Графический художественный образ как процесс познания
Существует различное определение термина «образ». В широ-сом понимании — это форма отражения объективной действительности в сознании человека. В более узком понимании — это сонкретный облик целостного предмета, явления, сформирован-1ый в результате взаимодействия впечатлений, процессов вос-фиятия, воображения и мышления.
Графический художественный образ — это такая форма отражения действительности, которая создается средствами графики процессе художественного творчества.
Процесс формирования художественного образа совпадает с
вправлением развития процесса познания: от чувственно-кон-
сретного восприятия через обобщение к постижению сущности
звления. Внутренним качественным своеобразием художествен-
ого образа является его тесная связь с образным мышлением
ак особым чувственно-эмоциональным, ассоциативным, что поз-
оляет рассматривать его через конкретные психологические ха-
актеристики.
Изображая предметы, явления природы, художник делает их бъектом своего познания, т. е. предметом изучения является для его вся окружающая действительность, материальный мир. По-
скольку необходимость познания внешних явлений в конечном сче те обусловливается задачами художественной практики, постоль ку ценность объектов рисования не исчерпывается их утилитар но-практической значимостью, они становятся значимыми каи источники образного познания окружающего мира, эстетического восприятия и формирования творческого начала.
«Образование художественного образа, — пишет В. П. Коп нин, — происходит действительно по общим законам движения познания. А если так, то художник исходит не из готовой идеи которую воплощает потом в чувственный образ, а из эмпирического материала, из наблюдений над жизнью людей в природе и обществе... Далее он идет.к обобщениям, к познанию сущности явлений, но отличным от научного познания путем. Наука от чувственно-конкретною через абстрактное идет к конкретному в мышлении, к познанию целого в абстракциях, искусство же не порывает с чувственно-конкретным, оно поднимает его до обобщения большого гносеологического, специального и эстетического значения»2.
Исходным положением марксистско-ленинской философии является признание существования объективной реальности, вечно движущейся и развивающейся материи, которая отражается в нашем сознании в виде образов. В. И. Ленин раскрывает содержание теории отражения следующим образом: «...Вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, ... наши ощущения суть образы внешнего мира»3.
Любое познание начинается с восприятия предметов или ю совокупности, которые представляют определенное явление, про цесс. Затем познается сущность следующего порядка: выделяете» структура предмета, устанавливаются отношения между состав ляющими его элементами, осознается связь предмета с другим» явлениями, процессами. От того, что человек выделит в предмет* как основное, зависит и сама возможность наиболее полного ert познания. В «Философских тетрадях» В. И. Ленин писал: «Пой нание человека не есть ... прямая линия, а кривая линия, беско нечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отры вок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, пряму'к линию...»4 И из этого следует, что человеческое познание не'мё жет сразу всесторонне охватить явление во всех его противоре чиях. Человек познает сначала одни стороны явлений, процессов предметов, затем последовательно переходит к познанию друг'и; сторон. Поэтому требование адекватности отражения с изабр'а жением должно быть присуще понятию «образ». Только при это\ условии образ, идеально формирующийся в голове, становйтс» познавательным образом. Художественный образ может сформи роваться только в результате процесса образного мышления; еп развитие происходит на основе изучения правил изображения и формирования умений и навыков работы с изобразительным материалом, освоения классического наследия прошлого. Так
воспринимая простейший натюрморт для рисования, состоящий, например, из крынки и яблока, рисующий видит не только характерные особенности данной крынки и данного яблока, но он одновременно мысленно сопоставляет складывающийся образ постановки с известными ему подобными предметами, уже отраженными в произведениях изобразительного искусства. Вспоминая свои зрительные оценки и воспроизводя изобразительные знания и умения, приобретенные при рисовании, например цилиндра и шара, студент формирует у себя наиболее полный образ изображаемых предметов, эстетически их оценивает, выявляет наиболее рациональные формы его материального воплощения.
Чтобы в сознании сформировался образ, который будет воплощен в рисунке, недостаточно воздействия лишь объекта на органы чувств человека, необходимо наличие целенаправленной деятельности со стороны самого субъекта. Искусство является образным отражением существующей материи, содержание своих , произведений оно черпает из объективной действительности, поэтому активная целенаправленная деятельность художника формирует изобразительные формы ее отражения.
Формирование художественного образа представляет собой неразрывное единство объективных и субъективных начал. Объективное исходит из существующей независимо от сознания человека действительности, субъективное связано с эмоционально-образным восприятием художника, его мировоззрением, мастерством. Труд художника, направленный на изучение основ изобразительного мастерства, требует углубленного восприятия окружающей действительности. Изучение окружающего мира, в свою очередь, формирует у него художественно-образные идеи, которые материализуются в художественных образах.' В этом процессе художник вступает во взаимоотношения не только с предметами изображения, но и со специфическими выразительными изобразительными возможностями материала.
Образ предмета в рисунке может быть разным в зависимости от установки, индивидуальных суждений, полноты представления о предмете, знания технических возможностей материалов, умений и навыков владения ими. Если же рисунок получается неубедительным, а рисующий не замечает своих ошибок, значит, он продолжает видеть его теми же глазами, что и предмет, т. е. он не смог соотнести восприятие трехмерного пространственного предмета с проекционным восприятием его графического изображения на бумаге. Это значит, что, воспринимая предмет для изображения, необходимо всегда соотносить его с изобразительными и выразительными возможностями рисунка (линии, тона).
В этом случае необходимо учиться правильному наблюдению и анализу модели. Необходимо помнить, что никакой художественный образ не может формироваться в отрыве от овладения элементарной техникой рисунка, композицией, от эстетического воспитания. Это единый процесс. Степень оформленности образа
П. Д. Корин. Портрет Коненкова
определяется эстетической оценкой предмета, верностью передг чи сущности изображаемого, правдивостью, оптимальной оргг низацией композиционных средств, научными знаниями перепев тивы, теории теней, анатомии.
Художественный образ формируется в процессе анализа обобщения совершенно конкретных предметов, людей, событий где единичное передается во всей сложности, многогранности подчиненности образной идеи изображения.
Характерной чертой любого художественного образа являет*. его целостность, которая возникает в результате осознани, ю
определенных, существенных для данного объекта взаимосвязей, вследствие чего рождается новый смысл, не свойственный отдельно взятым элементам. Отсюда видно, что внутренним качественным своеобразием художественного образа является его тесная связь с образным мышлением.
Формируя у себя образ воспринимаемого объекта, художник познает его постепенно, переходя на более высокие уровни обобщения. При этом он познает прежде всего объективные характеристики модели через чувственное и логическое познание, а затем уже определяет художественную форму отображения сформированного в сознании образа в конкретном графическом материале. Познание средств выражения происходит во взаимодействии с совершенствованием мысленного образа и представляет собой процесс постепенного приближения к раскрытию сущности изображаемого.
Образ того или иного предмета, пригодный для изображения, возникает в сознании не сразу, а формируется в результате сложной аналитико-синтетической работы мозга. В процессе постепенного формирования образа вначале выявляются наиболее существенные признаки объекта и несколько позже — отдельные детали, которые проявляются с различной степенью интенсивности и ясности.
Анализ конкретных психологических этапов формирования образа позволит выявить и конкретизировать наиболее важные компоненты, на основе которых складывается образ предмета вообще, и художественный образ в частности.