Слуховая сенсорная система

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Донской государственный технический университет»

В г. Шахты Ростовской области

(ИСО и П (филиал) ДГТУ)

«Психофизиология»

АЛЬБОМ

Рекомендовано кафедрой

«Психология и педагогика»

для использования в учебном процессе ИСО и П (филиал) ДГТУ

при очной и заочной форме обучения

направления 030300.62 «Психология» (широкий профиль)

ШАХТЫ 2013

Составитель:

ст. преподаватель кафедры «Психология и педагогика»

ИСО и П (филиал) ДГТУ

Е.В. Окорочкова

Рецензенты:

к. психол. н., доцент кафедры «Психология и педагогика»

ИСО и П (филиал) ДГТУ

Н.А. Захарченко

к. психол.н., медицинский психолог НФ ГУЗ ПНД РО

А.Ю. Холодов

Психофизиология: атлас-пособие / составитель Е.В. Окорочкова. – Шахты ИСО и П (филиал) ДГТУ 2013,-

Альбом по психофизиологии предназначен для студентов 2 курса направления «Психология» очной и заочной форме обучения. Содержание включает основные вопросы и иллюстрации, позволяющие наглядно иллюстрировать современные данные, полученные при изучении мозга. Помимо анатомических данных о структуре нервной системы в работу включены гистологические цитологические характеристики нервной ткани. Данный альбом дает студентам возможность ознакомиться со всеми психофизиологическими процессами, протекающими в нашем организме.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................................................................................................................................4

Тема: «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. НЕЙРОН ЕГО СТРОЕНИЕ ФУНКЦИИ»……………...………………………………………………………………………………………………………………………………...5

Строение центральной нервной системы………………………………………………………………………………………………………………...5

Спинной мозг………………………………………………………………………………………………………………………………………………5

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ………………………………………………………………………………………………………………………………………..9

Классификация нейронов по форме сомы, по количеству отростков………………………………………………………………………………...16

Синапс……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..17

Тема: «МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ»……………..…………………………………………………………………………………………….20

Основные методы психофизиологического исследования…………………………………………………………………………………………….20

Тема: «ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»……………..………………………………………………………………………………22

Слуховая сенсорная система…………………………………………………………………………………………………………………………….22

Зрительная сенсорная система…………………………………………………………………………………………………………………………..27

Обонятельная сенсорная система………………………………………………………………………………………………………………………..30

Вкусовая сенсорная система……………………………………………………………………………………………………………………………..31

Вестибулярная сенсорная система………………………………………………………………………………………………………………………33

Тема: «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. ПРОПРИОРЕЦЕПЦИЯ. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ АППАРАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ»…………………………………………………………………………………………………………………………………………….35

Строение двигательной системы………………………………………………………………………………………………………………………..35

Механизмы управления движением…………………………………………………………………………………………………………………….36

Строение двигательной системы………………………………………………………………………………………………………………………..37

Тема: «ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ. СОСТОЯНИЕ ЭНГРАММЫ. ГИПОТЕЗА О РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНГРАММЫ. ПРОЦЕДУРНАЯ И ДЕКЛАРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»…………………….……………………………………………………………………………38

Временная организация памяти…………………………………………………………………………………………………………………………38

Виды памяти………………………………………………………………………………………………………………………………………………39

Тема: «СТРУКТУРЫ МОЗГА РЕАЛИЗУЮЩИЕ ПОДКРЕПЛЯЮЩУЮ, ПЕРЕКЛЮЧАЮЩУЮ, КОМПЕНСАТОРНО-ЗАМЕЩАЮЩУЮ И КОММУНИКАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ЭМОЦИЙ»………………………………………….…………………………………………………………………………………………………….40

Структуры мозга участвующие в эмоциях……………………………………………………………………………………………………………..40

Лимбическая система…………………………………………………………………………………………………………………………………….41

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ. ТЕОРИИ ФИЛЬТРА»…………………...…………………………………………………………………………………………………………………………...44

Психофизиология внимания……………………………………………………………………………………………………………………………..44

Тема: «ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ. ПОВТОРНЫЙ ВХОД ВОЗБУЖДЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СИНТЕЗ»………………………………………………………………………………………………………………………………………………….45

Структура сознания............................................................................................................................................................................................................46

Схема взаимодействия сознания с материальным миром……………………………………………………………………………………………..47

Эмпирические характеристики сознания……………………………………………………………………………………………………………….48

Тема: «ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ. ИНДИКАТОРЫ ОСОЗНАВАЕМОГО И НЕОСОЗНАВАЕМОГО ВОСПРИЯТИЯ. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ СТИМУЛОВ. ВРЕМЕННЫЕ СВЯЗИ (АССОЦИАЦИИ) НА НЕОСОЗНАВАЕМОМ УРОВНЕ»………………………………….…………………………………………………………49

Библиографический список…………………………………………………………………………………………………………………………….50

Введение

Данный альбом представляет курс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «Бакалавр»), приказ от 21 декабря 2009 г. N 759 в цикле естественнонаучных дисциплин, формирующих у студентов мировоззрение о единой биосоциальной сущности человека, в которой важное место принадлежит психофизиологии.

