Представления отечественных психологов о бессознательном
По Асмолову: бессознательное - это отсутствие противопоставленности субъекта и отражаемого им мира, т.е. слияние субъекта и объекта, в то время как для сознательной формы отражения мира характерно различение субъектом мира как такового и своего субъективного образа этого мира. Отсюда можно выделить такие черты бессознательного, как:
- нечувствительность к противоречиям,
- отсутствие критичности,
- слияние прошлого, настоящего и будущего в одном психическом акте,
- иррациональность, странность смысловых связей,
- возможность любого, самого фантастического и оригинального (иногда кажущегося сознанию безумным) решения проблемы,
- наличие особой логики (точнее — особых «логик», поскольку бессознательное разнолико). Именно потому, что бессознательное не знает логики сознания, оно «открыто бесконечному количеству «иных логик» действительности, которые еще пока не стали достоянием цивилизации».
Классификация бессознательных явлений (по А.Г.Асмолову). Критерий – их место в структуре деятельности.
1. Надындивидуальные подсознательные явления: описывались разными авторами как «врожденные идеи» (Р.Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг)1, «коллективные представления» (Э.Дюркгейм) и т.п. С точки зрения школы А.Н.Леонтьева, эти явления представляют собой прижизненно усвоенные индивидом (как членом той или иной социальной общности) образцы поведения и способы познания, характерные для этой общности. Таким образом, надындивидуальные надсознательные явления, присутствуя в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Усвоенные образцы, став достоянием психики субъекта, не осознаются им актуально, хотя и выступают мощным регулятором его поведения и осознанного отражения мира. Существуют в форме "системы значений" (как мы помним, они могут быть словесными, предметными, операциональными, ролевыми).
2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности) - побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др.
3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Возникают, развиваются и стабилизируются в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических и др.) и выполняют функции обеспечения успешного достижения целей при повторяющихся условиях действия, аккумулируют прошлый опыт поведения субъекта в подобных ситуациях, переработку информации на разных уровнях и одновременное выполнение множества мелких действий и движений без обязательного контроля сознания. Эти бессознательные регуляторы, обеспечивающие автоматическое выполнение осуществляемых действий (операций), часто называются автоматизмами.2 класса автоматизмов:
- первичные - не осознавались с самого начала их возникновения (напр., ходьба);
- вторичные - происходят из вполне сознательных действий, которые для своего построения и осуществления требуют вначале сознательного контроля, однако по мере «отработки» данного действия оно преобразуется в навык, контроль за которым осуществляется уже на бессознательном уровне.
В бихевиоризме вторичные автоматизмы ("навыки") считались формируемыми механистически путем «проб и ошибок».
Н.А. Бернштейн: при формировании сложного двигательного навыка «повторение происходит без повторения», т. е. на самом деле каждый раз отрабатываемое движение имеет свой «рисунок» (оно «живое») и рано или поздно достигается оптимальная для решения той или иной задачи
4. Неосознаваемые резервы органов чувств – восприятие человеком не осознаваемых им в обычных условиях подпороговых (слабых) раздражителей, которые тем не менее влияют на его ориентировочную деятельность в мире, обеспечивая «преднастройку» на лучшее восприятие ситуации. Физиолог Г. В. Гершуни предложил называть совокупность подобного рода раздражителей «субсенсорным диапазоном (субсенсорной областью)». То, что субъект, не осознавая подобный раздражитель, реагирует на него, можно установить по объективно наблюдаемой реакции (например, по расширению или сужению зрачка). При приобретении данным раздражителем сигнального значения он способен стать осознаваемым.