Назначение технического задания
Назначение технического задания:
а) для клиента: сформировать свое видение проблемы и ожидаемые результаты ее решения; обеспечить согласование содержания контрактов с консультационной фирмой (консультантом);
б) для консультационной организации (консультанта): понять проблему и ожидания клиента; получить необходимую информацию для подготовки предложений, разработки детального плана работ и успешного выполнения проекта.
В техническом задании формулируют задачи для консультационных организаций (консультантов), определяя тем самым рамки консультационного процесса и устанавливая требования, которым должна удовлетворять консультационная услуга.
Основные разделы технического задания разрабатываются таким образом, чтобы получить ответы на следующие вопросы при анализе технических и финансовых предложений консультационных фирм
(консультантов):
– Почему именно эта консультационная организация (консультант) может принести ощутимый результат?
– Как консультационная фирма (консультант) подтвердит получение пользы от своих услуг?
– Какие конкретно результаты будут получены?
– Когда результаты будут получены?
Единой, стандартной формы технического задания нет. Его содержание определяется характером решаемой проблемы. Обычно техническое задание включает следующую информацию:
1) краткая информация о клиенте;
2) цели проекта;
3) услуги, которые требуются от консультационной организации (консультанта);
4)сроки выполнения проекта;
5) перечень представляемых на конкурс документов, подтверждающих опыт, компетентность фирмы (консультанта);
6) распределение обязанностей между консультантами и клиентной организацией;
7) требования к информации о гонорарах и затратах на проект;
8) контактная персона.
Правильно составленное техническое задание – документ, определяющий ключевые положения консультационного проекта и желаемый результат, но не ограничивающий свободы и инициативы консультантов в выборе методического инструментария.
Перед тем как вручить техническое задание консультационным фирмам (консультантам), включенным в окончательный список, необходимо связаться с ними и узнать о желании и возможности принять участие в конкурсе. Весьма вероятно, что после этого список кандидатов сократится.
Структура и содержание технического задания
1. ВВЕДЕНИЕ
Во введении должно быть в общем виде определено:
– что будет представлять собой проект;
– какие услуги должны быть предоставлены консультационной организацией (консультантом);
– цели технического задания;
– основные направления проекта.
Введение позволит перейти к описанию клиентной организации и основным задачам проекта.
2. ИНФОРМАЦИЯ О КЛИЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В этом разделе требуется кратко описать:
отрасль, в которой работает предприятие, и основные тенденции развития отрасли в России;
– краткую историю предприятия;
– территориальное расположение предприятия;
– основные производственные мощности;
– юридический статус и структуру собственности;
– основные виды деятельности (выпускаемая продукция);
– основные рынки;
– клиентурную базу и крупнейших клиентов;
– конкурентов;
– основных поставщиков;
– организационную структуру предприятия (более подробно остановиться на подразделениях, непосредственно задействованных в проекте);
– кадровую структуру и руководящих работников;
– основные показатели деятельности предприятия (за последние три года);
– социальные фонды;
– риски для окружающей среды;
– инвестиционные планы;
– основные проблемы;
– основные направления оздоровления предприятия;
– меры по оздоровлению, проведенные или проводимые самостоятельно;
– кратко – работы (если были), проводившиеся аудиторскими и консультационными фирмами на предприятии, с указанием результатов, полученных в ходе их реализации.
3. ЦЕЛИ
В этом разделе должно быть четко определено:
– чего требуется достичь в результате предполагаемого проекта;
– каким образом этот проект «вписывается» в общую картину оздоровления предприятия;
– какие основные задачи необходимо решить для достижения поставленных целей;
– почему решение именно этих задач является приоритетным для предприятия.
В этом разделе должно быть указано, что именно предприятие ожидает получить в ходе реализации проекта.
4. ОБЪЕМ РАБОТ
В разделе необходимо указать, какие виды деятельности должны быть реализованы консультантами для достижения поставленных целей и решения задач. Как правило, проект состоит из следующих этапов:
– диагностика (примерно 30 % общей трудоемкости проекта);
– разработка рекомендаций (примерно 10 % общей трудоемкости проекта);
– реализация проекта (внедрение рекомендаций) (60 % общей трудоемкости проекта).
