Вступительная лекция к курсу анатомии центральной нервной системы
ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОАНАТОМИИ
Учебное пособие
Для студентов очной и заочной форм обучения
по специальности 020400 «Психология»
Казань - 2005
ББК 591.4; 611/612
УДК Е 8
Х
Рецензенты: к.биол.н., доцент Билалова Г.А.;
к.психол.н., доцент Уразаева Г.И.
Х Хаматова Р.М.Лекции по нейроанатомии: Учебное пособие. - Казань: ТАРИ, 2005. – 85 с.
Печатается по разрешению редакционно-издательского совета ТАРИ
Учебное пособие представляет собой текст лекций по нейроанатомии. Главы выстроены в логической последовательности начиная от терминологического аппарата до особенностей анатомии нейрона и отделов нервной системы. В учебном пособии систематизированы и обобщены современные представления по нейронатомии человека с учетом эмбриологического, функционального аспектов в изучении курса, систематизированы и обобщены представления о макро-микроскопической анатомии головного и спинного мозга, изложены закономерности строения нейрона, рефлекторной дуги, афферентных и эфферентных проводящих путей.
Ó Хаматова Р.М., 2005
Ó ТАРИ, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................. 5
1. Вступительная лекция к курсу анатомии
центральной нервной системы................................... 8
Основные понятия в анатомии нервной системы... 9
2. Лекция о гистологии нервной ткани................... 14
Клеточная теория................................................... 14
Нейрон.................................................................... 16
Классификация нейронов................................. 18
Синапс............................................................... 19
Нейроглия............................................................... 21
Дегенерация и регенерация нервной ткани........... 21
Методы исследования нервной ткани................... 22
3. Лекция о развитии нервной системы.................. 24
Филогенез нервной системы.................................. 24
Онтогенез нервной системы.................................. 27
4. Лекция о спинном мозге........................................ 29
Строение серого вещества..................................... 31
Строение белого вещества.................................... 32
Проводящие пути спинного мозга.................. 32
5. Лекция о спинномозговых нервах....................... 34
Шейное сплетение.................................................. 35
Плечевое сплетение............................................... 36
Межреберные нервы.............................................. 37
Поясничное сплетение........................................... 38
Крестцовое сплетение............................................ 38
6. Первая лекция о головном мозге......................... 40
Продолговатый мозг.............................................. 41
Воролиев мост........................................................ 43
Мозжечок................................................................ 43
Средний мозг.......................................................... 44
7. Вторая лекция о головном мозге.......................... 46
Промежуточный мозг............................................ 46
Конечный мозг....................................................... 47
8. Лекция о черепно-мозговых нервах................... 54
I черепно-мозговой нерв -обонятельный.............. 54
II черепно-мозговой нерв - зрительный................ 55
III черепно-мозговой нерв - глазодвигательный... 55
IV черепно-мозговой нерв - блоковый.................. 55
V черепно-мозговой нерв - тройничный............... 56
VI черепно-мозговой нерв - отводящий................ 56
VII черепно-мозговой нерв - лицевой................... 57
Черепно-мозговой нерв - промежуточный........... 57
VIII черепно-мозговой нерв - преддверно-
улитковый............................................................... 57
IX черепно-мозговой нерв - языкоглоточный....... 58
X черепно-мозговой нерв - блуждающий............. 58
XI черепно-мозговой нерв - добавочный.............. 59
XII черепно-мозговой нерв - подъязычный.......... 59
9. Лекция о вегетативной нервной системе............ 60
10. Первая лекция об анализаторах......................... 63
Кожный анализатор................................................ 65
Зрительный анализатор......................................... 66
Вкусовой анализатор............................................. 69
11. Вторая лекция об анализаторах......................... 70
Слуховой и вестибулярный анализаторы............. 70
Путь прохождения звуковой волны................ 75
Путь слухового анализатора........................... 75
Путь вестибулярного (стато-кинетического) анализатора 76
Обонятельный анализатор..................................... 76
Предметный указатель.............................................. 78
Список использованной литературы...................... 83
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное пособие предназначено для студентов Татарско-американского регионального института, обучающихся по направлению 020400-«Психология», и представляет собой адаптированный вариант курса "Анатомия человека", используемого в Казанском государственном педагогическом университете (научные редакторы: Ф.Г.Ситдиков, д-р биол. нук, профессор, Т.Л.Зефиров, д-р мед. наук, профессор).
В программу включены все разделы, предусмотренные Государственным стандартом о высшем образовании для изучения морфологии мозга студентами психологических специальностей (код 020400). Учебный курс "Анатомия ЦНС" является обязательным в системе психологического образования и дает базовые знания для дальнейшего освоения практически всех разделов психологии.
