Практические аспекты социальной работы с пенсионерами.
2.1. Социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому Первомайским центром социального обслуживания.Социальное обслуживание престарелых граждан, пожилых людей и инвалидов на дому в настоящее время один из основных видов социального обслуживания. Его главная цель - максимально продлить пребывание пожилых людей и инвалидов в привычной среде обитания, постоянно поддерживать их личностный и социальный статус, защищать права и законные интересы, повседневно улучшать качество жизни.
Практическое осуществление государственной политики по оказанию социального обслуживания в МУ «Первомайский ТЦСОН» обеспечило динамичный рост количества отделений социально-бытового обслуживания (ОСБО) с января 1989 года, а с апреля 1996 года - социально-медицинского обслуживания на дому. В центре на сегодняшний день работают 18 отделений, в том числе 12 отделений социально-бытового и 6 отделений социально-медицинского обслуживания престарелых граждан и инвалидов на дому. Все отделения обслуживают сверхнормативное количество клиентов (при норме 120 человек в благоустроенном секторе СБО обслуживается, как правило, 140 клиентов; в частном секторе при норме 60 человек обслуживается 80 человек). Это настоящий резерв для открытия еще двух отделений: одного социально-бытового и одного социально-медицинского отделения. Обслуживание на дому получает 1727 человек, в = том числе в социально-медицинских отделениях обслуживаются 380 престарелых и инвалидов. В течение года^ такой вид услуг получают около 2 тыс. человек. Таким образом, на территории г. Кургана, обслуживаемой Первомайским центром, из каждых 10 тыс. пенсионеров надомное; обслуживание предоставляется 637 человекам (по России - 311, по Курганской области - 449). Активное внедрение новых форм обслуживания на дому, исключающее помещение старых людей и инвалидов в дома-интернаты, стало основной концепцией работы отделений социально-бытового, и особенно социально-медицинского обслуживания (ОСМО) на дому. Необходимым условием успешной реализации такой концепции является комплексный подход к решению поставленных задач оказание разносторонней помощи престарелым и инвалидам, повышение качества выполнения гарантированных и дополнительных услуг, активное проведение работы по обследованию, учет степени самообслуживания и состояния здоровья.
Социальное обслуживание в первую очередь предоставляется инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (участники ВОВ), одиноким и одиноко проживающим пенсионерам и супружеским парам, инвалидам трудоспособного возраста 1 и 2 групп. Остронуждающиеся граждане принимаются на внеочередное обслуживание.
Работа по обследованию материально-бытовых условий указанных категорий граждан значительно активизируется в дни проведения «Месячников милосердия», которые проводятся в центре ко Дню Победы в ВОВ, Дню Памяти и скорби, Международному дню пожилого человека и Международному дню инвалида. Практикуются обследования, проводимые группой социальных работников при поквартирном обследовании в благоустроенном секторе и подворовом обследовании в частном секторе (так проводились обследования в п.Черемухово, с.Зайково, СМП, 3 микрорайоне). По результатам проведенных обследований администратором базы данных Центра формируется банк данных по группам населения, нуждающихся в различных видах социальной помощи. Работа по обследованию ведется в тесном контакте с Первомайским Советом ветеранов, РОС и РОГ, а в социально-медицинских отделениях - с участковыми врачами районных поликлиник.
Основным критерием выбора формы обслуживания престарелых и инвалидов является определение уровня самообслуживания клиентов. Работе по обследованию материально-бытовых условий и определению уровня самообслуживания предшествует большая индивидуальная работа заведующих отделениями по обучению технологии проведения обследования, технологии беседы, оформления актов обследования, заявлений, договоров и других документов, необходимых для принятия на обслуживание. Для наглядного обучения технике обследования практикуется совместный выход заведующей отделением с новым социальным работником. Ежегодно проводится около 4000 обследований, на обслуживание на дому принимается более 500 нуждающихся в помощи пожилых людей и инвалидов. При плановом проведении работы по обследованию у каждой заведующей отделением создается определенный резерв граждан для дальнейшей работы с ними и, что очень важно, обследуемые получают исчерпывающую информацию о работе МУ ПТЦСОН в виде устной информации или типовых «памяток».
