Вступительная лекция к курсу анатомии центральной нервной системы

ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОАНАТОМИИ

Учебное пособие

Для студентов очной и заочной форм обучения

по специальности 020400 «Психология»

Казань - 2005

ББК 591.4; 611/612

УДК Е 8

Х

Рецензенты: к.биол.н., доцент Билалова Г.А.;

к.психол.н., доцент Уразаева Г.И.

Х Хаматова Р.М.Лекции по нейроанатомии: Учебное пособие. - Казань: ТАРИ, 2005. – 85 с.

Печатается по разрешению редакционно-издательского совета ТАРИ

Учебное пособие представляет собой текст лекций по нейроанатомии. Главы выстроены в логической последовательности начиная от терминологического аппарата до особенностей анатомии нейрона и отделов нервной системы. В учебном пособии систематизированы и обобщены современные представления по нейронатомии человека с учетом эмбриологического, функционального аспектов в изучении курса, систематизированы и обобщены представления о макро-микроскопической анатомии головного и спинного мозга, изложены закономерности строения нейрона, рефлекторной дуги, афферентных и эфферентных проводящих путей.

Ó Хаматова Р.М., 2005

Ó ТАРИ, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................. 5

1. Вступительная лекция к курсу анатомии

центральной нервной системы................................... 8

Основные понятия в анатомии нервной системы... 9

2. Лекция о гистологии нервной ткани................... 14

Клеточная теория................................................... 14

Нейрон.................................................................... 16

Классификация нейронов................................. 18

Синапс............................................................... 19

Нейроглия............................................................... 21

Дегенерация и регенерация нервной ткани........... 21

Методы исследования нервной ткани................... 22

3. Лекция о развитии нервной системы.................. 24

Филогенез нервной системы.................................. 24

Онтогенез нервной системы.................................. 27

4. Лекция о спинном мозге........................................ 29

Строение серого вещества..................................... 31

Строение белого вещества.................................... 32

Проводящие пути спинного мозга.................. 32

5. Лекция о спинномозговых нервах....................... 34

Шейное сплетение.................................................. 35

Плечевое сплетение............................................... 36

Межреберные нервы.............................................. 37

Поясничное сплетение........................................... 38

Крестцовое сплетение............................................ 38

6. Первая лекция о головном мозге......................... 40

Продолговатый мозг.............................................. 41

Воролиев мост........................................................ 43

Мозжечок................................................................ 43

Средний мозг.......................................................... 44

7. Вторая лекция о головном мозге.......................... 46

Промежуточный мозг............................................ 46

Конечный мозг....................................................... 47

8. Лекция о черепно-мозговых нервах................... 54

I черепно-мозговой нерв -обонятельный.............. 54

II черепно-мозговой нерв - зрительный................ 55

III черепно-мозговой нерв - глазодвигательный... 55

IV черепно-мозговой нерв - блоковый.................. 55

V черепно-мозговой нерв - тройничный............... 56

VI черепно-мозговой нерв - отводящий................ 56

VII черепно-мозговой нерв - лицевой................... 57

Черепно-мозговой нерв - промежуточный........... 57

VIII черепно-мозговой нерв - преддверно-

улитковый............................................................... 57

IX черепно-мозговой нерв - языкоглоточный....... 58

X черепно-мозговой нерв - блуждающий............. 58

XI черепно-мозговой нерв - добавочный.............. 59

XII черепно-мозговой нерв - подъязычный.......... 59

9. Лекция о вегетативной нервной системе............ 60

10. Первая лекция об анализаторах......................... 63

Кожный анализатор................................................ 65

Зрительный анализатор......................................... 66

Вкусовой анализатор............................................. 69

11. Вторая лекция об анализаторах......................... 70

Слуховой и вестибулярный анализаторы............. 70

Путь прохождения звуковой волны................ 75

Путь слухового анализатора........................... 75

Путь вестибулярного (стато-кинетического) анализатора 76

Обонятельный анализатор..................................... 76

Предметный указатель.............................................. 78

Список использованной литературы...................... 83

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие предназначено для студентов Татарско-американского регионального института, обучающихся по направлению 020400-«Психология», и представляет собой адаптированный вариант курса "Анатомия человека", используемого в Казанском государственном педагогическом университете (научные редакторы: Ф.Г.Ситдиков, д-р биол. нук, профессор, Т.Л.Зефиров, д-р мед. наук, профессор).

В программу включены все разделы, предусмотренные Государственным стандартом о высшем образовании для изучения морфологии мозга студентами психологических специальностей (код 020400). Учебный курс "Анатомия ЦНС" является обязательным в системе психологического образования и дает базовые знания для дальнейшего освоения практически всех разделов психологии.

