И методы саморегуляции в конфликтных ситуациях
1. Подготовьте доклады из тем № 53-58 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Описание поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас); «Ваш способ реагирования в конфликте»; «Конфликтная ли Вы личность?»; «Диагностики эмпатических способностей» (В.В. Бойко).
3. Обоснуйте преимущества разрешения конфликта над другими способами его завершения, приведите примеры.
4. Вспомните и запишите примеры конфликтов из собственного опыта (не менее трех разных): 1) проанализируйте структуры конфликтов, пользуясь схемой (см. рис. 1); 2) проанализируйте особенности своего поведения в конфликтных ситуациях; 3) охарактеризуйте пусковой механизм этих конфликтов; 4) каков был образ конфликтной ситуации в то время и сейчас?; 5) предложите к каждому не менее трех разных (возможных) способов решения.
5. В больнице, специализирующейся по пересадке донорского сердца, возникла следующая конфликтная ситуация: В больницу поступило очередное донорское сердце. На очереди по его пересадке в клинике находилось пять человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого находится в стадии завершения; шестнадцатилетняя беременная девушка, сирота; молодая симпатичная, обаятельная женщина, пользовавшаяся исключительной любовью сотрудников больницы; врач той же больницы, также нуждавшийся в пересадке сердца; учительница, мать двоих детей, только что похоронившая мужа, погибшего в автокатастрофе. Поскольку каждому из больных оставалось жить не более месяца, ситуация сложилась критическая. Попытайтесь ответить на следующие вопросы: 1) Как разрешить возникшую конфликтную ситуацию, кому отдать предпочтение при пересадке донорского сердца? 2) Как можно было бы вообще исключить возможность возникновения в клинике ситуаций подобного рода?
6. Изучите отличительные особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях и заполните таблицу:
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | |
Краткая характеристика стиля | |||||
Ситуация эффективности стиля | |||||
Ситуация неэффективности стиля | |||||
Ориентация на свои интересы | |||||
Ориентация на интересы другого | |||||
Межличностные взаимоотношения | |||||
Ориентация на эмоциональное состояние | |||||
Результат частого использования |
Семинар 8: Особенности межличностного взаимодействия
В группах и коллективах
1. Подготовьте доклады из тем № 59-66 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Изучение психологического климата в коллективе»; «Ваше место в коллективе»; «Тенденции поведения человека в группе».
3. Американский психолог Ф. Зимбардо эффектно продемонстрировал разницу в поведении людей, проживающих в больших и малых городах. Он приобрел две подержанные машины десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улицах, одну – в старом кампусе Нью-Йоркского университета, а другую вблизи кампуса Станфордского университета в небольшом городке Поло-Альто. В Нью-Йорке первые «автораздевальщики» появились через десять минут, сняв аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны хорошо одетых белых граждан), машина превратилась в бесполезную груду металлолома. По контрасту с этим, единственный человек, который в течение недели дотронулся до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь. Как можно объяснить столь рачительный контраст?
4. В своей «Исповеди» Л. Н. Толстой описывает долгие годы мучавший его внутриличностный конфликт. Суть его состоит в следующем: «Жизнь есть бессмыслица», но тогда «зачем жить?», выходит, что: «Все – суета. Счастлив, кто не родился, – смерть лучше жизни; надо от нее избавиться»[4]. О каком виде внутриличностного конфликта идет речь? Перечислите возможные выходы из данного конфликта. К каким механизмам психологической защиты можно отнести данные выходы? Как бы вы поступили в случае наличия у вас подобного внутриличностного конфликта?
5. Перечислите используемые вами защитные механизмы. Какие из них конструктивны?
6. В каких случаях эмоции мешают, в каких помогают?
7. Как вам кажется, что необходимо в первую очередь знать и уметь взрослому человеку для эффективного управления конфликтными ситуациями? Чему стоит научить ребенка?
8. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов между: а) супругами; б) родителями и детьми; в) между наставником и молодым специалистом.
Темы докладов и рефератов
1. Научное и житейское понимание психологических явлений
2. Соотношение между сознательным и бессознательным.
3. Функциональная асимметрия мозга, ее проявление и значение в регуляции психических процессов и состояний.
4. Методы исследования мозга человека.
5. Организация процесса самопознания личности.
6. Альтернативные теории происхождения человека.
7. Новейшие научные открытия в области нейрофизиологии.
8. Измененные состояния сознания.
9. Роль внимания и познавательных процессов в профессиональной деятельности.
10. Нарушения внимания и познавательных процессов.
11. Загадки и ошибки восприятия человека.
12. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
13. Личность творческого человека.
14. Влияние воображения на состояния организма.
15. Влияние саногенного и патогенного мышления на человека.
16. Гендерные особенности внимания и познавательных процессов.
17. Сон и сновидения: сущность, причины, проблемы.
18. Интеллект: норма и отклонения.
19. Гендерные особенности личности.
20. Норма и патология в развитии личности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
21. Типологии характеров (конституционная теория Э. Кречмера, социальная типология характера Э. Фромма, физиогномика, астрология, хиромантия и др.).
22. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия явлений.
23. Условия ускоренного развития способностей у человека.
24. Экстрасенсорные способности человека
25. Свобода воли и личная ответственность.
26. Дружба и любовь в разные исторические эпохи.
27. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
28. Психологическая феноменология одиночества. Возникновение и преодоление одиночества.
29. Личность и профессиональное самоопределение.
30. Устойчивость и изменчивость личности. Влияние семьи на развитие личности.
31. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
32. Психологический анализ привычек людей.
33. Роль общения в психическом развитии человека.
34. Коммуникативная культура современного специалиста.
35. Невербальные средства общения.
36. Типы отношений людей в группе.
37. Причины неприязненных отношений между людьми.
38. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.
39. Влияние неформальных молодежных объединений на личность.
40. Влияние деструктивных культов и сект на личность.
41. Изучение конфликтов: история и современность.
42. Социологическое направление в разработке теории конфликта.
43. Психологические направления в развитии конфликтологии.
44. Развитие конфликтологических идей в философии.
45. Особенности развития отечественной конфликтологии.
46. Современные проблемы развития конфликтологии.
47. Конфликты в молодежной среде.
48. Конфликты в педагогическом процессе.
49. Конфликт поколений.
50. Внутриличностный конфликт и кризис личности.
51. Ролевое поведение личности и связанные с ним конфликты.
52. Война как конфликт. Война и мир в истории и современности.
53. Манипулятивное воздействие как источник конфликтов.
54. Медиация и письменный договор в конфликтном взаимодействии.
55. Трудный руководитель как условие конфликта.
56. Технологии взаимодействия и коррекции поведения конфликтной личности.
57. Толерантность в конфликтной ситуации.
58. Причины возникновения агрессии и коррекция агрессивного поведения.
59. Депрессия: причины, признаки и способы преодоления.
60. Стресс и психосоматическое здоровье.
61. Конфликт и самоопределение личности.
62. Психологические особенности взаимодействия с конфликтными личностями.
63. Резервы психики в конфликтном взаимодействии. Приемы активизации резервов.
64. Гендерные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.
65. Конфликтофобия: природа, механизмы и пути преодоления.
66. Конфликт и формирование психологической культуры личности.