Временная структура личности
Выделяют различные формы времени, детерминирующие жизнь человека:
-физическое или хронологическое время;
- биологическое время (зависит от жизнедеятельности биологических систем);
- историческое время;
- психологическое время - условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути.
При изучении личности как субъекта деятельности Асмолов выделяет два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) - осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) - преобразование других.
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет 2 критерия сформированной личности:
1. Иерархичность мотивов, опосредованное поведение;
2. Способность к сознательному руководству собственным поведением; сознательное соподчинение мотивов, сознательное опосредование поведения.
Два "рождения личности" по Леонтьеву:
1 - дошкольный возраст - первое иерархическое отношение мотивов, первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам. Один из механизмов этого процесса - интериоризация - переход интерперсональных отношений во внутреннюю мотивационную структуру.
2 - подростковый возраст - способность осознавать свои мотивы и проводить активную работу по их соподчинению, то есть появление самосознания.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости – времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | |||
До 16-20 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути | |||
От 16-20 до 25-30 лет | Предварительное самоопределение, выбор супруга | |||
От 25-30 до 45-50 лет | Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация | |||
От 45-50 до 65-70 лет | Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей | |||
После 65-70 лет | Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность | |||
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса – 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
Возраст | Психологическое содержаниевозрастного периода | |||
16-22 года | Время взросления, стремление ксамостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома | |||
23-28 лет | Осознание себя как взрослогочеловека с его правами и обязанностями сформированность представлений своейбудущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни заключение брака | |||
29-32 года | Переходный период: прежниепредставления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строитсязаново | |||
33-39 лет | «Буря и натиск», как бывозврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силывкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным | |||
40-42 года | Взрыв в середине жизни:впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена | |||
43-50 лет | Новое равновесие. Привязанность к семье | |||
После 50 лет | Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценностисделанного | |||
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | |||||
Юность (18-23 года) | Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение | |||||
Молодость (24-30 лет) | Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии | |||||
Переход к расцвету (около 30 лет) | Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения | |||||
Расцвет (31-40 лет) | Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?» | |||||
Переход к зрелости (около 40 лет) | Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию | |||||
Зрелость (40-55 лет) | Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим | |||||
Кризис 50-55 лет | Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей | |||||
Пожилой возраст (55-75 лет) | Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение | |||||
Старческий возраст (75-90 лет) | Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в по сильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки | |||||
Долгожительство (свыше 90 лет) | Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности | |||||
Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.
§ Юность – 18-22 года
§ Взросление – 23-30 лет
§ Переходный возраст – 30-33 года
§ Зрелость – 36-50 лет
§ Пожилой возраст – 51-65 лет
§ Старость – старше 65 лет
Проблема генетической периодизации. Одна из первых психологических периодизаций была создана учеником Холла К. Геттинсоном на основании теории рекапитуляции. Критерием деления детства на периоды в ней являлся способ добывания пищи. При этом особенности, наблюдаемые у детей определенного возраста, объяснялись изменением способа добывания пищи, который, по мнению Гетчинсона, определяет не только биологическое, но и психическое развитие. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:
1. от рождения до 5 лет – «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
2. от 5 до 11 лет – «стадия охоты и захвата». На этом возрастном отрезке дети начинают бояться чужих, у них появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
3. от 8 до 12 лет – «пастушеская стадия». В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
4. от 11 до 15 лет – «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;
5. от 14 до 20 лет – «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.
15
Гендерная идентичность — один из пяти[источник не указан 21 день] компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение).