и внутри его. На этой основе сложились важнейшие концепции научной психологии — о рефлексе, об ассоциации и об ощущении как эффектах причинных влияний внешних раздражителей на мозг (сведения о котором в ту эпоху являлись ещё чисто фантастическими). Будучи дуалистом, Декарт противопоставил вызванным внешними реалиями телесным эффектам акты индивидуального сознания как непосредственные знания субъекта о своих мыслях и своей способности произвольного действия. Считая сознание особой непространственной субстанцией, открытой субъекту благодаря внутреннему «зрению» (интроспекции), Декарт сформулировал так называемую интроспективную концепцию сознания, оказавшую влияние на последующую трактовку предмета и методов психологии. Однако не эта концепция, а механистически-детерминистский подход определил развитие психологии в 17 —1-й половине 19 вв. Среди наиболее значительных учений этого периода выделяются: учение об ассоциациях (Гоббс, Локк, Юм, Гартли), об аффектах (Спиноза), о бессознательной психике и апперцепции (Лейбниц, Гербарт), о зависимости личности от её интересов и воздействий социальной среды (французские материалисты, Радищев). […]
Декарт (1596 – 1650) – см. с. 118.
Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов»
Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния [http://ru.wikipedia.org›Рене Декарт].
Гоббс(1588 — 1679) – см. с. 116.
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора [http://ru.wikipedia.org›Гоббс].
Локк (1632 — 1704) – см. с. 123.
Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом. […]
[…] Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию. […]
[…]Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни.
Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):
Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание. […] [http://ru.wikipedia.org›wiki/Локк,_Джон].
Юм (Hume) Дэйвид (26. 4. 1711, Эдинбург, Шотландия, — 25. 8. 1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. В 1739—40 опубликовал главное сочинение «Трактат о человеческой природе». В 1753—62 работал над 8-томной «Историей Англии», в которой выразил претензии «новых» тори на роль лидеров блока двух партий английской буржуазии. В 1763—66 на дипломатической службе в Париже. Славу на родине Юму принесли «Эссе» (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы.
Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Агностицизм Юма оставлял теоретически открытым вопрос, существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в житейской практике он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Юм считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти («идеи») и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Юм считал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Образование сложных идей толковал как психологические ассоциации простых идей друг с другом. С убеждением Юма в каузальном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии — учение о причинности. Поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей, Юм решал её агностически: он полагал, что их существование недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из неё невыводимо и не похоже на неё. Психологическим механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Юму, на восприятии регулярного появления и следования во времени события Б после пространственно смежного с ним события А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения данного следствия причиной; но это — ошибка, и она перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б. Если, по Юму, в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретической вере, то в области наук о психических явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как порождение идей впечатлениями и как механизм ассоциирования. Согласно Юму, каузальность сохраняется в тех науках, которые удаётся превратить в ветвь психологии, что он и стремился осуществить в отношении гражданской истории, этики и религиоведения.
Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма и используя критику понятия субстанции, выдвинутую Беркли, Юм выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть «... связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...» (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Юма в критику церкви и религиозной веры, которой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естественную религию».
В основе этики Юма — концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, — существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за Шефтсбери и Хатчесоном Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического принципа Юм перешёл к утилитаризму, но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», обратился к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму.
Эстетика Юма сводилась к психологии художественного восприятия; прекрасное он преимущественно толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практической целесообразности объекта.
В социологии Юм был противником как феодально-аристократической идеи «власти от бога», так и буржуазных договорных концепций происхождения государства. Общество, по Юму, возникло в результате разрастания семей, а политическая власть — из института военных вождей, которым народ «привык» подчиняться. Согласно Юму, степень законности власти зависит от продолжительности правления и последовательности соблюдения ею принципа частной собственности.
Под влиянием идей Юма развивалось большинство позитивистских учений 19—20 вв., начиная с Дж. С. Милля и вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической философии [3, с. 813 – 814].