На обслуживание на дому граждане пожилого возраста и инвалиды принимаются на основании подробного типового акта обследования, личного заявления, справки комплексной экспертной комиссии, справки о размере пенсии, договора о частичной оплате оказываемых услуг. В Центре проведена большая работа по разработке и унификации документации, необходимой для ведения заведующими отделениями СБО и СМО, социальными работниками, специалистами по социальной работе, медицинскими сестрами. Вся бланочная продукция (акты обследования, заявления, договора, памятки, отчеты, графики) печатается в типографии, соблюдаются единые требования к ведению записей в журналах, дневниках и тетрадях подопечных, что значительно упрощает осуществление контроля за работой.
Перспективное видение проблем отражено в планах работы МУ ПТЦСОН. В Центре практикуется перспективное планирование на год; на квартал, а по отдельным направлениям по месяцам. Одно из основных требований - творческий подход к составлению планов с предельной конкретизацией ставящихся задач (обследование, индивидуальная работа, поздравление клиентов, контроль зав. отделениями на участках и т.д.). Специалисты, социальные работники, медсестры ежемесячно представляют предварительные графики посещений и влажных уборок на следующий за отчетным месяц, отчеты о проделанной работе.
Бесплатно обслуживаются пожилые люди и инвалиды, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума. Клиенты, получающие пенсию выше минимального размера, обслуживаются на условиях частичной оплаты. Оплату за надомное обслуживание получают зав. отделениями, выписывая два экземпляра квитанции, один из них в течение трех дней возвращается клиенту, другой поступает в кассу центра. За оплатой ведется строгий контроль со стороны зам. директора по надомному обслуживанию и бухгалтерии с ежемесячной сверкой оплаты по журналу и проверкой квитанций.
Все клиенты МУ ПТЦСОН, независимо от того, состоят они на частично оплачиваемом или бесплатном обслуживании, получают в полном объеме гарантированные и дополнительные услуги при трехкратном посещении в неделю ОСБО и четырехкратном - социальным работником и трехкратном - медицинской сестрой - в ОСМО. При необходимости посещения становятся ежедневными. Со стороны администрации центра предъявляются строгие требования не только к количеству, но и качеству оказываемых услуг.
В МУ «ПТЦСОН» действует хорошо отлаженная многоступенчатая система контроля. В нее входят: постоянный плановый контроль зав. отделениями, осуществляемый путем посещения подопечных на участках обслуживания: ОСБО благоустроенный сектор - не менее 40-50 % от числа обслуживаемых клиентов, ОСБО частный сектор - 70-80% и практически 100% в частном секторе ОСМО - в течение месяца с регулярной проверкой Журналов посещения заместителем директора. Практически каждый подопечный посещается 1 раз в квартал и не реже 3-4 (при необходимости и чаще) в год. Зав. отделениями выходят на участок не менее трех дней в неделю по Графику посещений и проведения планерок, утверждаемому директором центра. Посещения осуществляются под роспись обслуживаемых, с последующим анализом результатов на планерке в отделении. В случае высказанных клиентом претензий, социальный работник, ознакомившись с ними, ставит свою подпись.
Одно из основных требований к работе медицинских сестер и социальных работников - регулярность посещений, которая имеет большое значение для пожилых людей, вселяет в них чувство уверенности и комфорта, не заставляет быть в напряжении. Достичь этого позволяет составление предварительных графиков посещений с обязательной фиксацией времени посещений и дат предполагаемых влажных уборок в тетради подопечного и Дневнике соц. работника. По результатам работы заполняется табель посещений за месяц и составляется отчет о выполненных услугах с приложением Дневника соц. работника и тетрадей клиентов. Это позволяет зав. отделениями легко контролировать кратность посещений, количество и качество оказываемых услуг. Ряд зав. отделениями практикуют письменную оценку клиентом работы соц. работника за неделю в Дневнике соц. работника, который сдается на проверку. В свою очередь зав. отделениями сдают на проверку зам. директора журналы посещений зав. отделениями, сводный отчет по отделению, проверенные и завизированные отчеты соц. работников и выборочно Дневники соц. работников и мед. сестер и тетради подопечных. Зам. директора также ведет ежемесячные плановые посещения клиентов ОСБО и ОСМО на дому и внеплановые в случае возникновения претензий к обслуживанию.
В 1995 году законодательно закреплено создание специализированных социально-медицинских отделений по обслуживанию на дому престарелых и инвалидов.
На специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов возложено выполнение следующих задач:
- оказание гражданам квалифицированного ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
- наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений имеющихся у них заболеваний;
- морально-психологическая поддержка обслуживаемых граждан и членов их семей;
- обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.
Работа отделений осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения и региональными организациями Российского общества Красного Креста.
