Перечень практических занятий
Раздел | № темы | Вид работы | Наименование практической работы | Количество часов |
Тема 2.3 | ПЗ № 1 | Современная деловая этика | ||
Тема 3.2 | ПЗ № 2 | Профессиональные кодексы морали как составные части трудовой этики | ||
Тема 4.2 | ПЗ № 3 | Глобальные проблемы современности |
ФОРМА КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Вид | Форма контроля |
Промежуточный (внутри раздела) | Зачет по практическим занятиям |
Итоговый (по всему курсу дисциплины) | Зачет |
1.6
|
1) Что означает термин «этика»? Этика как «практическая философия»
2) Важнейшие моральные и этические учения (учения Конфуция, Будды, Моисея)
3) Важнейшие моральные и этические учения (учения Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда)
4) Античная этика
5) Этика Средневековья и Возрождения
6) Этическая мысль Нового времени
7) Этика России XIX века
8) Понятие морали, её происхождение
9) Специфика и сущность морали
10) Функции морали
11) Архаическая нравственность
12) Древние своды законов и моральных обязанностей
13) Гражданская мораль и нормы права в античную эпоху
14) Этос благородного мужа в учении Конфуция
15) Нравственность эпохи Средневековья и рыцарский нравственный идеал
16) Нравственность эпохи Возрождения
17) Нравственность Древней Руси
18) Мещанская нравственность
19)
|
20) Понятие общения. «Абстрактные типы» собеседников. Виды общения
21) Функции и средства общения
22) Правила приличия. Техники общения
23) Конфликты в общении
24) Культурный облик руководителя
25) Критика и её этические аспекты
26) Понятие этикета. История этикета. Из истории российского этикета
27)
|
28) Нравственный смысл любви. Возникновение феномена любви
29) Виды любви. Виды браков. Силки и капканы добрачных отношений. Мели и рифы семейной жизни
30) Значение отцовства и материнства в жизни ребенка. Общение в семье
31) Проблема развода и её нравственны аспекты
32) Необходимость труда в обществе
33) Профессиональные кодексы морали
34) Морально-правовая культура
35)
|
36) Основные концепции смысла жизни. Смысл, осмысленность и цель в жизни
37) Понятие глобальной проблемы современности. Проблема войны и мира
38) Человек и природа в этике.
39) Понятие о чести и достоинстве личности
40) Кодекс чести современного молодого человека
41) Понятие долга
42) Совесть. Формы проявления совести
43) Природа и содержание добра и зла. Проблема взаимодействия добра и зла
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1) Балашев Л.Е. Этика: Учебное пособие. – М.: 2004
2) Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М: 1990
3) Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: 2005.
4) Гусейков А.А., Апресян Р.Г. Этика, М.: 2003
5) Гусейнов А.А, Иррлитц Г Краткая история этики. М.:1987
Дополнительная
6) Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом. М: 2000.
7) Карнишина Н.Г. Профессиональная этика. Учебное пособие. Пенза, 1997.
8) Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: 1988.
9) Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: 1989.
10) Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М.: 2003
11) Максименко О.И. Энциклопедия этикета. М.: 1998.
12) Рюриков Ю.Б. Три влечения. М.: 1967.
13) Смоленцев Ю.М. Мораль и право: диалектика взаимодействия. Тольятти, 1997
14) Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник. М.: 1998
15) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения, М.: 2004
16) Швейцер А. Культура и этика. М.: 1973.
ГЛОССАРИЙ
Альтруизм | ? | любовь к другим в ущерб, во вред себе |
Благо | ? | совершенство, свойственное самой природе субъекта |
Вежливость | ? | форма культурного поведения человека, для которого уважение к людям стало привычным способом общения. Это элементарное требование культуры поведения, вытекающее из чувства уважения к другим людям, из умения считаться с их интересами и признания права каждого человека на внимание. |
Внешняя культура | ? | это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. |
Внутренняя культура | ? | это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность, профессиональная подготовка). |
Гедонизм | ? | способ обоснования морали, при котором все содержание разнообразных моральных требований сводится к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания |
Гуманизм | ? | любовь ко всему миру, всем людям, способность к милосердию |
Деликатность | ? | это умение тонко чувствовать и реагировать на состояние, когда знакомый или близкий человек оказался в затруднительном (как говорят, «деликатном») положении. |
Добро | ? | то, что приближает человека к идеалу |
Добродетель | ? | готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру |
Долг | ? | осознание личностью необходимости исполнения того, что заповедуются моральным идеалом |
Достоинство | ? | внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, которое выражается в сопротивлении всяким попыткам посягательств на свою индивидуальность и независимость |
Жизнь | ? | способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом – энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных) |
Зло | ? | то, что отдаляет человека от идеала |
Конфликт | ? | это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению |
Любовь | ? | это чувство, которое выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче |
Мораль | ? | совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу, к окружающим, к обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями |
Нравственность | ? | внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами |
Общение | ? | это сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного понимания друг друга |
Оптимизм | ? | вера в лучшее будущее |
Патриотизм | ? | любовь к Отечеству, народу |
Пессимизм | ? | негативное, упадническое представление о мире |