Гартли, Хартли (Hartley) Дейвид (30. 8. 1705, Армли,— 28. 8. 1757, Ват), английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Сын священника, изучал богословие в Кембридже; в дальнейшем получил медицинское образование и работал врачом.
Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, Гартли пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Гартли, вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах, а эти последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психических явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли. Следуя учению Локка, Гартли впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством ассоциации психических явлений в силу их смежности во времени и частоты повторений; побудительные силы развития — удовольствие и страдание. Сходным образом Гартли объяснял формирование общих понятий: они возникают из единичных путём постепенного отпадания от ассоциации, остающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.
Несмотря на механистичность, учение Гартли было крупным шагом вперёд на пути материалистического понимания психики; оно оказало влияние и на этику, эстетику, логику, педагогику, биологию. Активным приверженцем учения Гартли был Дж. Пристли [3, с. 102 ].
Спиноза (1632 – 1677) – см. с. 121.
[…] Философия Спинозы сочетает картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами античного стоицизма, средневекового еврейского рационализма, идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения и концепций естествознания его времени […] [http://ru.wikipedia.org›wiki/Спиноза,_Бенедикт].
Лейбниц (1646 — 1716) – см. с. 125.
[…] Лейбниц стал завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии; его философская система сложилась к 1685 году как итог двадцатилетней эволюции, в процессе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других. Важнейшими требованиями предложенной Лейбницем методологии были универсальность и строгость философских рассуждений; по Лейбницу, выполнимость этих требований обеспечивается наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Лейбниц относил: непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия); логический примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»; достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания); оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования.
Совершенство действительного мира Лейбниц понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств при максимуме результата. Следствиями последнего онтологического принципа является ряд других принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, закон непрерывности, принцип тождества неразличимых, а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты[…]. [http://ru.wikipedia.org›Лейбниц].
Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, — 14.8,1841, Гёттинген), немецкий философ-идеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Гербарта («Основные моменты метафизики и логики» — «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении философского реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Основное философское сочинение Гербарта — «Общая метафизика с началами философского учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfängen der philosopliischen Naturlehre», Bd 1—2, 1828—29). В центре метафизики Гербарта — понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Гербарт приходит к понятию «реала» как конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию которых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Таким образом, явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Гербарт называет эту часть метафизики синехологией: от греч. συνέκεια — связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Гербарта — это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в математике. Среди моментов, сближающих Гербарта с позитивизмом 1-й половины 19 в. и удаляющих его от диалектики немецкого классического идеализма,— определенная математизация философии на фоне характерного для Гербарта сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённой спекуляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Гербарта с её анализом «души» и «Я» как понятий, которые, подобно «вещи», подвергаются критическому рассмотрению. «Душа», по Гербарту,—«простая реальная сущность», и Гербарт рассчитывает абстрактные формулы, согласно которым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Гербарт пользуется при этом терминами «торможение», «вытеснение» и др.). Математические методы не находят, однако, здесь адекватного для себя материала — одно из свидетельств разнородности философских начал Гербарта. Философия Гербарта не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию философского реализма и в середине 19 в. стала официальной университетской системой философии. В Австрии получили развитие и эстетические идеи Гербарта: Р. Циммерман (Zimmermann R., Allgemeine Ästhetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстрактного формализма, О.Гостински же (Hostinsky О. ,,Herbarts Ästhetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением композиции художественных произведений как структуры равновесия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, Гербарт считал основными путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), воспитывающее обучение и нравственное воспитание. Большой популярностью в европейской педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв. пользовалось учение Гербарта о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод») [3, с. 110].
