Требования к курсовой и дипломной работе
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ (проектов)
Бакалавра
по направлению 030600 –
«Журналистика»
Разработчики Майданова Людмила Михайловна, | |
доктор филологических наук, профессор Уфимцева Наталья Павловна, кандидат филологических наук, доцент |
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ: | |
Декан факультета телерадиожурналистики _________________ С.Д. Балмаева «______» ______________ 2010 г. |
ПРИНЯТО: ученым советом факультета телерадиожурналистики |
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры телерадиожурналистики № 1 от «______» __________ 2010 г. |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© Майданова Л.М., Уфимцева Н.П., 2010
Оглавление
I. Введение. 4
II. График выполнения курсовой и дипломной работы.. 7
III. Роль научного руководителя. 9
IV. Этапы написания курсовой и дипломной работы.. 10
V. Методические рекомендации по сбору эмпирического материала 11
VI. Методические рекомендации по изучению литературы.. 14
VII. Методические рекомендации по анализу материала. 19
IX. Требования к оформлению курсовой и дипломной работы.. 27
X. Защита курсовой работы.. 29
XI. Защита дипломной работы.. 30
XII. Приложения. 33
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ (проектов)составлены для студентов направления 030600 «Журналистика»
Введение
Цель методических указаний – установить для студентов единые правила подготовки, оформления и защиты курсовых и дипломной работ.
В течение учебного процесса студент очного отделения факультета телерадиожурналистики должен подготовить и защитить три курсовые работы – на 1, 2 и 3 курсах. Завершающим этапом – на 4 курсе – является подготовка и защита дипломной (выпускной квалификационной) работы. Студент заочного отделения готовит и защищает три курсовые работы (на 2, 3 и 4 курсах) и дипломную (выпускную квалификационную) работу на 5 курсе.
Курсовая работа– это научная квалификационная работа, которая должна продемонстрировать уровень научной подготовки студента: умение выбрать тему исследования, собрать необходимый для этого материал, сформулировать проблему, в свете которой научное исследование будет актуальным и практически полезным, изучить научную литературу по теме. Курсовая работа, помимо анализа литературы, обязательно включает собственное исследование студентом журналистской практики.
Дипломная работа – наиболее серьезное и ответственное научное (научно-практическое) исследование. Дипломная работа завершает курс обучения в высшем учебном заведении и является выпускной квалификационной работой бакалавра. Она свидетельствует о научной эрудиции и аналитических навыках студента, об уровне знаний и степени профессиональной зрелости выпускника. Цель дипломного проектирования – систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом при изучении общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин.
Существуют два вида курсовой и дипломной работы:
1) исследовательская работа – по основным проблемам истории, теории и практики средств массовой информации;
2) творческая – журналистские материалы бакалавра за период обучения и их теоретико-практическое осмысление.
В работе исследовательского характера бакалавр должен обнаружить достаточную степень ориентированности в общих проблемах журналистики и в избранной теме, умение собрать и проанализировать необходимый в связи с этим материал, сформулировать четкие и обоснованные выводы, используя теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения. Исследовательскаяработа базируется на изучении существующих СМИ (журналов, газет, телеканалов, радиостанций, интернет-СМИ) и представляет собой самостоятельное научное исследование актуальных проблем, связанных с функционированием СМИ в обществе, и в результате формулировку новых закономерностей, характеризующих современные процессы в сфере массовых коммуникаций.
В работе творческого характера бакалавр должен продемонстрировать достаточную степень практического овладения методами и приемами журналистской деятельности, а также теоретическое осмысление представленного направления журналистской работы и типа журналистского творчества. Творческаяработа базируется на собственном журналистском творчестве студента и прежде всего должна свидетельствовать об уровне его профессионального мастерства. Важнейшая часть творческой работы – журналистские публикации, записи телепрограмм, модели, проекты и другие работы в сфере журналистики, осуществленные студентом. Как в теоретической, так и в практической части творческой курсовой или дипломной работы студенту следует продемонстрировать умение анализировать социальные, политические, экономические и другие проблемы. Творческая работа рекомендуется студентам, уже во время учебы активно сотрудничавшим со средствами массовой информации.