Альбом соответствует программе курса "Психофизиология". Большую часть альбома составляют иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким описанием темы лекции.

Предложенный курс носит интегрированный характер, т.к. базируется на целом ряде дисциплин, которые бакалавры изучали в ходе обучения и предложен для упорядочения, углубления и осмысления знаний о физиологических процессах в норме и патологии.

Во время чтения лекций альбом дает возможности, позволяющие наглядно иллюстрировать современные данные, полученные при изучении мозга. В ходе изучения курса на практических занятиях широко используется организация дискуссий по основным вопросам курса с использованием наглядных материалов.

В процессе обучения у студентов, формируются следующие компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-17. Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.). Задачей психофизиологии является изучение физиологических и нейрофизиологических механизмов психических процессов.

В психофизиологии выделяют следующие направления: психофизиология памяти и обучения, психофизиология стресса, сенсорная психофизиология, психофизиология активности, психофизиология речи, психофизиология мотивации и эмоций, психофизиология сна, психофизиология функциональных состояний, психофизиология организации движений и др., которые связаны с разработкой и исследованием основных проблем. В этих направлениях особое место занимает дифференциальная психофизиология, которая изучает физиологические основы индивидуально-психологических различий человека.

Результаты психофизиологических исследований широко используются в клинической практике, в построении моделей психофизиологических процессов, а также в других прикладных областях психологии.

Тема: «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. НЕЙРОН ЕГО СТРОЕНИЕ ФУНКЦИИ»

Строение центральной нервной системы

Спинной мозг

Внешнее строение спинного мозга

Спинной мозг представляет собой уплощенный тяж, расположенный в позвоночном канале. В зависимости от параметров тела человека его длина составляет 41-45 см, средний диаметр 0.48-0.84 см, вес около 28-32 г. В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, заполненный ликвором, а передней и задней продольными бороздами он поделен на правую и левую половины.

Спереди спинной мозг переходит в головной мозг, а сзади заканчивается мозговым конусом на уровне 2-го позвонка поясничного отдела позвоночника. От мозгового конуса отходит соединительно-тканная концевая нить (продолжение концевых оболочек), которая прикрепляет спинной мозг к копчику. Концевая нить окружена нервными волокнами (конский хвост).

На спинном мозге выделяется два утолщения - шейное и поясничное, от которых отходят нервы, иннервирующие, соответственно, скелетные мышцы рук и ног.

В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный и крестцовый отделы, каждый из которых подразделяется на сегменты: шейный - 8 сегментов, грудной - 12, поясничный - 5, крестцовый 5-6 и 1 - копчиковый. Таким образом, общее количество сегментов - 31. Каждый сегмент спинного мозга имеет парные спинномозговые корешки - передние и задние. По задним корешкам в спинной мозг поступает информация от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, связок, суставов, поэтому задние корешки называют сенсорными (чувствительными).

Внутреннее строение спинного мозга

Спинной мозг построен по ядерному типу. Вокруг спинномозгового канала расположено серое вещество, на периферии - белое. Серое вещество образовано сомами нейронов и ветвящимися дендритами, не имеющими миелиновых оболочек. Белое вещество - это совокупность нервных волокон, покрытых миелиновыми оболочками.

В сером веществе различают передние и задние рога, между которыми лежит межуточная зона. В грудном и поясничном отделах спинного мозга имеются боковые рога.

Серое вещество спинного мозга образовано двумя группами нейронов: эфферентными и вставочными. Основную массу серого вещества составляют вставочные нейроны (до 97%) и только 3% составляют эфферентные нейроны или мотонейроны. Мотонейроны расположены в передних рогах спинного мозга. Среди них различают a- и g-мотонейроны: a-мотонейроны иннервируют волокна скелетных мышц и представляют собой крупные клетки с относительно длинными дендритами; g-мотонейроны представлены мелкими клетками и иннервируют рецепторы мышц, повышая их возбудимость.