Радищев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,—12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ-материалист, родоначальник революционной традиции в России. Учился в Лейпцигском университете (1766—71). Развивая идеи Мабли, Гельвеция, Дидро, Рейналя, Руссо, Радищев дал революционную интерпретацию теории естественного права. В примечании к «Размышлениям о греческой истории» Мабли (1773) Радищев осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782, опубл. 1790) Радищев утверждал, что цари никогда не поступятся своей властью ради «вольности». Ода Радищева «Вольность» (1783) прославляла «великий пример» Кромвеля, казнившего короля, и вооруженную борьбу американских колонистов за свободу. В «Житии Ф.В.Ушакова» (1789) Радищев объявил залогом освобождения «страждущего общества» восстание доведённого до «крайности» народа. Эта концепция получила всестороннее обоснование на материале русской жизни в главном сочинении Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях просвещения монархов, и выдвинута задача революционного просвещения народа. За издание «Путешествия» Радищев был осуждён на смертную казнь, заменённую ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Радищев написал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792, опубл. 1809), где столкнул диаметрально противоположные системы взглядов: французских и английских материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций, Пристли) — основанные на опыте и доказательстве, и немецких идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Мендельсон, Гердер) — умозрительные, смежные «воображению». Излагая материалистическое доказательство смертности души, Радищев вместе с тем пытался использовать и диалектические идеи Лейбница. […] [3, с. 560].
8.2.Предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку. Происшедшие в середине 19 в. крупные сдвиги в биологии подготовили почву для выделения психологии в отдельную науку. Особое значение имело дарвиновское учение о том, что психические процессы (подобно всем другим жизненным проявлениям) необходимы для успешного выживания организма во внешней среде. Тем самым эти процессы выступили в качестве объективно наблюдаемых, доступных естественнонаучному изучению безотносительно к способности индивида анализировать внутренний строй своего сознания (которая сама потребовала причинного объяснения). […]
Дарвин (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрусбери,— 19.4.1882, Даун, близ Лондона), английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения о происхождении видов путём естественного отбора (см. Дарвинизм). Внук английского натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На формирование взглядов Дарвина большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования, проведённые во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способствовали выявлению Дарвиным движущих факторов эволюции. Уже в этот период Дарвин приблизился к открытию принципа дивергенции, т. е. расхождения признаков у потомков общего предка. Став к 1837 убеждённым эволюционистом, Дарвин занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он вёл огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии, палеонтологии. В 1842 Дарвин сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный труд по анатомии, систематике и палеонтологии сидячих ракообразных — усоногих раков. Анализ этой группы позволил Дарвину проверить на конкретном материале основные положения эволюционной теории. К этому времени Дарвин стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его научный авторитет во многом способствовал последующему признанию созданной им эволюционной концепции. В 1854—55 Дарвин начал подготовку работы о происхождении видов, обобщая весь известный материал по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также по методам селекции домашних животных и культурных растений. В начале 1856 Дарвин приступил к написанию эволюционного труда (рассчитанного на 3 – 4 тома), однако работа не была завершена. В поисках движущих факторов эволюции Дарвин обратил внимание на идею «борьбы за существование» в работах Мальтуса. Дарвин выделил две формы конкуренции — внутри- и межвидовую. По Дарвину, именно внутривидовая конкуренция наиболее близких по своим потребностям особей ведёт к вымиранию промежуточных форм и обеспечивает процесс дивергенции. Вымирание неприспособленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Дарвиным принципа естественного отбора.
В 1858 английский зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Дарвину рукопись статьи, в которой он независимо от Дарвина сформулировал принцип естественного отбора. Дарвин хотел представить статью Уоллеса в печать, умолчав о том, что им уже были написаны разделы задуманного трёхтомника. По настоянию геолога Ч. Лайеля и ботаника Дж. Гукера доклады Дарвина и Уоллеса были прочитаны на заседании Линнеевского зоологического общества в Лондоне и вместе опубликованы в журнале общества в 1858.
