Психолого-педагогическая диагностика
Предмет, объект, история и задачи психолого-педагогической диагностики.Понятие психодиагностики. Психодиагностика как научная дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Психодиагностика как область психологической практики. Предмет и задачи психодиагностики. Социальные субъекты, процессы, взаимосвязи и явления как объекты психодиагностики. Сферы применения психодиагностики: консультирование, психотерапия, экспертиза, профотбор, профконсультирование, психогигиена, психопрофилактика, обучение и воспитание. Истоки психодиагностики как науки. Вклад Ф. Гальтона, А. Бине, Т. Симона, Д. Кэттелла, Р. Мейли, К. Пирсона, Ч. Спирмена, Л. Термена, Л. Терстоуна, Г. Айзенка и др. в развитие психодиагностики. Проблемы развития отечественной психодиагностики. Работы М.Я. Басова, М.С. Бернштейна, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.А. Люблинской и др. в области психологического тестирования. Возрождение и развитие отечественной психодиагностики во второй половине XX века.
Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы.Специфика диагностического метода и его место в системе психологических методов. Измерительно-испытательная, оценочная и объяснительная направленность как основные характеристики психодиагностического метода. Объективный диагностический подход на основании оценки успешности реальной или моделируемой деятельности. Субъективный подход как диагностика на основе самоотчетов, самоанализа и сведений, сообщаемых исследуемым о себе. Проективный подход на основании анализа поведения или деятельности в неопределенной ситуации или работы с неструктурированным стимулом.
Классификация методов.Классификационная функция диагностических подходов. Тесты интеллекта, тесты специальных способностей, объективные тесты личности и тесты достижений как подсистема объективного подхода. Личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты как подсистема субъективного подхода. Моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические методики как подсистема проективного подхода. Различные основания классификации психодиагностических процедур.
Планирования психодиагностической работы.Специфика практической психологической диагностики. Планирование диагностической работы: изучение практического запроса, формулировка психологической проблемы, выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор метода исследования, использование метода, формулировка диагноза и прогноза, разработка рекомендаций, составление программы психокоррекционной и развивающей работы. Диагностическая программа. Принципы составления диагностической программы. Постановка конкретных диагностических задач. Схема диагностической программы и отчетная документация по результатам проведенного психодиагностического исследования
Этапы диагностического исследования.Диагностическое исследование как процесс. Этап сбора данных. Ознакомление с комплексом объективных и субъективных показателей об испытуемом, формирование исследовательской задачи. Анализ ситуационных переменных. Психодиагностические ситуации (В.И.Дружинин). Принципы выбора диагностических методик в зависимости от задач исследования. Этап переработки и интерпретации. Особенности клинического и статистического подходов к обобщению данных. Этап принятия решения.
Психологический диагноз. Объекты диагноза.Понятие психологического диагноза. Соотнесение медицинского и психологического диагнозов. Индивидуально-психологические различия в норме и патологии как область психологического диагноза. Теоретическая схема психологического диагноза (Я. Рейковский). Клинический, психологический и исследовательский подходы к постановке психологического диагноза. Основные причины психодиагностических ошибок.
Уровни диагноза.Ступени в развитии диагноза (симптоматический, этиологический, типологический) и уровни диагностических заключений. Схема диагностического исследования (по В. Смекалу).
Психологический прогноз. Содержание прогноза. Условия дальнейшего развития или коррекции, вероятные пределы возможных изменений.
Понятие методики, теста.Понятие психодиагностической методики. Классификация методик по различным основаниям. Операциональная и предметная классификации. Типы диагностических методик: методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики. Методики высокого уровня формализации. Тесты. Классификация тестов по форме: индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные; вербальные и невербальные. Классификация тестов по содержанию: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности (тесты действия и ситуационные), тесты достижений. Опросники. Личностные опросники (опросники черт личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок). Опросники-анкеты. Проективные техники. Психофизиологические методики. Малоформализованные методики. Метод наблюдения, метод беседы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Предметная классификация. Психодиагностические методы, направленные на изучение отдельных психических функций: когнитивных (восприятие, внимание, память, мышление, представление, воображение, речь) и эмоционально-волевых. Диагностика уровня умственного развития и общих способностей. Тесты достижений. Диагностика специальных способностей. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний. Диагностика личности. Диагностика общения. Функции методик и тестов.
Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.Понятие репрезентативности психодиагностических методов. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Социологическая репрезентативность. Психологическая репрезентативность. Надежность как устойчивость к побочным факторам и как точность измерения. Надежность как согласованность и устойчивость. Оценка точности тестирования в массовых и индивидуальных исследованиях. Ошибка первого рода (вероятность отклонения истинной гипотезы) и ошибка второго рода (вероятность принятия ложной гипотезы) при массовых исследованиях. Точность измерения в индивидуальном тестировании, ее зависимость от надежности процедуры измерения. Способы повышения точности индивидуального измерения. Оценка заданий теста с точки зрения объективности, надежности, валидности, трудности и дискриминативности. Объективность задачи как соответствие измеряемому признаку, с точки зрения экспертов. Надёжность задачи как эквивалентность её решения при повторном предъявлении. Валидность задачи как её способность дифференцировать группы испытуемых по измеряемому признаку. Трудность задачи как процент правильных ответов. Дискриминативность задачи как согласованность задачи с тестом в целом. Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству. Конструктная и эмпирическая (критериальная) валидность. Критерии валидизации – объективные и субъективные. Виды субъективных (экспертных) оценок – коллективная оценка, средневзвешенная оценка, ранжирование, парное сравнение. Соотношение содержательной (или внутренней, или логической) валидности и конструктной валидности. Внешняя и экологическая (имманентная) валидности как непосредственная характеристика содержательной валидности. Характеристика содержания теста с точки зрения оценочной (экспертной) валидности, конструктной валидности, валидности по объёму. Конструктная валидность, её вариации – конвергентная валидность, дискриминантная валидность, факторная валидность, внутренняя согласованность заданий теста. Эмпирическая валидность и её формы – диагностическая (текущая) и прогностическая. Факторы, влияющие на достоверность психодиагностической информации. Способы повышения достоверности. L, K и другие корректировочные шкалы.
Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики.Методы диагностики интеллекта. Определение способности Б.М.Тепловым. Приобретение, преобразование и применение знания как компоненты способности. Соотношение обучаемости, креативности и тестового интеллекта в структуре способностей. «Теория интеллектуального порога». Теоретические представления об интеллекте. Иерархические теории структуры интеллекта. Модель интеллекта по Л. Терстоуну. Модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Модель интеллекта по Г.Ю. Айзенку. Модель интеллекта по Р.Б. Кэттеллу. Модель интеллекта по Р. Стернбергу. Тесты интеллекта. Диагностика структуры интеллектуальных способностей по батарее Д. Векслера, Г.Ю. Айзенка. Тесты интеллекта и способностей вербального типа. Неязыковые тесты и тесты действия. Тесты, свободные от влияния культуры (прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест Р.Б. Кэттелла). Диагностика умственного развития дошкольников. Шкала умственного развития Бине-Симона и Стэнфорд-Бине. Диагностика интеллектуальных компонентов школьной зрелости (зрительного и слухового различения, словарного запаса, общей осведомленности, понимания количественных отношений и др.). Диагностика умственного развития учащихся 3-6 классов по Групповому интеллектуальному тесту (ГИТ). Диагностика умственного развития учащихся 7-9 классов по Школьному Тесту Умственного Развития (ШТУР). Тест АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тесты специальных способностей. Тесты креативности (тест Дж. Гилфорда и тест Е. Торренса).
Методы диагностики личности. Понятие личность. Личностные тесты как психодиагностический инструментарий. Виды личностных тестов (личностные опросники; опросники интересов, мнений, установок и ценностей; проективные методики, репертурные решетки). Основные личностные опросники. Тест-опросник Я. Стреляу. Опросник Г.Ю. Айзенка. Опросник Р.Б. Кэттелла (16PF). MMPI и его варианты, ПДО в патохарактерологической диагностике. Опросник Г. Шмишека. Системообразующие параметры личности (мотивация, самосознание, межличностные отношения). Психологические принципы и методы диагностики мотивации. Прямые методы психодиагностики мотивов (анкетирование).
Личностные опросники для измерения мотивов. Опросник измерения аффилятивной тенденции (А. Мехрабян). Опросник для измерения мотивации достижений (РАМ). Классификация мотивов по Г. Мюррею и анализ текстов ТАТ. Тест юмористических фраз (ТЮФ). Принципы и методы диагностики самосознания и саморегуляции. Изучение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе. Личностная шкала самооценки С. Спилбергера – Ю. Ханина. Опросник самоотношения (В. Столин). Метод измерения локуса контроля (опросник УСК). Стандартизированные самоотчеты. Шкала Теннесси. Шкала Пирса-Харриса.
