Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение
Под социальной установкой понимается общее оценочное суждение об объекте, отношение человека к объекту, проявляющееся в его поведении. В качестве объекта могут выступать известные политические деятели, кандидаты на выборах, спортсмены, произведения искусства, товары отечественного производства, периодические издания и т.д.
В структуре социальной установки выделяют три компонента: 1) когнитивный, представляющий собой систему знаний об объекте; 2) аффективный, отражающий спектр эмоциональных переживаний по поводу объекта; 3) поведенческий, включающий готовность реагировать определенным образом, потенциальные поведенческие реакции по отношению к объекту.
Функции социальных установок.Социальные установки позволяют человеку:
1) поддерживать самооценку и противостоять критике в его адрес или в адрес социальной группы, к которой он принадлежит (эгозащитная функция). Например, получив низкую оценку на экзамене, студент может поддержать свою самооценку через негативное отношение к преподавателю как несправедливому и невнимательному человеку, который не умеет понятно объяснять материал, или к предмету как неинтересному и ненужному;
2) определить приоритетные ценности, значение и важность тех или иных событий, отношение к тем или иным объектам, явлениям, другим людям, самому себе. Таким образом, социальные установки формируют «Я» человека, его представления о себе. Через них он себя выражает и реализует (функция выражения ценностей и самореализации). Например, человек может осуждать насилие, критиковать преступность, выступать против смертной казни, защищать животных, помогать нищим и т. д.;
3) формировать представление о том, что желательно и нежелательно для человека, ставить цели и подбирать адекватные средства и способы их достижения (утилитарная, или приспособительная, функция). Положительные установки формируются в отношении тех объектов, которые позволяют человеку достичь цели и удовлетворить его желания и наоборот;
4) формировать представление о различных объектах, процессах и явлениях окружающей действительности, помогают ориентироваться в событиях повседневности, интерпретировать происходящее, выносить ему оценку (функция знания). Окружающий мир очень сложен и разнообразен. Социальные установки позволяют структурировать знания о нем, экономить время и усилия на обработку информации, поступающей извне, защищая тем самым от информационных перегрузок.
Социальная установка и поведение.Долгое время социальные установки рассматривались как основная причина поведения. Зная их, можно предсказывать, как поведут себя люди. Определив отношение избирателей к кандидатам на выборах, можно предсказать результаты предстоящего голосования. При этом открываются перспективы не только для осуществления прогнозов, но и для управления поведением. Изменяя установки, можно влиять на поведение и изменять его. Так реклама призвана сформировать позитивные установки в отношении того или иного продукта у потенциальных его потребителей и стимулировать тем самым его приобретение.
Несоответствие поведения и социальных установок в социальной психологии известно как «парадокс Ла Пьера». Именно Ла Пьер обратил внимание исследователей на то, что реальное поведение не всегда соответствует социальным установкам. Он путешествовал по стране с китайской супружеской парой. Почти во всех отелях и ресторанах, где они побывали, доминировали негативные установки по отношению к выходцам из Азии. Несмотря на предубеждения, китайская пара почти во всех случаях была принята доброжелательно. Негативное отношение к социальной группе, таким образом, вполне может сопровождаться позитивным отношением к отдельным ее представителям. Будут ли люди действовать в соответствии со своими социальными установками, зависит от ряда личностных и ситуационных факторов, а также от характеристик самих установок.
Поведение человека, в свою очередь, влияет на его социальные установки. Согласно теории когнитивного диссонанса, человек чувствует напряжение, когда его мысли, убеждения и/или поступки противоречат друг другу. Для уменьшения неприятного ощущения он может изменять свои убеждения. Если поведение человека противоречит его социальным установкам (например, человек курит, зная о вреде курения) и по какой-либо причине ему трудно или невозможно изменить свое поведение (бросить курить), он может изменить свои установки, чтобы не испытывать неприятного чувства (оправдание курения получением удовольствия).
Люди не всегда знают свои подлинные социальные установки и могут осуществлять вывод о них, наблюдая за своим собственным поведением: «если я слушаю эстрадную музыку, значит, она мне нравится» (теория самовосприятия).
Согласно теории самопрезентации люди стремятся производить на окружающих хорошее впечатление и выглядеть последовательно. Они выражают те социальные установки, которые соответствуют их поступкам, и могут даже симулировать установки, в которые на самом деле не верят, подгоняя их под свое поведение.
Социальные установки и переработка информации.Социальные установки влияют на процесс и результат социального познания. Достаточно ярко влияние социальных установок проявляется в сфере межличностного восприятия. Если у человека сформировалась негативная установка по отношению к собеседнику, то все поведение последнего будет восприниматься через призму такой установки: щедрость будет рассматриваться как расточительность, а бережливость как проявление скупости и т. д. Общая положительная установка также ведет к соответствующему восприятию и интерпретации фактов. Отрицательные установки являются более устойчивыми по отношению к противоречащей им информации, чем положительные. Это проявляется, в частности, в том, что испортить впечатление о себе гораздо легче, чем затем его исправить.
Восприятие социального мира, таким образом, избирательно. Из всего многообразия поступающей информации человек отбирает ту, которая соответствует его социальным установкам, другая же игнорируется им, не замечается, подгоняется под установку, интерпретируется как редкое исключение и т. д.
Социальный стереотип– это упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный устойчивый образ какой-либо социальной группы, легко распространяемый на всех ее представителей. К характеристикам стереотипа относятся целостность, ярко выраженный оценочный характер, нагруженность «ошибочным» компонентом, устойчивость. Социальные стереотипы по своему содержанию могут быть как негативными, так и позитивными.
Они существенно упрощают и сокращают процесс социального познания, позволяя ориентироваться во всем многообразии социальной информации и экономить время на ее полную обработку. Вместе с тем стереотипы не всегда содержат адекватную информацию и могут стать источником предубеждений.