Объем лекционного курса и форма подачи материала рассчитаны на студентов, не имеющих специальной биологической подготовки; традиционное изложение материала с применением латыни адаптировано: терминология дается в ограниченном объеме, с предварительными пояснениями и, в основном, для тех структур мозга, в наименовании которых в психологической литературе обычно используются латинские корни.

Курс «Анатомии ЦНС» является основным в системе преподавания дисциплин естественно-научного блока и, в силу этого, имеет отличительные особенности. Преподавателю, читающему курс «Анатомии ЦНС», нельзя ограничиться только частными вопросами анатомии нервной системы, он должен сообщить студентам и факты из общей анатомии. Задача его не облегчается тем, что студенты еще не знают основ миологии и остеоартрологии. Поэтому он не имеет возможность ограничиться в своих лекциях изложением лишь особенностей строения нервной системы и более подробно разбирать лишь те, которые относятся к центральному ее отделу.

Умело сочетать в лекциях элементы детального разбора анатомического строения с изложением особенностей центральной нервной системы является делом довольно трудным, в особенности при ограниченном количестве лекционных часов. В одних случаях мы старались больше внимания уделить анатомической терминологии и типологии, чтобы научить студента правильному анатомическому мышлению. В других лекциях мы уделяли достаточное внимание сообщению более подробных данных об особенностях центрального отдела нервной системы. В силу этого, лекции различаются по содержанию и характеру изложения. Но во всех лекциях мы уделили особенное внимание анатомической номенклатуре и на этой основе изучали строение и структуру тканей/органов нервной системы.

В настоящий выпуск вошли лекции по всем разделам «Анатомии ЦНС». Особенность данного издания в том, что оно нуждается в привлечении иллюстраций анатомических атласов. Они не приводятся в настоящем пособии. Поэтому необходимо опираться на издаваемые сегодня атласы по анатомии человека. Нами выбран карманный атлас по анатомии человека Х.Фениша, который мы использовали в работе со студентами несколько лет. Данный атлас адаптирован для студентов, не изучающих специально латинский язык. Рисунки атласа кажутся нам доходчивыми и точными. По ходу чтения лекции нами делались ссылки на соответствующие иллюстрации атласа по анатомии человека. Итак, данное издание представляет из себя скорее конспекты лекций. В следующем выпуске будут предложены иллюстрированные лекции.

В нашем сборнике лекций излагаются сложившиеся в неврологии представления о структурно-функциональной организации нервной системы. С целью закрепления теоретического материала предусмотрено выполнение домашних заданий, которые заключаются в зарисовывании изученных мозговых структур и обозначении их отдельных образований. Такая форма работы обеспечивает развитие образного мышления студентов и способствует формированию целостной материалистической картины организации человеческого мозга.

Учитывая, что в настоящее время в продаже нет подробного учебника по анатомии нервной системы для студентов факультетов психологии, мы думаем, что предполагаемый курс лекций будет своевременным и до известной степени заменит учебник.

Выпуская свои лекции на суд преподавателей и студентов, мы с благодарностью примем все критические замечания по поводу их содержания и изложения.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ К КУРСУ АНАТОМИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нейроанатомия– это наука о нервной системе человека. К нервной системе относится головной и спинной мозг, нервные стволы (нервы), нервные узлы (ганглии), нервные окончания.

Форма деятельности нервной системы высокоспецифична, она координирует работу всех внутренних органов, регулирует все процессы организма, соотнося все это с изменениями, происходящими во внешней среде для того, чтобы организм успешно адаптировался. Для того, чтобы осуществлять такую функцию нервная система с помощью органов чувств производит сбор информации о среде, а затем конструирует программы по изменению внутренней среды в соответствии с внешней. В этом состоит основная функция нервной системы.

Нервная системапо топографическому признаку условно делится на:

1. Центральную нервную систему (ЦНС) – это головной и спинной мозг.

2. Периферическую нервную систему – это все нервные образования, незащищенные черепом и позвоночником.

Существует еще одна классификация, согласно которой единую нервную систему также условно подразделяют на две части:

1. Соматическая нервная система (нервы сомы – кожи, опорно-двигательного аппарата; нервы языка, гортани, глотки);

2. Вегетативная (автономная) нервная система (нервы внутренних органов, гладких мышц, сосудов и сердца);

Вегетативная нервная система, в свою очередь, делится на:

1. Симпатическую (ускоряет деятельность всех внутренних органов, за исключением желудочно-кишечного тракта (ЖКТ));

2. Парасимпатическую (замедляет деятельность всех внутренних органов, за исключением ЖКТ).

Наши рекомендации