Порок | ? | противоположность добродетели, негативное качество человеческого характера, явленность морального зла в индивидуальном сознании и поведении |
Профессиональная этика | ? | кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере |
Релятивизм | ? | принцип истолкования природы нравственности как имеющей относительный, изменчивый и условный характер |
Семья | ? | это первичная ячейка общества, которая основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических связях людей |
Совесть | ? | это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков |
Такт | ? | это способность человека находить форму общения с другими людьми в зависимости от конкретных обстоятельств, ситуации |
Честь | ? | понятие, которое отражает признание достоинства человека со стороны других, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг и находит отражение в его репутации, почитании, авторитете, славе |
Эгоизм | ? | любовь к себе в ущерб, во вред другим |
Этика | ? | наука, которая изучает нравственные процессы, нравственную жизнь человека и общества |
Этикет | ? | свод правил поведения, принятых в обществе |
РАЗДЕЛ 1. ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ
ТЕМА 1.1 ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
План: | 1.1.1 | Что означает термин «этика» |
1.1.2 | Этика как «практическая философия» | |
1.1.3 | Этика в системе гуманитарного знания | |
1.1.4 | Важнейшие моральные и этические учения (учение Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда) | |
1.1.5 | Античная этика, эпоха Средневековья и Возрождения | |
1.1.6 | Этическая мысль Нового времени | |
1.1.7 | Этика России «эпохи философского пробуждения XIX века» |
1.1.1 ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «ЭТИКА»
Этика – одна из самых удивительных наук. Она возникла более двух с половиной тысяч лет назад, но и сегодня нельзя сказать об окончательной изученности, а тем более исчерпанности её проблем и сюжетов. Ведь этика изучает нравственную жизнь человека и общества, т.е. всё, что относится к взаимоотношениям человека с другими – близкими, друзьями и родственниками, коллективом единомышленников на работе, всё, что связано с отношением человека к обществу вообще. Что определяет поступки человека? Почему одного окружающие считают хорошим, добрым, порядочным, а другой человек всегда огорчает родных и знакомых своим дурным поведением? Можно ли научить человека добру и что такое вообще добро? И разве можно быть добрым для всех, одинаково всем быть приятным? Что такое порок и чем он отличается от добродетели? Что такое милосердие? Можно ли организовать жизнь на началах справедливости? Как преодолеть стремление к удовольствию, не пренебрегая пользой? Что такое счастье и достижимо ли оно? Какое значение в жизни человека имеет совесть? Интересно, что каждая эпоха выдвигает на первый план свои конкретные вопросы морали, которые кажутся современникам жгуче злободневными, насущными, актуальными. Так, в первом десятилетии XX в. по России прокатилась волна самоубийств и была высказана мысль о суверенном праве человека распоряжаться своей собственной жизнью. В конце XX в. и ныне, в начале третьего тысячелетия, дебатируется вопрос об эвтаназии, смертной казни и др.
Названные вопросы относятся к нравственной жизни общества, ответы на них призвана давать специальная наука – этика. Задача курса этики – познакомиться с основными идеями и понятиями этики, поразмыслить над нравственными вопросами современного общества и своей собственной внутренней душевной жизни.
Разумеется, существенная часть этики связана с нравственной жизнью личности. Жизнь каждого из нас пронизана бесчисленным множеством нравственных коллизий, явлений, имеющих непосредственное отношение к морали, нравственности, а значит, к этике. Например, вы надеялись получить к Новому году в подарок новое платье, но родители купили праздничный костюм старшей сестре, которая выходит замуж и приглашена впервые в дом жениха. Конечно же, ей новое платье больше необходимо, чем вам, а у вас скоро экзамены, и ни на какую дискотеку мама все равно идти не разрешит. Где-то в глубине души у вас затаилась обида на родителей, да и на сестру, вы завидуете ей. И хотя это и нехорошо, но вам приятно, что костюм ей оказался не к лицу, да и свадьба, судя по всему, не состоится. Такова довольно типичная ситуация для семьи, в которой постоянно сталкиваются интересы родных сестер или братьев, вызывая обиды, зависть, ссоры, непонимание, а иногда конфликты и вражду.
Слова «моральный», «нравственный», «этический» широко распространены в обществе. Политические деятели, депутаты, журналисты весьма охотно употребляют эти слова; газеты, телевидение вскрывают моральные язвы и нравственную деградацию общества; ораторы клеймят позором упадок нравов, и мы с трепетом душевным пониманием, что это плохо. Иногда вдруг мелькнет на экране лицо человека, который, рискуя жизнью, вытащил ребенка попавшего в ледяную полынью, или покажут одинокую чудачку, которая подбирает кошек и собак, отмывает, откармливает и потом «отдает в хорошие руки». И мы интуитивно чувствуем, что хорошо поступают этот мужчина и эта женщина. Таким образом, вопросы морали, нравственной жизни является для всех чем-то известным, интуитивно воспринятым, понятным. По этике существует гигантское количество литературы, от Платона и Аристотеля до наших дней, мировая и отечественная художественная литература, публицистика, кинофильмы, религиозная литература (Библия, Коран, Талмуд), да и просто рассказы бывалых людей, советы и мнения родителей, взрослых людей – всё это может дать нам информацию и пищу для ума. А размышлять есть о чем, ибо мы обращаемся к изучению духовной жизни, нравственных начал общества и личности.