Предприятие может предусмотреть и дополнительные этапы работ, необходимые для достижения поставленных целей и задач.
Однако сильной детализации проекта не требуется, так как у консультанта должна быть свобода действий: методика и подход к решению одних и тех же задач у различных консалтинговых фирм разные.
Следует четко обозначить, выполнение каких задач в рамках данного проекта могут полностью или частично взять на себя сотрудники предприятия, что позволит уменьшить бюджет проекта, обучать работников в результате совместной деятельности с консультантами.
5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСУЛЬТАНТАМ
При подготовке технического задания клиентная организация должна определить критерии отбора:
– консультационной фирмы (консультанта);
– специальные требования к команде консультантов (уровень подготовки, опыт работы в данной отрасли, опыт выполнения определенных работ и т. д.).
6. ПЕРЕДАЧА ОПЫТА
Если есть необходимость в передаче опыта реструктуризации сотрудникам предприятия, то это необходимо указать в техническом задании.
Наличие у консультантов соответствующей квалификации по передаче опыта в этом случае будет одним из критериев при оценке технических предложений консультантов. Если обучение не предполагается как отдельная задача, его можно определить как требование и запланировать соответствующую работу.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Результатами работ по проекту могут быть различные документы, подготовленные консультантами, и существенные (перспективные) изменения.
Документы – бизнес-планы, инвестиционные планы, разработанные процедуры, пособия, результаты исследований и анализа, различные методические рекомендации, программное обеспечение, разрабатываемое консультантами в ходе проекта.
Краткосрочные изменения (быстрые результаты) – меры, которые консультанты реализуют уже на первых этапах проекта (как правило, это действия, направленные на устранение очевидных пробелов и способствующие получению немедленного эффекта).
Существенные изменения – могут быть направлены на создание или совершенствование отдельной функции (отдела, процедуры), на изменение структуры предприятия (организационной, корпоративной), разработку и создание условий для осуществления долгосрочной стратегии. Следствием этих изменений может стать заключение новых контрактов, нахождение инвесторов, получение финансирования и т. д.
8. ОТЧЕТНОСТЬ И ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ
В техническом задании необходимо указать, кому из сотрудников предприятия консультанты направляют отчеты (Ф.И.О., должность), определить требования к отчетности, количество и содержание отчетов, сроки их представления, описать процедуру, сроки утверждения отчетов, кто из руководства предприятия их будет утверждать.
В техническом задании обязательно указывается, кому из руководителей предприятия и сколько экземпляров материалов по проекту представляет консультант. Для каждого основного документа необходимо предусмотреть краткое его изложение (в отдельном приложении).
9. УЧАСТИЕ ПЕРСОНАЛА КЛИЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЕКТЕ
В техническом задании должны быть указаны функции конкретных сотрудников предприятия, которые они будут выполнять на каждом этапе консультационного проекта. Необходимо назначить ответственного со стороны клиентной организации, который будет обеспечивать сотрудничество с консультантами, координировать работу по проекту. В техническом задании необходимо перечислить все сведения и
документы, которые клиентная организация предоставит консультантам, оборудование, помощь. Клиент должен указать, какие услуги ранее оказывались ему другими аудиторскими и консультационными фирмами, кем именно. Техническое задание необходимо дополнить списком имеющихся данных, указать их точность и место получения копии. Следует отметить другие виды участия клиентной организации в проекте:
-предоставление помещения, компьютерного и офисного оборудования, канцелярских принадлежностей, транспорта, переводческих услуг, проживания, питания консультантов и др. Такое участие предприятия позволяет существенно снизить стоимость проекта. Приведенный пример технического задания клиента консультантам может быть использован предприятиями не только для проведения работ по реструктуризации, но и любого другого консультационного проекта.
[1] . Norton, R. Kaplan. The Balanced Scorecard: translating strategy into action. – Harvard Business Press, 1996.
[2] Советский энциклопедический словарь / Гл. Ред. А. М. Прохоров. – 3–е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1985, стр. 498.
[3] Грабауров В. А. Информационные технологии для менеджеров. М.: "Финансы и статистика", 2001 г.
[4] Грабауров В. А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2001 г.