Личная или персональная зона 45-120 см;

3. социальная зона – 120-400 см;

4. публичная зона – свыше 4 метров.

В интимную зону допускаются только очень близкие люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос, прикосновению к собеседнику. Есть индивидуальные и национальные различия и предпочтения тех или иных размеров этой зоны.

Личная или персональная зона – это для обыденного общения с друзьями и коллегами. На таком расстоянии хорошо воспринимаются интонации голоса, хорошо различается мимика и пантомимика. Здесь предполагается только визуальный контакт между партнерами по общению.

Социальная зона обычно используется при проведении совещаний, обсуждений в кабинетах, часто с людьми, которых не очень близко знают.

На расстоянии, характерном для этой зоны, достаточно хорошо еще видны особенности проявления мимики, пантомимики, различаются интонации. В то же время в большей степени уделяется внимание общим реакциям участников группового общения.

На расстоянии, характерном для публичной зоны, проводятся всевозможные публичные выступления, митинги и д.т. В этих условиях можно наблюдать в основном проявления массовых реакций.

Кроме расстояния как такового, в организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Люди, разместившиеся друг против друга, легче переходят в отношениях к конфронтации, борьбе, чем при других вариантах расположения. Наиболее нейтральным является взаимное расположение партнеров под каким-либо углом, с тем чтобы они сами могли регулировать степень обращенности друг к другу.

Таким образом, реализуя общую для них функцию невербальной коммуникации – передавать сообщения, касающиеся конкретного состояния коммуникатора, его отношения к себе, партнеру и ситуации, – каждый из каналов сохраняет при этом свою специфику. Характер содержания сообщения определяют кодировочные средства.

То, как мы говорим, часто является более важным, чем само содержание сообщения. Произнесенное слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи: высота, громкость, скорость, ритмичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и частично контролируемым сигналам относятся звуковые явления – стон, смех, плач, вздох и т. п.

Невербальные аспекты речи передают сообщения:

а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

б) о самом говорящем – его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях. Голосовые характеристики – важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.

Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Так, для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, увеличение резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения.

Наши рекомендации