Основной труд Дарвина — «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Дарвин сделал в 1858). В 1868 Дарвин опубликовал большой труд по теории искусственного отбора «Изменения животных и растений под влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 — работу «Происхождение человека и половой подбор», в котором показано не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека от животных доказывалось Дарвином и в книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение Дарвина разрушило креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о божественном происхождении человека, об его исключительном положении в системе органического мира. Дарвин стоял несколько в стороне от той борьбы за становление эволюционной идеи в биологии и за признание дарвинизма в качестве стержня эволюционизма, которую вели сторонники учения Дарвина в разных странах [с. 135 – 136].
[…] В физиологии (в особенности при изучении функций органов чувств) использование экспериментальных и количественных методов позволило открыть закономерные связи между внешним воздействием и сенсорной реакцией, а также между этой реакцией и двигательным ответом на раздражитель (работы Э. Вебера и Г. Фехнера, заложившие основы психофизики, Г. Гельмгольца, разработавшего психофизиологию зрительных и слуховых ощущений и восприятий, Ф. Дондерса, исследовавшего время реакции). Изучение адаптивного поведения позвоночных (Э.Пфлюгер) показало ограниченность прежнего учения о рефлексе и потребовало его радикальной перестройки, осуществлённой Сеченовым. Опираясь на созданную им неклассическую концепцию рефлекса, Сеченов разработал учение о том, что психические процессы реализуются по принципу сигнальной саморегуляции и обратной связи и модифицируются при участии механизмов внутреннего контроля.[…]
Фехнер (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,— 18.11.1887, Лейпциг), немецкий физик, психолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Профессор физики Лейпцигского университета (1834—40); из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений, оставил занятия физикой и обратился к философии. Разделяя во многом учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, материя — оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически вычисляемой зависимости между психическими и физическими явлениями, Фехнер выдвинул идею психофизики как науки о закономерном соотношении между этими явлениями. Труд Фехнера «Элементы психофизики» («Elemente der Psychophysik», 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный Фехнером основной психофизический закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя) стал образцом применения точных методов в психологии. Один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики (так называемой эстетики «снизу», идущей от опыта и индукции, а не от философских построений) [3, с. 723].
Гельмгольц Герман (1821 — 1894) — немецкий естествоиспытатель. В одной из первых работ «О сохранении силы» (1847) Гельмгольц, следуя идее единства природы, математически обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм представляет физико-химическую среду, в которой указанный закон точно выполняется. Этот вывод нанес сокрушительный удар по витализму. Внедряя физические методы в нервно-мышечную физиологию, Гельмгольц измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне. Полученные результаты положили начало изучению «времени реакции» — одной из главных тем зарождавшейся экспериментальной психологии. Они имели важный философский смысл, ибо рассеивали предубеждение, будто нервно-психические акты как явления особого порядка совершаются мгновенно и не подлежат измерению. Основополагающий характер носят работы Гельмгольца по физиологии органов чувств («Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», 1875; «Физиологическая оптика», 1867). Эти работы раскрыли причинную зависимость ощущений от воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Вместе с тем Гельмгольц, принимая доктрину о «специфической энергии органов чувств» выдвинул «теорию иероглифов», согласно которой ощущения представляют собой знаки объективных свойств вещей. В работах по физиологической оптике Гельмгольц уделил большое внимание механизму восприятия пространственных отношений. Он выдвинул на передний план роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа и предложил гипотезу «бессознательных умозаключений», на основании которой восприятие величины предмета выводилось из связи между реальной величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, производящих приспособление глаза к расстояниям. Точка зрения Гельмгольца на истолкование пространственного видения была более прогрессивной по сравнению с воззрениями его противников (нативистов), отрицавших первичную роль опыта в психическом развитии и считавших пространственность прирожденным свойством сознания. Идеи Гельмгольца о роли мышцы и чувственном познании были творчески развиты с позиций рефлекторной теории И. М. Сеченовым [2, с. 77].