Объем лекционного курса и форма подачи материала рассчитаны на студентов, не имеющих специальной биологической подготовки; традиционное изложение материала с применением латыни адаптировано: терминология дается в ограниченном объеме, с предварительными пояснениями и, в основном, для тех структур мозга, в наименовании которых в психологической литературе обычно используются латинские корни.
Курс «Анатомии ЦНС» является основным в системе преподавания дисциплин естественно-научного блока и, в силу этого, имеет отличительные особенности. Преподавателю, читающему курс «Анатомии ЦНС», нельзя ограничиться только частными вопросами анатомии нервной системы, он должен сообщить студентам и факты из общей анатомии. Задача его не облегчается тем, что студенты еще не знают основ миологии и остеоартрологии. Поэтому он не имеет возможность ограничиться в своих лекциях изложением лишь особенностей строения нервной системы и более подробно разбирать лишь те, которые относятся к центральному ее отделу.
Умело сочетать в лекциях элементы детального разбора анатомического строения с изложением особенностей центральной нервной системы является делом довольно трудным, в особенности при ограниченном количестве лекционных часов. В одних случаях мы старались больше внимания уделить анатомической терминологии и типологии, чтобы научить студента правильному анатомическому мышлению. В других лекциях мы уделяли достаточное внимание сообщению более подробных данных об особенностях центрального отдела нервной системы. В силу этого, лекции различаются по содержанию и характеру изложения. Но во всех лекциях мы уделили особенное внимание анатомической номенклатуре и на этой основе изучали строение и структуру тканей/органов нервной системы.
В настоящий выпуск вошли лекции по всем разделам «Анатомии ЦНС». Особенность данного издания в том, что оно нуждается в привлечении иллюстраций анатомических атласов. Они не приводятся в настоящем пособии. Поэтому необходимо опираться на издаваемые сегодня атласы по анатомии человека. Нами выбран карманный атлас по анатомии человека Х.Фениша, который мы использовали в работе со студентами несколько лет. Данный атлас адаптирован для студентов, не изучающих специально латинский язык. Рисунки атласа кажутся нам доходчивыми и точными. По ходу чтения лекции нами делались ссылки на соответствующие иллюстрации атласа по анатомии человека. Итак, данное издание представляет из себя скорее конспекты лекций. В следующем выпуске будут предложены иллюстрированные лекции.
В нашем сборнике лекций излагаются сложившиеся в неврологии представления о структурно-функциональной организации нервной системы. С целью закрепления теоретического материала предусмотрено выполнение домашних заданий, которые заключаются в зарисовывании изученных мозговых структур и обозначении их отдельных образований. Такая форма работы обеспечивает развитие образного мышления студентов и способствует формированию целостной материалистической картины организации человеческого мозга.
Учитывая, что в настоящее время в продаже нет подробного учебника по анатомии нервной системы для студентов факультетов психологии, мы думаем, что предполагаемый курс лекций будет своевременным и до известной степени заменит учебник.
Выпуская свои лекции на суд преподавателей и студентов, мы с благодарностью примем все критические замечания по поводу их содержания и изложения.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ К КУРСУ АНАТОМИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Нейроанатомия– это наука о нервной системе человека. К нервной системе относится головной и спинной мозг, нервные стволы (нервы), нервные узлы (ганглии), нервные окончания.
Форма деятельности нервной системы высокоспецифична, она координирует работу всех внутренних органов, регулирует все процессы организма, соотнося все это с изменениями, происходящими во внешней среде для того, чтобы организм успешно адаптировался. Для того, чтобы осуществлять такую функцию нервная система с помощью органов чувств производит сбор информации о среде, а затем конструирует программы по изменению внутренней среды в соответствии с внешней. В этом состоит основная функция нервной системы.
Нервная системапо топографическому признаку условно делится на:
1. Центральную нервную систему (ЦНС) – это головной и спинной мозг.
2. Периферическую нервную систему – это все нервные образования, незащищенные черепом и позвоночником.
Существует еще одна классификация, согласно которой единую нервную систему также условно подразделяют на две части:
1. Соматическая нервная система (нервы сомы – кожи, опорно-двигательного аппарата; нервы языка, гортани, глотки);
2. Вегетативная (автономная) нервная система (нервы внутренних органов, гладких мышц, сосудов и сердца);
Вегетативная нервная система, в свою очередь, делится на:
1. Симпатическую (ускоряет деятельность всех внутренних органов, за исключением желудочно-кишечного тракта (ЖКТ));
2. Парасимпатическую (замедляет деятельность всех внутренних органов, за исключением ЖКТ).