Структурно-динамическая характеристика личности
В психологической науке личность рассматривается как сложное, динамическое, структурное образование. В. Н. Мясищев, определяя единство личности, имел в виду такие основные ее характеристики, как направленность, уровень развития, структурные особенности с которыми связана мера и своеобразие ее целостности. Л. И. Божович отмечала, что направленность как устойчивое отношение личности имеет существенное значение для процессов ее развития и структурообразования. Она писала, что целостная структура личности определяется прежде всего направленностью.
Концепция динамической структуры личности К. К. Платонова строится на основе генетического принципа. Автор подчеркивал, что личность изменяется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Человек родится биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Структура личности, по его мнению, образуется в результате взаимодействия четырех групп качеств, или подструктур, а именно: биологически обусловленных особенностей личности, темперамента, возрастных и половых свойств; особенностей ее отдельных психических процессов; уровня ее подготовленности, опыта в виде знаний, навыков, умений и привычек; социально обусловленных качеств. Доминирующее влияние в системе личности имеет социальная подструктура: мировоззрение, направленность, потребности и интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические представления.
Сложившиеся интраиндивидуальные структуры Б. Г. Ананьев считал внутренними механизмами социального поведения человека. Сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями, комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов, острых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное поведение».
В исследовании Н. А. Волковой были выявлены динамические корреляционные связи, образующие структуры, ценностные ориентации характера и самосознания на протяжении школьного периода развития и в студенческом возрасте. Изменения корреляционных структур создает возможность целенаправленного воздействия на формирование ценностных ориентаций. В младшем школьном возрасте структурообразующим компонентом является ориентация на нравственные ценности. В подростковом возрасте - на интеллектуально-волевые ценности, в старших классах - на социальные ценности. Динамика связей ценностных ориентаций с другими подструктурами личности выражена в том, что моменты усиления интеграции различных сторон личности чередуются с фазами ее ослабления. В подростковом возрасте выражены связи ценностных ориентации преимущественно с показателями самосознания. Позднее образуются связи ценностных ориентаций с различными сторонами характера.
Значение структурно-генетического подхода к психическому развитию состоит в том, что путем установления корреляционных отношений психических функций, свойств и процессов в различных системах человека решаются три основные группы вопросов. С помощью корреляционного анализа определяется степень целостности развития, сопряженности его элементов. Структурно-генетический подход позволяет также выявить многокачественность как одну из главных черт развития путем описания структурных новообразований. И, наконец, знания и учет характера взаимосвязей, степени связности отдельных сторон психики в различные периоды жизни позволяют решать учебные и воспитательные задачи управления процессом их развития.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие
. —— Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.