Сеченов Иван Михайлович [1(13).8.1829, с. Тёплый Стан, ныне с. Сеченово Горьковской обл.,— 2(15).14. 1905, Москва], русский естествоиспытатель и исследователь проблем психологии, теории познания и методологии науки. Основоположник физиологичекой школы и естественнонаучного направления в психологии в России. Почётный член Петербургской АН (1904; член-корреспондент 1869). Под влиянием философского учения русских революционных демократов Сеченов разработал и экспериментально обосновал новаторское учение о мозговых механизмах сознания и воли, впервые изложенное в работе «Рефлексы головного мозга» (1863). Развитое Сеченовым новое детерминистское понимание психики включало её активность наряду с обусловленностью жизненным воспитанием.
Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего открытие «центрального торможения» — тормозного влияния нервных центров на поведение), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике («способу происхождения») являются рефлексами. Рефлекс трактовался при этом не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как «согласование движения с чувствованием». В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системной организации нервно-психической деятельности.
Считая, что реальность ощущения коренится в реальности двигательного акта, Сеченов развил новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма, другую половину которого образует деятельность мышцы. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных характеристиках среды и дают достоверное, «прямое, идущее в корень» знание о внешнем мире. Мышца участвует в процессах предметного мышления. С этих позиций Сеченов подверг критике учение Канта об априорности понятий пространства и времени.
Опираясь на новую рефлекторную теорию, Сеченов в полемике с идеалистами предложил план преобразования психологии в объективную, строго детерминистскую науку, предметом которой является «происхождение (т. е. механизм совершения) психических деятельностей» как рефлекторных по типу. Этот замысел означал изучение психической регуляции поведения посредством естественнонаучных понятий и методов. Исследованию развития сложных форм познавательной активности (включая математическое и философское мышление) из элементарных посвящена работа Сеченов «Элементы мысли» (1878), в которой, как и в ряде статей («Впечатления и действительность», 1890, «Предметная мысль и действительность», 1892, и др.), он отстаивал учение о познаваемости мира в противовес агностицизму. Эти работы Сеченова использовали русские марксисты (Г.В.Плеханов) в полемике со своими философскими противниками. Учение Сеченова оплодотворило развитие физиологии и психологии в СССР в послереволюционный период. Оно было воспринято И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым, А.А.Ухтомским, Л.С.Выготским и их учениками, став основой объективного и системного анализа жизнедеятельности организма и его психических функций [3, с. 605 – 606].
8.3.Развитие собственного научно-категориального аппарата психологии. […] Эти идеи и открытия привели к развитию собственного научно-категориального аппарата психологии, начавшей обособляться как от философии, так и от физиологии (поскольку открытые в лабораториях закономерности не совпадали с анатомо-физиологическим). Выдвигается несколько программ построения психологии как опытной науки. Первым лидером экспериментальной психологии стал Вундт. По образцу созданной им лаборатории (1879, Лейпциг) возникают исследовательские центры психологии в различных странах; появляются специальные периодические издания по психологии; созываются международные психологические конгрессы. Экспериментальные методы исследования распространяются на процессы памяти (Г.Эббингауз), внимания (Дж. Кэттел), эмоций (У. Джемс и Г. Ланге), восприятия (русский психолог Н. Н. Ланге), навыков (Э.Торндайк), мышления (вюрцбургская школа). Зарождение отраслей психологии, изучающих поведение животных (сравнительная психология — Ч. Дарвин, К. Ллойд-Морган) и детей младенческого возраста (детская психология — В. Прайер) сыграло важную роль в укреплении объективного метода в психологии в противовес субъективному, поскольку позволяло объяснить феномены психологии, не обращаясь к интроспекции. Социальные потребности стимулировали изучение социально-психологических различий между людьми и разработку систем тестов (краткосрочных и массовых испытаний, фиксирующих эти различия). Широкое применение тестов существенно сблизило психологию с практикой — медицинской, производственной, педагогической, — позволив использовать данные психологии с целью выявления и учёта интеллектуальных и личностных характеристик людей, уровня их развития, профессиональной пригодности и др. […]
Вундт (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден,—31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Созданная Вундтом в 1879 первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), по Вундту, недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историческим методом. Вундт разделял точку зрения психофизического параллелизма. В области сознания, по Вундту, действует особая психическая причинность, а поведение определяется апперцепцией. Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в 10-томной «Психологии народов» («Völkerpsychologie», 1900—20).