Вставочные нейроны участвуют в переработке информации, обеспечивая согласованную работу сенсорных и двигательных нейронов, а также связывают правую и левую половины спинного мозга и его различные сегменты

Головной мозг

Головной мозг состоит из трех основных структур: больших полушарий, мозжечка и ствола.

Большие полушария – самая крупная часть мозга – содержат высшие нервные центры, составляющие основу сознания, интеллекта, личности, речи, понимания. В каждом из больших полушарий выделяют следующие образования: лежащие в глубине обособленные скопления (ядра) серого вещества, которые содержат многие важные центры; расположенный над ними крупный массив белого вещества; покрывающий полушария снаружи толстый слой серого вещества с многочисленными извилинами, составляющий кору головного мозга.

Мозжечок тоже состоит из расположенного в глубине серого вещества, промежуточного массива белого вещества и наружного толстого слоя серого вещества, образующего множество извилин. Мозжечок обеспечивает главным образом координацию движений.

Ствол мозга образован массой серого и белого вещества, не разделенной на слои. Ствол тесно связан с большими полушариями, мозжечком и спинным мозгом и содержит многочисленные центры чувствительных и двигательных проводящих путей. Первые две пары черепно-мозговых нервов отходят от больших полушарий, остальные же десять пар – от ствола. Ствол регулирует такие жизненно важные функции, как дыхание и кровообращение.

Слуховая сенсорная система - student2.ru

Рисунок 1

Слуховая сенсорная система - student2.ru

Рисунок 2

НЕРВНАЯ ТКАНЬ

Основной тканью, из которой образована нервная система, является нервная ткань. Она отличается от других видов ткани тем, что в ней отсутствует межклеточное вещество.

Нервная ткань состоит из двух видов клеток: нейронов и глиальных клеток. Нейроны играют главную роль, обеспечивая все функции центральной нервной системы. Глиальные клетки имеют вспомогательное значение, выполняя опорную, защитную, трофическую функции и др. В среднем количество глиальных клеток превышает количество нейронов в отношении 10:1 соответственно.

НЕЙРОН Импрегнация нитратом серебра и хлоридом золота 1 - тело нервной клетки 2 - аксон 3 - дендриты Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 3  
НЕЙРОН Импрегнация нитратом серебра 1 - тело нервной клетки 2 - аксон 3 - дендриты Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 4  
НЕЙРОН - НЕЙРОФИБРИЛЛЫ Импрегнация нитратом серебра 1 - тело нервной клетки 2 - аксон 3 - дендриты 4 - ядро 5 - нейрофибриллы (тонкие черные нити) Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 5  
НЕЙРОН - СУБСТАНЦИЯ НИССЛЯ (ТИГРОИД)Окраска метиленовым синим по Нисслю 1 - субстанция Ниссля (в виде гранул, глыбок, зерен) 2 - аксональный холмик 3 - аксон 4 - ядро 5 - ядрышко Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 6  
НЕЙРОН Окраска гематоксилин-эозином 1 - тело нервной клетки 2 - ядро нервной клетки 3 - клетки - сателлиты, образующие оболочки вокруг тел нейронов в периферической нервной системе Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 7  
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ НЕРВ (ПОПЕРЕЧНЫЙ СРЕЗ) Окраска оксидом осмия 1 - миелиновые нервные волокна (миелиновая оболочка в виде темного толстого кольца) 3 - безмиелиновые нервные волокна Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 8  
МИЕЛИНОВЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА Окраска оксидом осмия 1 - узловые перехваты 2 - межузловой сегмент Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 9  
МИЕЛИНОВЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА Окраска оксидом осмия 1 - узловые перехваты Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 10  
БЕЗМИЕЛИНОВЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА Окраска гематоксилин-эозином 1 - ядра шванновских клеток Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 11  
БЕЗМИЕЛИНОВЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА Окраска гематоксилин-эозином 1 - ядра шванновских клеток Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 12  
МИЕЛИНОВЫЕ И БЕЗМИЕЛИНОВЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА Электронномикроскопическая фотография 1 - безмиелиновое нервное волокно 2 - миелиновое нервное волокно 3 - осевой цилиндр 4 - цитоплазма шванновской клетки, формирующей безмиелиновую оболочку 5 - миелиновая оболочка 6 - митохондрии в осевом цилиндре Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 13  
МИЕЛИНОВОЕ НЕРВНОЕ ВОЛОКНО ПРИ ПАТОЛОГИИ Электронномикроскопическая фотография 3 - сморщенный осевой цилиндр 5 - разволокненная миелиновая оболочка Слуховая сенсорная система - student2.ru Рисунок 14  
 

Слуховая сенсорная система - student2.ru

Рисунок 15

Слуховая сенсорная система - student2.ru

Рисунок 16

Мультиполярный (А), биполярный (Б) и псевдоуниполярный (В) нейроны. 1 — аксон; 2 — дендрит.
В мультиполярном нейроне (А) показана хроматофильная субстанция Ниссля (3) и аксональ-ный холмик (4).

