Криминалистическая тактика

Тема 9. Общие положения криминалистической тактики. Следственные версии и планирование расследования.

1. Понятие и система криминалистической тактики.

2. Тактический прием, тактическая комбинация.

3. Понятие и виды следственных ситуаций.

4. Понятие, сущность и виды криминалистических версий.

5. Процесс построения и проверки версий.

6. Понятие и принципы планирования расследования.

7. Техника планирования.

1. Криминалистических тактика — третий раздел криминали­стики, представляющий собой совокупность научных положений и практических рекомендаций по планированию расследования и су­дебного разбирательства, определению линии поведения участ­вующих в них лиц, тактике отдельных следственных и судебных действий, направленных на собирание и исследование доказа­тельств.

Система тактики состоит из трех основных блоков: общие по­ложения тактики; учение о криминалистической версии и планиро­вании; тактика отдельных следственных действий.

Криминалистическая тактика имеет тесную связь с другими разделами криминалистики: ее рекомендации направлены на реали­зацию положений криминалистической техники при организации расследования и проведении отдельных следственных действий. В свою очередь положения самой тактики конкретизируются в мето­дике применительно к специфике расследования преступлений оп­ределенных видов.

2. Центральным понятием криминалистической тактики явля­ется тактический прием — наиболее рациональный, эффективный способ действий в определенной ситуации лица, осуществляющего расследование, судьи или защитника.

Допустимость тактического приема определяется его научно­стью (научной состоятельностью), законностью, соответствием мо­рально-этическим нормам, экономичностью.

Сочетание тактических приемов, следственных действий, орга­низационных и иных действий, объединенных общим замыслом и обусловленных конкретной следственной ситуацией, называется тактической комбинацией, а действия по реализации комбинации

— тактической операцией.

Положения тактики адресуются следователям, оперативным работникам, судьям, адвокатам в виде тактической рекомендации— научно-обоснованного и апробированного совета (указания), касающегося определения линии поведения, выбора и применения
тактических приемов, комбинаций, т.е. наиболее оптимального ва­рианта действий.

3 Определяющим фактором для принятия тактических реше­ний и проведения тактических комбинаций является следственная ситуация. Под ней понимается обстановка (совокупность условии), в которых на определенный момент находится предварительное рас­следование или судебное следствие.

Следственная ситуация складывается под воздействием опре­деленных факторов — объективных и субъективных.

К числу объ­ективных относятся характер и содержание собранной информации по делу; наличие (или отсутствие) пока не использованных источ­ников информации; наличие в распоряжении следователя сил и средств, требующихся для решения той или иной криминалистиче­ской задачи.

Субъективные факторы - уровень профессиональной подготовки следователя, его психологическое состояние; противодействие установлению истины со стороны преступников и связан­ных с ними лиц; ошибочность действий следователя, оперативных работников, экспертов, разглашение тайны следствия и т.н. Виды следственных ситуаций:

1.исходные, промежуточные, конечные;

2.типичные и специфические;

3.конфликтные и бесконфликтные;

4.благоприятные и неблагоприятные для расследования

Методы разрешения следственных ситуаций: следственные действия, оперативно-розыскные, организационные и иные меро­приятия, их комбинации.

4. Криминалистическая версия — обоснованное предположе­ние компетентных лиц по поводу обстоятельств, имеющих значе­ние для расследования и судебного рассмотрения дела. Компетент­ным считается лицо, уполномоченное законом принимать решения, направленные на проверку версий: следователь, оперативный ра­ботник, прокурор и судья.

Версия — разновидность рабочей гипотезы.

Классификация версий:

1.по субъекту выдвижения и проверки - следственные, оперативно-розыскные, экспертные и судебные;

2.по объему объясняемых фактов — общие и частные;

3.по степени определенности — типичные и конкретные;

4.по отношению к определению виновности лица — обвинительные и оправдательные;

Следственные версии могут быть общими (объясняющими всю картину исследуемого события) и частными (по элементам состава, а также объясняющие отдельные следы, детали происшедшею). Экспертные версии по отношению ко всему процессу расследова­ния, всему исследуемому событию — только частные. По отноше­нию к предмету конкретной экспертизы они могут быть как общи­ми, так и частными.