Этика – это раздел философии, изучающий феномен морали. Этика является важным элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывают основы интеллигентности человека, его благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности, вкус и хорошие манеры.
К этике причастны все люди, каждый человек порой задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, где честь и где бесчестье, что такое справедливость, в чем смысл жизни, для чего рождается человек, что такое добро и что такое зло.
Понятие «добро», «зло», «справедливость», «счастье» глубоко проникли в сознание и эмоциональный мир человека. А можно ли проникнуть в этот мир другого человека, можно ли проникнуть в глубину нравственных переживаний человека?
Представьте, что вы судья и вам предстоит решить вопрос о степени вины человека, которого обвиняет прокурор и защищает адвокат, говоря, что его клиент – человек с безукоризненной репутацией и поступить подло не может.
Вообще не простой вопрос – можно ли помочь человеку ориентироваться в разных житейских ситуациях? Кто я такой? Как я должен себя вести? Что я должен делать?
Эти вопросы возникают перед человеком постоянно как практические проблемы: какую выбрать профессию, как поступить в конфликтной ситуации – защитить друга, если вы с ним оказались в темном переулке перед группой хулиганов, или убежать домой; выходить замуж или вначале окончить институт; рожать ребенка или заняться карьерой.
В обыденной жизни слова «этика» и «мораль», «нравственность»употребляют как взаимозаменяемые. При этом слово «этика» имеет несколько различных значений. Одно из самых распространенных – это понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.
Так, мы говорим о педагогической этике или христианской этике.
В строго научных рассуждениях принято различать этику как науку, теоретическую дисциплину, а мораль, нравственность как объект этики. Специфическая особенность этики как науки в том, что она в отличие от обычного житейского понимания стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, которые стоят перед большинством людей в их повседневной жизни. Итак, этика есть наука о морали, нравственности. А каков же предмет этики? Определение предмета этики зависит от того, как мы понимаем мораль, её происхождение, социальные функции. Разумеется, за две с половиной тысячи лет существования этики предмет её менялся. В истории этики мы наблюдаем громадное множество концепций морали, и все-таки во все времена этика остается наукой, которая изучает нравственные процессы, нравственную жизнь человека и общества (ведущие мотивы поведения, нравственное бытие человека).
Мораль– совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу, к окружающим, к обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими начинаниями.
1.1.2 ЭТИКА КАК «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Этику нередко называют «философией практической жизни». И это справедливо, потому что именно этика изучает общение и поведение человека в их наиболее совершенной форме, создает идеал добродетельного человека, изучает мораль и реальные нравы общества, понятия добра и зла, роль и значение совести для моральной жизни человека.
Этика выясняет сущность таких понятий, как честь и достоинство, справедливость, милосердие, ответственность, счастье, смысл жизни. Этику интересует моральное наполнение таких человеческих качеств, как порядочность, честность, умение держать слово и вообще все, что связано с внутренней жизнью личности: чувство стыда за совершенный скверный поступок, осознание своей вины, раскаяние, искупление. Этика изучает также явления негативного морального плана – лживость, предательство, зависть, корысть, легкомыслие, разгильдяйство и т.д.
Этика как теория морали изучает сущность, происхождение, специфику морали, структуру нравственного сознания общества и личности, формирует моральную философию общества, моральные кодексы и нормы поведения человека в частной и профессиональной жизни.
Выдающийся немецко-американский философ и гуманист XX в. Эрих Фромм (1900-1980) выделил две стороны этики – гуманистическую и авторитарную. В истории человечества есть периоды, когда этика ориентирована на человека, считая его высшей ценностью и целью. Такова этика эпохи Возрождения, с определенными оговорками – эпоха античности; в наши дни элементы гуманистической этики мы находим в демократических гражданских обществах. Однако в истории встречаются и эпохи, в которые высшей ценностью этики и морали выступают не человек, а нечто другое (например, идея коммунизма в современном обществе, идея мирового господства в гитлеровской Германии), а человек понимается только как средство достижения этической цели. Это можно видеть во всех тоталитарных режимах и обществах; этика имеет в таком обществе авторитарный характер. И основное отличие гуманистической этики от авторитарного состояния в том, что гуманистическая этика основана на глубоком уважении к человеку и его достоинству; она опирается на веру в способность человека самостоятельно различать добро и зло и правильно делать этические оценки, она провозглашает автономность, независимость, свободу и разум человека. В авторитарной этике власть определяет, в чем благо человека, устанавливает законы и нормы поведения. Страх, зависимость, насильственное принуждение – таковы механизмы воздействия на человека в авторитарной этике.