В философии Вундт — представитель идеализма и волюнтаризма: мир — целесообразное развитие божественной мировой воли. Язык для Вундта — одна из форм проявления «коллективной воли», или «народного духа». С этим пониманием языка как динамического процесса связано выделение в качестве главного объекта языковедения языковой деятельности, а не языковой системы [3, с. 97].
Эббингауз Герман (1850 — 1909) — немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги — искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласных между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, Эббингауз экспериментально (на самом себе) изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент забытого материала падает на период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобрела значение образца, по типу которого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы и т. д. Эббингаузу принадлежит ряд других важных работ по экспериментальной психологии, в частности по феноменологии зрительного восприятия. При изучении умственных способностей детей Эббингауз изобрел тест, носящий его имя [2, с. 453].
Кеттел Джеймс Маккин(1860 — 1944) — американский психолог. Провел классическое исследование объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта (см. Тахистоскоп). Выступил зачинателем и одним из лидеров тестологического движения, разработав систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.) [2, с.162].
Ланге Николай Николаевич (1858—1921) — русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Сформулировал концепцию стадиальности (фазовости) процесса восприятия, предполагающую смену фаз восприятия от более общего характера к более частному, дифференцированному (см. Восприятие). Всякое ощущение, по Ланге, начинается с «простого толчка» в сознании («что-то случилось»), затем осознается род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, место в пространстве. Ланге видел в этом основу всех простейших психических процессов («Психологические исследования», 1893). Им была разработана моторная теория внимания, согласно которой движение рассматривалось как условие, не только сопровождающее, но и улучшающее восприятие. Двигательный компонент, считал он, присутствует в процессах мышления наряду с такими составляющими, как память. Исходя из этого, полагал, что воля — это импульс, предшествующий любому сознательному движению. Этот импульс не осознается человеком, осознается лишь само движение в виде сопровождающей его суммы «обратных» ощущений. Следуя И.М.Сеченову, Ланге считал двигательные реакции организма первичными по отношению к внутренним психическим актам. Основная функция психики — «круговая реакция», включающая центростремительный ток, сообщающий организму о достигнутом, и центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Подчеркивая значение психики в биологической эволюции, выступал против психофизического параллелизма («Психология», 1914) [2, с. 185].
Торндайк Эдуард Ли (1874— 1949)— американский психолог и педагог. Первая работа Торндайка «Ум животных» (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Помещая в «проблемные» ящики — экспериментальные устройства различной степени сложности — подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Торндайк фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им «кривой научения») дал Торндайку основание утверждать, что животное действует методом «проб, ошибок и случайного успеха». Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Торндайк внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности» и др.), носящих, по его мнению, универсальный характер. Он отрицал качественное различие между навыками животных и человека. С механистически-биологизаторских позиций Торндайк разрабатывал проблемы поведенческой психологии. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов). Впоследствии Торндайк внес ряд коррективов в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков. […] Исследования Торндайка дают основание утверждать, что он подготовил возникновение бихевиоризма [2, с. 404].
Вюрцбургская школа, направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологическом институте г. Вюрцбург (Германия).
Главные представители — О. Кюльпе (основатель Вюрцбургской школы), Н. Ах, К. Бюлер. Орган школы — журнал «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовершенствовав технику самонаблюдения (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), представители Вюрцбургской школы установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О.Кюльпе, негативный тезис школы о безóбразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений.
Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно Вюрцбургской школе, как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т. д. Характерная черта этих образований — интенциональностъ, направленность на нечто лежащее за пределами переживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.
Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в Вюрцбургской школе в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенденции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.