5. Основаниями для выдвижения версий являются факты — как доказательства, так и фактические данные, полученные в результа­те оперативно-розыскных мероприятий. Факты должны быть кон­кретными, достоверными или, по крайней мере, проверяемыми.

Процесс построения и проверки версий подчиняется общим гносеологическим (включая логические) правилам выдвижения и проверки рабочих гипотез, однако имеет и свои особенности. Схема этого процесса:

1.анализ имеющихся фактических данных;

2.выведение следствий из результатов этого анализа;

3.формулирование на этой основе версий — частных или общих, а при возможности и тех, и других;

4.определение направлений и задач по их проверке;

5.определение конкретных средств, действий, исполнителей и сроков проверки версии;

6.анализ полученных результатов проверки;

7.выведение новых следствий на основе результатов проверки версий и т.д. — процесс продолжается по спирали.

Версия прекращает свое существование после своего достаточ­ного подтверждения (или опровержения) доказанными фактами.

Материалы предварительного расследования служат основани­ем для выдвижения и проверки судебных версий. Основанием для выдвижения судебных вер­сий могут быть и фактические данные, сообщенные адвокатом, вы­ступающим в качестве защитника.

Процесс построения и проверки версий является ядром плани­рования, его основой.

6. Планирование расследования и судебного разбирательства — процесс мыслительной деятельности по определению конкрет­ных задач предварительного расследования по делу, а также средств, методов и сроков решения этих задач. Результаты плани­рования отражаются в письменных планах расследования и вспомо­гательной документации, прилагаемой к письменным планам.

Принципы планирования расследования: динамичность, инди­видуальность и конкретность.

Динамичность требует, чтобы составленный план не был дог­мой. По мере выполнения отельных действий и поступления но­вой информации, планы должны корректироваться, изменяться, до­полняться.

Учитывается и этапность расследования. Выделяют три этапа расследования и его планирования: первоначальный, последующий и заключительный.

Индивидуальность планирования — обязательный учет осо­бенностей конкретного расследуемого события, конкретной следст­венной ситуации и личности подозреваемого (обвиняемого) по де­лу.

Конкретность — требование определения конкретных целей работы по делу на том или ином этапе, конкретных версий, кон­кретных путей их проверки (конкретных действий), конкретных исполнителей и сроков осуществления планируемых мероприятий.

Виды планирования:

1.планирование расследования по делу в целом или его отдельного этапа (первоначального, последующего, заключи­тельного);

2.планирование отдельных следственных действий;

3.планирование работы по нескольким делам, находящимся в производстве;

4.планирование судебного разбирательства.

Свои особенности имеет также планирование расследования сложных, многоэпизодных дел, осуществляемого группой следова­телей (следственной бригадой), следственно-оперативной группой.

7. Письменные планы расследования составляются в произ­вольной форме. По несложным делам можно ограничиться состав­лением перечня вопросов, подлежащих выяснению, следственных действий и сроков их выполнения. Однако по неочевидным и дру­гим сложным делам составление письменных планов по типовым формам признано практикой обязательным.

Планы расследования могут быть сконструированы по следст­венным версиям, по эпизодам, по наиболее важным обстоятельст­вам доказывания, по подозреваемым (обвиняемым):

1.по следственным версиям

2.по эпизодам преступной деятельности

3.по подлежащим доказыванию обстоятельствам

К вспомогательным документам планирования относятся схе­мы связей обвиняемых (подозреваемых, потерпевших); схемы, от­ражающие взаимоотношения предприятий, организаций, учрежде­ний; схемы документооборота, движения материальных ценностей;

Но крупным делам, по которым привлекается много обвиняемых, практикуется составление картотек, на карточ­ках которых систематизируется информация по отдельным обви­няемым и отдельным эпизодам. Такие картотеки используются при планировании отдельных следственных действий (особенно допро­сов), а в последующем — при составлении обвинительною заклю­чения.

Наши рекомендации