Требования к курсовой и дипломной работе
К курсовой и дипломной работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:
• новизна и актуальность выбранной темы;
• глубина анализа материала и полнота раскрытия темы;
• теоретическая ценность и практическая значимость работы;
• самостоятельность выводов;
• стройность композиции работы;
• логичность и грамотность изложения;
• отсутствие опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок.
I. График выполнения курсовых и дипломной работ
Курсовая работа № 1
Очное отделение
Студенты очного отделения выполняют первую курсовую работу во втором (весеннем) семестре 1 курса. Деканат предоставляет студентам список тем и руководителей курсовых работ и назначает три консультации в течение февраля и марта текущего учебного года. На консультациях преподаватель объясняет, как работать с источниками, как собирать и обрабатывать материал, как формулировать цели, задачи, выводы исследования, какова структура курсовой работы, и, наконец, консультирует каждого студента по его теме. В середине апреля студенты сдают на проверку научному руководителю черновик, в десятых числах мая – чистовик. После этого, в 20-х числах мая, проводится защита курсовой работы
Заочное отделение
Студенты 2 курса получают тему работы и консультации научного руководителя в зимнюю сессию текущего учебного года, защищают курсовую – в летнюю сессию.
Курсовые работы № 2 и 3
Очное отделение
Работы выполняются, соответственно, на 2 и 3 курсах дневного отделения.
Студенты очного отделения выбирают тему и научного руководителя курсовой работы из предоставленных деканатом списков в осеннем семестре текущего учебного года. В течение ноября-декабря студенты получают задания и индивидуальные консультации. Защита проводится в 20-х числах мая текущего учебного года.
Заочное отделение
Работы выполняются на 3 и 4 курсах.
Студенты заочного отделения выбирают тему и научного руководителя курсовой работы, а также получают индивидуальные консультации и задания в зимнюю сессию текущего учебного года. Защита проводится через полгода, в летнюю сессию.
Курсовая работа № 1 посвящена лингвистической тематике, для курсовых работ № 2 и № 3 студент выбирает тему, исходя из своих профессиональных интересов и предпочтений (в том числе это может быть и лингвистическая работа). Курсовая работа № 3 должна носить междисциплинарный характер.
Дипломная работа
В дипломной работе студент может продолжить исследование, проведенное в курсовых, а может выбрать и новую для себя тему. Он также может предложить собственную тему, обсудив ее с преподавателем, согласившимся выступить в качестве научного руководителя.
Студенты 4 курса очного отделения и 5 курса заочного отделения пишут заявление на дипломную работу в октябре последнего учебного года (см. приложение 1). Все темы рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры телерадиожурналистики. Более подробный график работы над дипломным проектом – в разделе XI «Защита дипломной работы» данного пособия.
Студенты факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета при подготовке, сдаче и защите курсовых и дипломных работ обязаны руководствоваться также распоряжениями декана факультета, в том числе касающимися конкретных сроков сдачи работ, предварительной защиты и защиты.
II. Функции научного руководителя
Научным руководителем курсовой и дипломной работы может стать преподаватель факультета телерадиожурналистики или журналист-практик, способный выступать экспертом по проблемам, которые рассматриваются в работе.
Научный руководитель осуществляет научно-методическое руководство работой, помогает студенту выделить наиболее важные и актуальные теоретические и практические аспекты темы; оказывает помощь в составлении плана работы, в выборе литературы и эмпирического материала; устанавливает календарные сроки выполнения всей работы и отдельных ее частей, контролирует весь этот процесс.
III. Этапы написания курсовой и дипломной работы
- Выбор темы и обоснование ее актуальности.
- Формулирование гипотез исследования.
- Подбор литературы, изучение источников, сбор эмпирического материала.
- Обработка полученной информации (с помощью общелогических операций анализа и синтеза; во многих случаях необходимо использование социологических методов: контент-анализа и др.).
- Составление плана работы.
- Написание и оформление работы.
- Доработка и исправление черновика с учетом замечаний научного руководителя.
- Защита работы.
Тема дипломной работы должна быть сформулирована достаточно узко, но разработана серьезно и глубоко. Чем конкретнее тема, тем достижимее успех. Например, тема «Замысел ток-шоу и средства его реализации («К барьеру», «Гордон Кихот»)» более перспективна, чем тема «Ток-шоу на телевидении».