Классификация нейронов по форме сомы, по количеству отростков

Униполярные нейроны находятся в сенсорных узлах (например, спинальных, тройничном) и связаны с таким видом чувствительности, как болевая, температурная, тактильная, чувством давления, вибрации и т.д.

Эти клетки, хотя и называют униполярными, на самом деле имеют два отростка, которые сливаются вблизи тела клетки.

Биполярные клетки характерны для зрительной, слуховой и обонятельной систем

Мультиполярные клетки имеют разнообразную форму тела - веретенообразную, корзинчатую, звездчатую, пирамидную - малой и большой формы.

По выполняемым функциям нейроны бывают: афферентные, эфферентные и вставочные (контактные).

Афферентные нейроны - сенсорные (псевдоуниполярные), их сомы расположены вне центральной нервной системы в ганглиях (спинномозговых или черепно-мозговых). Форма сомы - зернистая. Афферентные нейроны имеют один дендрит, который подходит к рецепторам (кожи, мышц, сухожилий и т.д.). По дендритам информация о свойствах раздражителей передается на сому нейрона и по аксону в центральную нервную систему.

Эфферентные (двигательные) нейроны регулируют работу эффекторов (мышц, желез, ткани и т.д.). Это мультиполярные нейроны, их сомы имеют звездчатую или пирамидную форму, лежащие в спинном или головном мозге или в ганглиях автономной нервной системы. Короткие, обильно ветвящиеся дендриты воспринимают импульсы от других нейронов, а длинные аксоны выходят за пределы центральной нервной системы и в составе нерва идут к эффекторам (рабочим органам), например, к скелетной мышце.

Вставочные нейроны (интернейроны, контактные) составляют основную массу мозга. Они осуществляют связь между афферентными и эфферентными нейронами, перерабатывают информацию, поступающую от рецепторов в центральную нервную систему. В основном это мультиполярные нейроны звездчатой формы.

Среди вставочных нейронов различаются нейроны с длинными и короткими аксонами.

Синапс

Взаимодействие нейронов

Место функционального взаимодействия или контакта двух клеток (место, где одна клетка оказывает влияние на другую клетку) английский физиолог Ч. Шеррингтон назвал синапсом.

Синапсы бывают периферическими и центральными. Примером периферического синапса является нервно-мышечный синапс, когда нейрон образует контакт с мышечным волокном. Синапсы в нервной системе называются центральными, когда контактируют два нейрона. Выделяется пять типов синапсов, в зависимости от того, какими частями контактируют нейроны: 1) аксо-дендритный (аксон одной клетки контактирует с дендритом другой); 2) аксо-соматический (аксон одной клетки контактирует с сомой другой клетки); 3) аксо-аксональный (аксон одной клетки контактирует с аксоном другой клетки); 4) дендро-дендритный (дендрит одной клетки контактирует с дендритом другой клетки); 5) сомо-соматический (контактируют сомы двух клеток). Основная масса контактов - аксо-дендритных и аксо-соматических.

Синаптические контакты могут быть между двумя возбудительными нейронами, двумя тормозными нейронами или между возбудительным и тормозным нейронами. При этом нейроны, которые оказывают воздействие, называют пресинаптическими, а нейроны, на которые оказывается воздействие - постсинаптическими. Пресинаптический возбудительный нейрон повышает возбудимость постсинаптического нейрона. В этом случае синапс называют возбудительным. Пресинаптический тормозный нейрон оказывает противоположное действие - снижает возбудимость постсинаптического нейрона. Такой синапс называют тормозным. Каждый из пяти типов центральных синапсов имеет свои морфологические особенности, хотя общая схема их строения одинакова.