Жизнь подтвердила необходимость и приоритетность развития такого вида обслуживания на дому особенно нуждающимся в уходе престарелым и инвалидам. Ухудшающееся состояние здоровья старшего поколения требует дополнения социально-бытовых услуг медицинскими. Постоянный контроль за здоровьем, выполнение лечебных процедур, назначаемых лечащим врачом, большая санитарно-просветительная работа, проводимая медсестрами отделений, оказание психологической помощи, обучение родственников практическим навыкам ухода за лежачими больными сделали работников ОСМО необходимыми для многих подопечных.
На обслуживании в ОСМО 244 инвалида, 166 пенсионеров по возрасту, из них в возрасте от 80 до 90 лет - 52 человека и старше 90 лет - 13 человек. Подопечные ОСМО почти все одинокие люди. Одни пережили своих детей или никогда не имели их, у других дети есть, но живут далеко и редко навещают родителей. С соседями отношения не всегда складываются, и часто только соц. работник и медсестра оказывают поддержку и помощь, понимая всю меру ответственности, которая ложится на их плечи. ОСМО жизненно необходимы пожилым людям: возможность получать квалифицированную медицинскую и социальную помощь, радость живого человеческого общения, которого пожилым людям не хватает, делает эти отношения нужными. Не перечислить услуги, которые оказывают больным и немощным подопечным, социальные работники. Помимо гарантированных услуг, это и мытье лестничных площадок, хлопанье половиков, помощь в обработке огородов и уборке урожая, соление, консервирование урожая. Социальные работники большое внимание уделяют организации досуга клиентов, доставляют газеты, организованная «концертная бригада» поздравляет юбиляров на дому с вручением подарка от Центра. Большую работу выполняют*, медсестры: по содействию в госпитализации, проведении курсов инъекций по назначению врача, сопровождении в поликлиники на консультации к специалистам, обеспечению лекарствами.
Неоднократно проводимый анализ работы ОСМО на основании анкетирования клиентов, осуществление постоянного контроля за работой мед. сестер и соц. работников позволяет сделать вывод о необходимости предоставления этого вида социальных услуг пожилым людям и инвалидам с условием дальнейшей более четкой реабилитационной направленности и улучшением взаимодействия с работниками территориальных учреждений здравоохранения.
Наряду с обеспечением основных жизненных потребностей, работники Центра проводят большую работу с предприятиями города для оказания своим подопечным различных видов помощи, находя отклик и поддержку на таких предприятиях, как ЮУЖД, Корвет, КМЗ, Химмаш, ЧП «Омега», «Центральный гастроном», аптеки «Арника» и «На Дворянской», магазины «Обои» и «Квартал».
Постоянно совершенствуется организация труда социальных работников. В течение ряда лет в отделениях создаются бригады из социальных работников для проведения «субботников» по проведению косметического ремонта, генеральных уборок в квартирах одиноких больных людей, состоящих на надомном обслуживании.
Созданная в МУ «Первомайский ТЦСОН» система социально-бытового и социально-медицинского обслуживания на дому полностью соответствует принципам дифференцированности, адресности, доступности, носит интегрированный характер в выполнении спектра гарантированных услуг, улучшает качество жизни путем оказания дополнительных услуг, вселяет уверенность в завтрашнем дне у пожилых людей.
Заключение
В России около 1,5 млн. граждан старшего возраста нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Более 29,1 млн пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия снижения уровня жизни. Наиболее тяжелое материальное положение у возрастной группы 71—75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых из-за смерти одного из супругов. Требуют пристального внимания бездомные, достигшие пенсионного возраста или ставшие инвалидами.
Социальная защита населения является важнейшей функцией органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому забота с их стороны о развитии социальных служб на региональном и муниципальном уровнях должна быть каждодневной. Особенно важную роль в этой работе играет совершенствование деятельности органов и учреждений социальной помощи и поддержки.
Современный период в строительстве системы государственного и муниципального управления в России в значительной степени должен быть связан со становлением оптимальной структуры органов социальной защиты населения как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Выход из социального кризиса современного российского общества невозможен без совершенствования и оптимизации деятельности региональных социальных служб.
Решение экономических и социальных проблем, стоящих перед реформируемым обществом, в конечном счете, упирается в необходимость кардинального совершенствования управления. Это касается любой сферы жизнедеятельности общества, в том числе - обеспечения эффективного функционирования системы социального обслуживания как части социальной защиты, уязвимых категорий граждан.