Иногда в ходе работы над дипломом, по мере накопления и анализа новых данных, студент приходит к выводу, что формулировка темы нуждается в уточнении. При согласии научного руководителя она может быть скорректирована. Но, как правило, при серьезном отношении студента к работе, речь идет именно об отдельных уточнениях, а не о полном изменении темы.
Календарный план работы согласуется с научным руководителем. Предоставление календарного плана в деканат не требуется. Вопросы, касающиеся обязательности календарного плана и его оформления в письменной форме, решает научный руководитель по своему усмотрению. В процессе работы план может уточняться: могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.
IV. Методические рекомендации по сбору эмпирического материала
Когда выбрана тема, нужно решить, на каком материале будет выполняться работа, а затем собрать этот материал. Способы сбора и накопления материала зависят от того, какую область СМИ будет изучать студент.
Печатные материалы
Если изучается явление, существующее на уровне текста, то студент набирает достаточное для анализа количество текстов, отвечающих теме. С научным руководителем он определяет и это количество, и круг газет, журналов или интернет-публикаций, которые будут использоваться для извлечения нужных материалов.
Если изучается явление, существующее на уровне высказывания, нужные фрагменты текстов студент выписывает на карточки, из которых складывается картотека – база последующего анализа материала.
Каким бы ни был по своей природе зафиксированный факт, он включается в базу анализа только при условии точного документирования: указывается название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала, год, число и месяц для интернет-публикации), страница для журнала и еженедельника, режим доступа для интернет-публикации.
Например:
Лит. газета. 2010. 2–8 марта
(или: 2010. № 8)
Русский репортер. 2010. 10–17 февр.
(или: 2010. № 5)
Режим доступа: http://www.rian.ru/infografika/20110330/359236801.html
Обозначения месяцев: янв., февр., март, апр., май, июнь, июль, авг., сент., окт., нояб., дек.
Аудио-, видеоматериалы
Если изучаются радио- или телевыступления, материал студент записывает на диск (флэш-память), а затем расшифровывает. Результаты расшифровки и являются предметом анализа. Этот материал также документируется, т.е. указывается программа, дата выхода в эфир и канал вещания. Расшифровки включаются в приложения.
Образцы расшифровки (предоставлены Ю.Ивановой и А.Куликовой):
Андрей Караулов (далее сокращенно: А.К.):
– Добрый вечер. Добрый вечер, дамы и господа. В эфире передача «Момент истины». Тема разговора сегодня, как и всегда, собственно говоря, непростая... У меня в руках... статья... моего старого знакомого – гостя нашей программы бизнесмена, предпринимателя, фабриканта Александра Паникина, владельца концерна «Панинтер», хотя сказать, не самое удачное название «Панинтер», Caш, без интера можно было тоже обойт... просто «Пан», но Паникин в статье утверждает: «Власть зарабатывает на том, что не дает работать». Парадокс? Пожалуйста, Caш, прошу, вам слово.
Паникин Александр Степанович (далее: П.А.):
– Какой же парадокс? В общем, легко в цифрах там вот в этой статье не просто голословное утверждение – там приведены цифры. Я не буду давать подробности, скажу итог: если предприятие работает по тем законам, которые сегодня... нам предложены экономически: налоговые и так далее... Вернее, экономические законы существуют, предложены, и та налоговая политика, которая проводится, если по законам этой налоговой политики любое предприятие будет работать, оно работать не сможет. Ну, собственно говоря, это далеко не секрет сейчас, это уже все как-то понимают, но из этого не хочет и не может сделать вывод: что все работающие сегодня в экономике – преступники. Значит, раз это так...
А.К. – Абсолютно все?
П.А. – Абсолютно все.
Момент истины. 1999. 26 мая. 4-й канал.
Виталий Ушканов (далее: В.У.):
– На Российском радио передача «Персона грата».
На вопрос, где ты живешь, мало кто с ходу отвечает: «В России». Обычно говорят: в Москве, в Казани, в Рязани. Именно родной город называет нормальный человек, отвечая на этот вопрос. И его житье-бытье этого нормального человека зависит во многом от власти муниципальной: дом, квартира, магазин, транспорт – все то, из чего складывается повседневная обычная жизнь. Сегодня у нас в гостях мэр одного из крупнейших южных городов России, Глава администрации Ставрополя – Михаил Кузьмин. Здравствуйте, Михаил Юрьевич. Вот если судить о жизни по газетам, по информационным программам, то ваш город – столица одного из красных регионов, граничащая с неспокойными кавказскими республиками и прочее и прочее. Вот какое определение вы бы дали? Ставрополь для вас – это?