Нестандартизированные самоотчеты как метод психологической диагностики самоотношения и «Я-концепции». Изучение конструктов, репертуарные решетки. Принципы и методы диагностики межличностных отношений. Социометрический тест Дж. Морено. Методика Т. Лири.
Диагностика эмоциональной сфер. Оценка нервно-психического напряжения опросными методами. Определение уровня тревожности (тест Тэммл, Дорки, Амен; тест школьной тревожности Филлипса; методика Спилбергера–Ханина). Измерение степени выраженности астенического состояния. Опросник САН.
Проективные, рисуночные методики. Проективные методы. Характеристика психологического механизма проекции. Конститутивные тесты (тест Г. Роршаха). Конструктивные тесты (тест Р. Жиля). Интерпретативные тесты (тесты ТАТ и САТ, тест С. Розенцвейга, Hand-тест). Катарсические тесты (психодрама Дж. Морено). Аддиктивные тесты («Незаконченные предложения»). Импрессивные тесты (тест М. Люшера, тест Л. Сонди). Экспрессивные тесты. «Нарисуй человека» К. Маховер. «Дом – дерево – человек» Дж. Бука. Тест К. Коха «Дерево». Кинетический рисунок семьи. «Несуществующее животное». «Человек под дождем». Клинический, исследовательский и психологический подходы к интерпретации рисунков.
Психосемантические методики. Определение, характеристика и оценка. Виды психосемантических методик (семантический дифференциал, тест конструктов, методики ранжирования, методики парных сравнений и сортировок и др.). Требования, предъявляемые к их использованию. Метод семантического дифференциала как комбинация метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Анализ особенностей психосемантики и отношения к различным объектам и явлениям, исследование самооценки методом семантического дифференциала. Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда. Психологическая теория Дж. Келли. Техники репертуарных решеток. Психосемантическая методика определения скрытой мотивации (ПМСМ) Ю. Соломина.
Основные этапы обработки результатов диагностики.Основные этапы обработки результатов. Понятие распределения результатов. Понятие выборки. Представление результатов распределения дискретных признаков. Табулирование первичных результатов. Приемы графического изображения первичных результатов (столбиковые диаграммы). Представление результатов распределения непрерывных признаков. Табулирование. Гистограммы, частотный полигон распределения, кривая распределения. Группировка первичных результатов. Кривая накопленных частот. Меры центральной тенденции (среднеарифметическая величина, медиана). Меры изменчивости (среднеквадратическое отклонение, полуквартильные отклонения). Меры взаимосвязи (ранговая корреляция по Ч. Спирмену, корреляция произведений по К. Пирсону).
Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин.Стандартизация. Понятие тестовых норм. Виды диагностических норм – абсолютные тестовые нормы (шкала «сырых» баллов), статистические процентильные нормы, критериальные тестовые нормы. Процентильные нормы на порядковых тестовых шкалах. Параметрические нормы на интервальных (стандартизированных) тестовых шкалах. Процедура стандартизации шкалы. Виды стандартных нормализованных шкал в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов, шкала станайнов. Нормальное распределение. Кривая нормального распределения. Частотность встречающихся величин. Интерпретация материала психологических исследований.
Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.Диагностические признаки и диагностические категории. Латентные переменные. Диагностические факторы. Диагностический вывод. Соотношение диагностических признаков и диагностических категорий.
Интерпретация материала. Профессионально-этические нормы работы психолога.Социальные проблемы тестирования (проблема объективности тестов и влияния культуры на результаты тестирования, проблема интерпретации и использования тестовых результатов, проблема дифференциации общества по интеллекту). Влияние культурных факторов на процедуру психодиагностического исследования. Принципы профессионально-этического стандарта. Профессионально-этический стандарт. Стандарты для психологических и образовательных тестов. Этические принципы психодиагностики (благополучие клиента, профессиональная компетентность, ответственность за использование психодиагностических методик, обеспечение тайны результатов обследования, конфиденциальность, моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества и т.д.).
Основная литература
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2010.
- Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика. – М.: Академия, 2011.
- Дерманова И. Б. Дифференциальная психология: учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. подгот. "Психология" / Дерманова И. Б. - М. : Академия, 2015. - 192 с.
- Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Р/н Дону: Феникс, 2013.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.3: Психология. – М., 2011.
- Носс И.Н. Психодиагностика. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература