И методы саморегуляции в конфликтных ситуациях

1. Подготовьте доклады из тем № 53-58 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Описание поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас); «Ваш способ реагирования в конфликте»; «Конфликтная ли Вы личность?»; «Диагностики эмпатических способностей» (В.В. Бойко).

3. Обоснуйте преимущества разрешения конфликта над другими способами его завершения, приведите примеры.

4. Вспомните и запишите примеры конфликтов из собственного опыта (не менее трех разных): 1) проанализируйте структуры конфликтов, пользуясь схемой (см. рис. 1); 2) проанализируйте особенности своего поведения в конфликтных ситуациях; 3) охарактеризуйте пусковой механизм этих конфликтов; 4) каков был образ конфликтной ситуации в то время и сейчас?; 5) предложите к каждому не менее трех разных (возможных) способов решения.

5. В больнице, специализирующейся по пересадке донорского сердца, возникла следующая конфликтная ситуация: В больницу поступило очередное донорское сердце. На очереди по его пересадке в клинике находилось пять человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого находится в стадии завершения; шестнадцатилетняя беременная девушка, сирота; молодая симпатичная, обаятельная женщина, пользовавшаяся исключительной любовью сотрудников больницы; врач той же больницы, также нуждавшийся в пересадке сердца; учительница, мать двоих детей, только что похоронившая мужа, погибшего в автокатастрофе. Поскольку каждому из больных оставалось жить не более месяца, ситуация сложилась критическая. Попытайтесь ответить на следующие вопросы: 1) Как разрешить возникшую конфликтную ситуацию, кому отдать предпочтение при пересадке донорского сердца? 2) Как можно было бы вообще исключить возможность возникновения в клинике ситуаций подобного рода?

6. Изучите отличительные особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях и заполните таблицу:

  Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Краткая характеристика стиля          
Ситуация эффективности стиля          
Ситуация неэффективности стиля          
Ориентация на свои интересы          
Ориентация на интересы другого          
Межличностные взаимоотношения          
Ориентация на эмоциональное состояние          
Результат частого использования          

Семинар 8: Особенности межличностного взаимодействия

В группах и коллективах

1. Подготовьте доклады из тем № 59-66 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Изучение психологического климата в коллективе»; «Ваше место в коллективе»; «Тенденции поведения человека в группе».

3. Американский психолог Ф. Зимбардо эффектно продемонстрировал разницу в поведении людей, проживающих в больших и малых городах. Он приобрел две подержанные машины десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улицах, одну – в старом кампусе Нью-Йоркского университета, а другую вблизи кампуса Станфордского университета в небольшом городке Поло-Альто. В Нью-Йорке первые «автораздевальщики» появились через десять минут, сняв аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны хорошо одетых белых граждан), машина превратилась в бесполезную груду металлолома. По контрасту с этим, единственный человек, который в течение недели дотронулся до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь. Как можно объяснить столь рачительный контраст?

4. В своей «Исповеди» Л. Н. Толстой описывает долгие годы мучавший его внутриличностный конфликт. Суть его состоит в следующем: «Жизнь есть бессмыслица», но тогда «зачем жить?», выходит, что: «Все – суета. Счастлив, кто не родился, – смерть лучше жизни; надо от нее избавиться»[4]. О каком виде внутриличностного конфликта идет речь? Перечислите возможные выходы из данного конфликта. К каким механизмам психологической защиты можно отнести данные выходы? Как бы вы поступили в случае наличия у вас подобного внутриличностного конфликта?

5. Перечислите используемые вами защитные механизмы. Какие из них конструктивны?

6. В каких случаях эмоции мешают, в каких помогают?

7. Как вам кажется, что необходимо в первую очередь знать и уметь взрослому человеку для эффективного управления конфликтными ситуациями? Чему стоит научить ребенка?

8. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов между: а) супругами; б) родителями и детьми; в) между наставником и молодым специалистом.

Темы докладов и рефератов

1. Научное и житейское понимание психологических явлений

2. Соотношение между сознательным и бессознательным.

3. Функциональная асимметрия мозга, ее проявление и значение в регуляции психических процессов и состояний.

4. Методы исследования мозга человека.

5. Организация процесса самопознания личности.

6. Альтернативные теории происхождения человека.

7. Новейшие научные открытия в области нейрофизиологии.

8. Измененные состояния сознания.

9. Роль внимания и познавательных процессов в профессиональной деятельности.

10. Нарушения внимания и познавательных процессов.

11. Загадки и ошибки восприятия человека.

12. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

13. Личность творческого человека.

14. Влияние воображения на состояния организма.

15. Влияние саногенного и патогенного мышления на человека.

16. Гендерные особенности внимания и познавательных процессов.

17. Сон и сновидения: сущность, причины, проблемы.

18. Интеллект: норма и отклонения.

19. Гендерные особенности личности.

20. Норма и патология в развитии личности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

21. Типологии характеров (конституционная теория Э. Кречмера, социальная типология характера Э. Фромма, физиогномика, астрология, хиромантия и др.).

22. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия явлений.

23. Условия ускоренного развития способностей у человека.

24. Экстрасенсорные способности человека

25. Свобода воли и личная ответственность.

26. Дружба и любовь в разные исторические эпохи.

27. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

28. Психологическая феноменология одиночества. Возникновение и преодоление одиночества.

29. Личность и профессиональное самоопределение.

30. Устойчивость и изменчивость личности. Влияние семьи на развитие личности.

31. Функциональное назначение различных эмоций у человека.

32. Психологический анализ привычек людей.

33. Роль общения в психическом развитии человека.

34. Коммуникативная культура современного специалиста.

35. Невербальные средства общения.

36. Типы отношений людей в группе.

37. Причины неприязненных отношений между людьми.

38. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.

39. Влияние неформальных молодежных объединений на личность.

40. Влияние деструктивных культов и сект на личность.

41. Изучение конфликтов: история и современность.

42. Социологическое направление в разработке теории конфликта.

43. Психологические направления в развитии конфликтологии.

44. Развитие конфликтологических идей в философии.

45. Особенности развития отечественной конфликтологии.

46. Современные проблемы развития конфликтологии.

47. Конфликты в молодежной среде.

48. Конфликты в педагогическом процессе.

49. Конфликт поколений.

50. Внутриличностный конфликт и кризис личности.

51. Ролевое поведение личности и связанные с ним конфликты.

52. Война как конфликт. Война и мир в истории и современности.

53. Манипулятивное воздействие как источник конфликтов.

54. Медиация и письменный договор в конфликтном взаимодействии.

55. Трудный руководитель как условие конфликта.

56. Технологии взаимодействия и коррекции поведения конфликтной личности.

57. Толерантность в конфликтной ситуации.

58. Причины возникновения агрессии и коррекция агрессивного поведения.

59. Депрессия: причины, признаки и способы преодоления.

60. Стресс и психосоматическое здоровье.

61. Конфликт и самоопределение личности.

62. Психологические особенности взаимодействия с конфликтными личностями.

63. Резервы психики в конфликтном взаимодействии. Приемы активизации резервов.

64. Гендерные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.

65. Конфликтофобия: природа, механизмы и пути преодоления.

66. Конфликт и формирование психологической культуры личности.

Наши рекомендации