Предубеждение –неоправданно негативная социальная установка по отношению к какой-либо социальной группе и ее представителям. Это негативное отношение к человеку только потому, что он принадлежит к той или иной социальной категории.
В современном обществе распространены этнические, гендерные, возрастные, классовые, религиозные, профессиональные предубеждения, предвзятое отношение к сексуальным меньшинствам, лицам, страдающим психическими заболеваниями, инвалидам и т. д.
Предубеждения чреваты негативными последствиями. Они способствуют непониманию, являются источником конфликтов, дискриминации, ограничивают позитивный опыт социальных контактов.
Предубеждения тесно связаны с явлением «навешивания негативных ярлыков» или стигматизацией. Стигма представляет собой некий атрибут, дискредитирующий человека в глазах окружающих, выдающий некое отрицательное свойство, его «ущербность», нежелательное отличие от большинства. Она наделяет индивида статусом неполноценного, вызывает его непринятие, отсутствие готовности взаимодействовать с ним как с равным. Например, ярлыки «психически больной», «нищий», «гомосексуалист», «преступник», «наркоман» уже заранее вызывают предвзятое, негативное отношение к их носителям.
Предубеждения могут быть следствием поспешных, неточных и чрезмерно обобщенных выводов, основанных на личном опыте человека, а также результатом некритичного усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной социальной группе. В основе их обычно лежит личная неприязнь к человеку, антипатия. В этом случае предубеждения выполняют функцию оправдания и рационализации этих чувств и неоправданно негативного поведения.
Сформировавшись, они сохраняются благодаря действию механизма «самореализующихся пророчеств»: то, во что человек верит в отношении других, служит формированию реальности, подтверждающей эту веру. Если учитель необоснованно считает ученика слабым и неспособным, он ожидает от него низких результатов, дает легкие задания, меньше внимания уделяет развитию интеллектуального потенциала ребенка. Постепенно ученик сам начинает считать себя слабым и неспособным. Это, в свою очередь, ведет к снижению успеваемости. Ожидания учителя, таким образом, подтверждаются, и предубежденное отношение, которое изначально было неоправданным, становится справедливым.
В формировании предубеждений участвуют процессы социальной категоризации, социальной идентификации, социального сравнения, межгрупповой дифференциации. Человек упорядочивает социальный мир, разбивая его на категории, распределяя людей по группам (социальная категоризация). Отнесение человеком себя к одной из этих категорий составляет процесс социальной идентификации. Для формирования и сохранения позитивной социальной идентичности необходимо установить различие между группами в пользу собственной. Отсюда большая благосклонность к своей группе, а также враждебность и дискриминация по отношению к чужой.
Предубеждения возникают в отношении представителей тех групп, которые принято относить к социальным меньшинствам. Чем больше их отличие от большинства, чем оно более значимо, тем сильнее и устойчивее предубеждения. Представители меньшинств вызывают негативное отношение еще и потому, что их поведение незнакомо, непонятно, а, следовательно, непредсказуемо, и в общении с ними люди не чувствуют себя уверенными и способными контролировать ситуацию. Человек же стремится к стабильности и хочет жить в предсказуемом, справедливом мире, где он мог бы контролировать все, что с ним происходит.
Явление «веры в справедливый мир» состоит в склонности верить в то, что мир справедлив и люди получают то, что заслуживают, и наоборот. Жертвы дискриминации и предубежденного отношения окружающих часто не вызывают сочувствия, дескать, человек сам виноват и заслужил такое отношение, так как мир справедлив.
Предубеждения могут быть результатом действия механизмов психологической защиты, позволяющих человеку поддерживать самоуважение и позитивный образ своего Я. Одним из таких механизмов является проекция – бессознательное приписывание субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Формирование предубеждений может состоять в проецировании собственных отрицательных качеств, неприемлемой части себя на других. Предубеждения дают ощущение превосходства и могут компенсировать чувство неполноценности через пренебрежительное отношение к другим. Они усиливаются в состоянии фрустрации, которое возникает всякий раз, когда блокируется целенаправленная последовательность действий субъекта, возникает препятствие на пути достижения цели.
Реальный конфликт интересов. Усилению предубеждений также способствуют борьба за редкие материальные и нематериальные ресурсы. Если на одну и ту же должность претендуют лица, принадлежащие к различным этническим группам, то такой конфликт интересов может активизировать этнические предубеждения.
Негативные социальные установки служат целям оправдания существующей в обществе иерархической структуры и социального неравенства. Они могут получать институциональную поддержку, транслироваться через средства массовой информации, систему образования и т. д.
Преодолению предубежденийспособствует создание общих целей, сплачивающих людей и снижающих их неприязнь по отношению друг к другу. Подобный эффект наблюдается лишь при успешном достижении общей цели, в противном случае неприязнь может усилиться.
Пересмотр категориальных границ – другой путь. Если люди переоценят свою групповую принадлежность и будут рассматривать себя как принадлежащих к одной социальной группе, их отношение друг к другу станет более благосклонным. Например, этнические предубеждения могут стать менее интенсивными, если напомнить людям, что они принадлежат к одной профессиональной или возрастной группе. Еще один способ – выделить две или более пересекающиеся друг с другом социальные категории, например возраст и пол. Тогда дифференциации по полу и возрасту будут компенсировать друг друга, и предубеждения будут ослаблены.
Существует «гипотеза контакта»: установление коммуникации между враждующими людьми, расширение возможностей их общения способствуют снижению предубежденности. Люди получают возможность лучше узнать друг друга и в своих суждениях опираются уже не на неточные и упрощенные стереотипы, а на опыт непосредственного общения.