Слуховая сенсорная система - student2.ru

Рисунок 17

Слуховая сенсорная система - student2.ru

Рисунок 18

Тема: «МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ»

Основные методы психофизиологического исследования

Психофизиология — экспериментальная наука, поэтому важное значение имеет применение адекватных методов исследования. К основным методам психофизиологического исследования относятся следующие:

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод неинвазивной регистрации и анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой как с поверхности черепа, так и из глубоких структур мозга. ЭЭГ-сигнал представляет собой изменяющуюся во времени разность потенциалов между находящимися на скальпе электродами. Важнейший вклад в этот процесс вносят градуально изменяющиеся постсинаптические потенциалы нейронов III–V слоев коры головного мозга. Мощные синхронные колебания, генерируемые в глубоких структурах мозга (таламус, ствол мозга), также могут оказывать существенное влияние на общую картину ЭЭГ-активности, регистрируемую с поверхностных электродов. Важным приемом, обеспечивающим комплексную оценку активности мозга, является многоканальность регистрации, т. е. одномоментная запись с многих пар электродов.

Магнитоэнцефалография (МЭГ) — метод регистрации и анализа параметров магнитных полей организма человека и животных. Магнитные поля создаются слабыми электрическими токами как результатом активности нервных клеток. Данный метод дополняет информацию об особенностях функционирования мозга, получаемую с помощью ЭЭГ. Общность нейрофизиологических процессов, регистрируемых ЭЭГ и МЭГ, отражается в одинаковых характеристиках временного разрешения. Оба метода позволяют наблюдать события, происходящие в диапазоне сотен миллисекунд. В то же время МЭГ имеет более точное пространственное разрешение порядка миллиметров, так как магнитная активность нейронов не зависит от электропроводящих свойств окружающих тканей (мозговых оболочек, спинномозговой жидкости, костей черепа и т. д.) и регистрируется неискаженной, в отличие от ЭЭГ, характер которой на поверхности черепа может существенно отличаться от электрокортикограммы, соответствующей локализации за счет проведения сигналов от дальних областей мозга.

Метод вызванных потенциалов (ВП) — метод регистрации и анализа биоэлектрических колебаний, возникающих в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящихся в определенной временной связи с началом его действия. Наряду с ЭЭГ ВП является ведущим методом изучения мозговых механизмов психической деятельности. ВП имеют низкую амплитуду (несколько микровольт) и длительность порядка нескольких сотен миллисекунд, поэтому при однократной записи в ответ на единичное предъявление сигнала не распознаются на фоне спонтанной ритмики ЭЭГ-активности. Для анализа ВП используется предварительное выделение «полезного сигнала» (колебаний, непосредственно связанных с внешним воздействием) из «шума» (фоновой ЭЭГ). Наиболее распространенной является процедура усреднения, когда несколько отрезков ЭЭГ-активности, синхронных с повторяющимся предъявлением стимула, суммируются. При этом колебания, связанные с рассматриваемым событием увеличиваются по амплитуде.

Электроокулография (ЭОГ) — метод регистрации и анализа движений глаз, основанный на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза. Используемый в комплексе с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вносимые движениями глаз.

Электромиография (МЭГ) — метод регистрации и анализа суммарных колебаний потенциалов, возникающих в области нервно-мышечных окончаний и мышечных волокнах при поступлении к ним импульсов от мотонейронов спинного и головного мозга. Метод позволяет регистрировать изменения в тонусе мышц в ситуациях, не сопровождающихся внешне наблюдаемыми движениями. МЭГ наиболее информативна в комплексе с другими методами психофизиологического исследования.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — метод исследования, в котором используются ультракороткоживущие позитронизлучающие изотопы — «красители», входящие в состав естественных метаболитов мозга, которые вводятся в организм внутривенно или через дыхательные пути. Накапливаясь в активных участках мозга, они дают возможность построить «картину» мозга на основе данных о метаболической активности его структур. ПЭТ представляет возможность наблюдать мозг объемно, включая локальные взаимодействия нейронов и нейронных популяций при выполнении экспериментальных задач за счет регистрации пространственного распределения и концентрации радиактивно меченных веществ, участвующих в обменных процессах, синаптической передаче, нейрохимической рецепции. Временная разрешающая способность ПЭТ зависит от используемого изотопа и составляет порядок десятков минут.

Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ) — метод исследования, основанный на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, расположенных вокруг тела человека. ЯМРИ позволяет получить информацию об анатомической и физико-химической организации изучаемых структур головного мозга. Пространственное разрешение ЯРМИ составляет десятки микрон, при этом не происходит его снижение в зависимости от глубины расположения ткани. Важным свойством данного метода является неионизирующий характер внешнего воздействия, т. е. отсутствие повреждающего воздействия на ткань. Следует отметить, что опосредованный характер регистрируемой нервной активности снижает временную разрешающую способность данного метода. Достижение пика магнитного сигнала после стимула занимает несколько секунд.

Тема: «ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»

Слуховая сенсорная система

Слуховая сенсорная система - student2.ru

Рисунок 19

Наши рекомендации