Главная заслуга Вюрцбургской школы состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы Вюрцбургской школы послужили отправной точкой для экспериментальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на гештальтпсихологию, а также на формирование теории установки. Тезис о безόбразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории [3, с.98].
Кюльпе Освальд (1862—1915) — немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления. Следуя проведенному Брентано различию между содержанием и актом сознания, применил методику систематической экспериментальной интроспекции к исследованию мышления, акты и содержания которого трактовались в качестве лишенных образного (сенсорного) содержания. В познавательной деятельности Кюльпе выделил такие феномены, как осознание отношений, установка и др. [2, с.183].
Ах Нарцисс (1871-1946)— немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы. В ходе экспериментальных исследований Ах показал, что испытуемый, приступая к решению поставленной перед ним задачи, обычно располагает неосознаваемой им установкой, которую Ах называл «детерминирующей тенденцией». Это утверждение сыграло важную роль в преодолении господствующей в начале XX в. трактовки мышления как ассоциативного процесса. Отвергнув положение, согласно которому элементами сознания являются чувственные образы (восприятия или представления), Ах предложил обозначить понятие об этих образах термином «сознаваемость». Пытаясь усовершенствовать методику «экспериментальной интроспекции», он требовал от испытуемого при решении задачи расчленить свой внутренний опыт (данные самонаблюдения) на сменяющие друг друга во времени фрагменты и каждый из них тщательным образом проанализировать («Волевая деятельность и мышление», 1905). Изучая процесс мышления, Ах изобрел одну из экспериментальных методик изучения мышления, которая была модифицирована в советской психологии Л.С.Выготским и другими психологами [1, с. 34 – 35].
Бюлер Карл (1879—1963) — немецко-австрийский психолог. В первый период творчества примкнул к Вюрцбургской школе,где разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести особые, лишенные сенсорной ткани элементы — мысли. После первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики. Бюлером была предложена схема трех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, навык, интеллект).Ряд его исследований посвящен проблемам теории и психологии языка и речи. Вопросы методологии научного познания Бюлер рассматривал в работе «Кризис психологии» (1927), считая, что выход этой науки из кризисной ситуации возможен путем интеграции трех основных направлений: интроспективной концепции сознания, бихевиористской концепции поведения (см. Бихевиоризм)и культурологических исследований психики, ставящих личность в зависимость от системы ценностей. В дальнейшем предпринял попытку дать собственную трактовку принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных [2, с.45 – 46 ].
Сравнительная психология — отрасль психологии, охватывающая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Материалистическая сравнительная психология сложилась в борьбе как с идеалистическими воззрениями (субъективизм, психофизический параллелизм), так и с вульгарно-материалистическими попытками биологизации поведения человека с позиции плоского эволюционизма. Сравнительно-психологический анализ строится на сопоставлении данных зоопсихологии (особенно результатов изучения обезьян) и психологии человека. Выявляются сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как коренные качественные отличия поведения и психики человека, возникшие и развившиеся в результате действия социально-исторических факторов. Особое внимание уделяется в этой связи предпосылкам зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораздельной речи. Данные сравнительной психологии имеют существенное значение для решения коренных проблем психологии, философии, антропологии и других наук. Сравнительно-онтогенетическое изучение психики необходимо для познания закономерностей развития психики ребенка. Практическое применение данные сравнительной психологии находят также в медицине (нейропатологии, психиатрии, моделировании патологических состояний на животных) [2, с. 382].
Детская психология — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности. […]
Оформление детской психологии как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX— начале XX в. в детской психологии произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К.Коффка, К. Бюлер, А.Бине, А. Гезелл и др.). В области детской психологии проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М.Вернон, О'Коннор и др. (Англия), Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж.Пиаже и его сотрудников (Швейцария).
В России основы детской психологии были заложены в трудах И.М.Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П.Ф.Каптерева, И.А.Сикорского, А.П.Нечаева, А.Ф.Лазурского, В.М.Бехтерева и др. […] [1, с.89].