Михаил Кузьмин (далее: М.К.):
– Но это прежде всего родина. Моя родина, но я хочу сказать, что один поэт ставропольский сказал примерно так: «Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ». То есть это уникальный регион со своими традициями, со своими обычаями, э... центр, может быть, культурных связей, это центр экономики, то есть со своими жителями, со своими проблемами, сложностями, интересами.
Персона грата. 1999. 26 мая. Радио России.
При работе над творческим курсовым или дипломным проектом студент готовит собственные публикации, записи телепрограмм или иные материалы, связанные с его профессиональной деятельностью и необходимые для раскрытия темы.
V. Методические рекомендации по изучению литературы
Следующей важнейшей стадией работы над курсовой и дипломной работой является ознакомление с имеющейся по данному вопросу критической или теоретической литературой, в ходе которого становится понятна степень изученности проблемы.
При подготовке курсовой и дипломной работы используются монографии, учебники и учебные пособия, справочники, словари, сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов, статьи в периодической печати, а также материалы информационной сети Интернет и электронных баз данных.
Обычно процесс изучения литературы осуществляется в два этапа.
Первый этап. Когда выбрана тема и, возможно, подобраны первые материалы, студент изучает научные работы, создающие базу для уяснения сути явления. Например, если рассматриваются выразительные языковые средства рекламы, прочитывается несколько работ, в которых объясняется, что такое реклама, какие вообще выразительные средства существуют в речи (не только в рекламе). Если изучаются речевые тактики, то на этом этапе нужно прочитать несколько работ, анализирующих целеполагание в речевой деятельности и средства достижения этих целей. Если исследование посвящено жанру, изучается несколько работ по проблеме жанра вообще и по данному жанру в частности. Изучение этой литературы помогает в сборе материала и затем создает базу для его анализа.
Второй этап. Анализ материала, его классификация по тем или иным основаниям, выяснение функций изучаемого явления в журналистском произведении требуют привлечения дополнительной литературы, в которой освещаются отдельные стороны явления. Например, если в рекламе обнаружены прием каламбура и эффект обманутого ожидания, подбирается и изучается литература по средствам создания комического эффекта. Исследование жанра репортажа заставит обратиться к литературе, описывающей семантику глагольного времени. Поскольку речевые тактики реализуются с помощью языковых средств, в интересах точности анализа необходимо изучить литературу, в которой эти средства охарактеризованы.
Конспектирование. Не нужно жалеть времени на конспектирование литературы. Хорошо выполненный конспект – это такой же достойный экземпляр личной библиотеки, как и книга, им можно пользоваться и после того, как работа написана и успешно защищена. Конспекты можно оформлять в письменном и электронном виде (в этом случае для каждого литературного источника нужно создать отдельный файл и вносить в него данные по всем правилам оформления конспекта). Правила следующие:
1. Необходимо точно указывать фамилию и, если возможно, полностью имя и отчество автора (это особенно важно, когда фамилия не склоняется и когда она не склоняется в случае отнесенности к женщине).
2. Нужно точно указывать название работы и выходные данные, отмечать общее количество страниц. Если материал взят из периодического издания, указываются название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала), страница для журнала и еженедельника.
3. Выписки из книги или статьи могут быть точными и неточными (сокращенными, в пересказе). Лучше выбрать значки для того и другого случая и пользоваться ими, чтобы обезопасить себя от неточного цитирования.
4. Обязательно нужно указывать, с какой страницы сделана выписка.
Например:
Иссерс Оксана Сергеевна. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. 285 с.
С. 10. = Речевая коммуникация – это стратегический процесс, базисом для него является выбор оптимальных языковых ресурсов. Передача сообщений в процессе коммуникации может быть рассмотрена как серия решений говорящего.
С.10. ! Решения: передать или не передать сообщение, определить семантический «ракурс», выбрать лексическое наполнение, поверхностную синтаксическую структуру, последовательность фраз и коммуникативных шагов.
= – точное цитирование
! – неточное цитирование
Прочитанная литература в тексте курсовой и дипломной работы будет упоминаться и цитироваться.