Взаимодействие и коммуникация 4 страница

2. Размеры и защита территории зависят у человека от культуры, возраста, социального положения и т. п. Межличностная дистанция определяется степенью интимности отношения между людьми.

3. Окружающая среда и такие факторы, как перенаселенность, шум и загрязнение, иногда оказывают на людей пагубное влияние.

4. В каждой из групп, к которым принадлежит гот или иной человек. он занимает определенное социальное положение, с которым связана роль, позволяющая другим членам группы ожидать от него определенного поведения.

5. Существуют разные формы власти. Лидерство, по-видимому, зависит в основном от способности человека выдвинуться в тот момент. когда в группе ощущается в том потребность.

6. Конформизм развивается главным образом под влиянием со­циального давления; хотя в современном обществе альтруистическое поведение все еще продолжает играть важную роль, конформизм может стать причиной настоящей апатии у свидетелей драматических событий.

7. Влечение одного человека к другому определяется множеством факторов. В первую очередь это такие внешние факторы, как физическая близость, компетентность и взаимное вознаграждение.

8. Важную роль в коммуникации у людей играет невербальный язык. включающий выражение лица, телодвижения, прикосновения и голос.

В любой момент сам характер общения между людьми составляет некую метакоммуникацию, указывающую на то, как следует понимать передаваемую во время общения информацию. Метакоммуникация лежит в основе «двойного принуждения».

9. Наше восприятие других людей чаще всего основано на том впечатлении, которое они на нас произвели, а также на объяснении причин их поведения их внутренними склонностями или той ситуацией, в которой они оказались.

10. Стереотипы состоят из зачастую слишком привычных упро­щенных представлений о других группах людей, о которых мы распо­лагаем скудной информацией.

11. Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Они формируются с детства и «кристаллизуются» в возрасте от 20 до 30 лет.

12. Центральные установки изменяются всегда с большим трудом, чем периферические. Изменение установок зависит от множества фак­торов, связанных с качествами коммуникатора, характером информации и особенностями реципиента.

13. Когда наши убеждения приходят в противоречие с фактами,'мы оказываемся в ситуации когнитивного диссонанса, 'выйти из которой можно, либо изменив установки, либо отвергнув факты или преумень­шив их значение, либо, наконец, найдя веские основания для сохранения прежних установок.

14. О предубеждении говорят в тех случаях, когда мы выносим свое суждение о других людях, даже не познакомившись с ними. Пред­убеждение позволяет человеку успокоиться насчет ценности собственной персоны, а также направить свою агрессивность на «группу-мишень» во время кризиса.

Материал для самопроверки

Заполнить пробелы

1. Животное маркирует.. вокруг гнезда или норы внутри своего жизнен­ного ..... .

2. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется ..... ; дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, называется ......

3. К внешним факторам, способным вызвать серьезные нарушения психического равновесия человека, относятся ........... и ..... ......

4. Социальное положение человека связано с его ...... на которую рассчиты­вают другие члены группы и которая позволяет им ..... определенного поведения.

5. Власть ..... обеспечивается доскональным знанием той или иной области человеческой деятельности, что, например, характерно для ..... и вообще ..... .

6. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико .....

конформности, а человек испытывает большую потребность в ..... .

7 Хотя человеческая история и изобилует примерами ...... недавние наблюдения выявили многочисленные случаи со стороны свидетелей ситуаций

8 Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими особенностями как , с нами. , , а также

9 Как полагасг Мерабян, смыст слов передает % содержания сообщения, а выражение лица %

10 Невербальный язык включает , , , , ,

11 Метакоммуникация представляет собой «коммуникацию над », т е над тем что буквально означает смысл

12 представляет собой ситуацию, в кс '"орой никакой невозможен

13 Наше восприятие других людей основано на впечатлениях, на которые часто влияет эффект , когда доминирует какая-то одна черта личности, или эффект , выражающийся в том, что наши первые впечатления наибо­лее

14 Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им , либо , в которых эти тюди оказались

15 Из-за стереотипов мы часто имеем о других людях , сравнитель­но представление

16 Установка имеет три измерения и

17 Многие из наших установок формируются в результате контакта с , свою форму они, однако, приобретают в возрасте от до

18 Установка легче изменяется в том случае, есчи коммуникатор внушает , если он говорит не слишком , если он , и похож на нас самих

19 Содержание передаваемого сообщения не должно слишком сильно от мнения реципиента и должно показать ему, какие его могут ожидать , если он не свою установку

20 Наша к сообщению тем больше, чем больше оно нас , с учетом сложившейся для нас , наших и нашей

21 Механизм избирав жного позволяет человеку сохранять и своих установок, но и ю же самое время редко делает его более

22 Согласно Фестингеру стремление сохранить своих установок заставляет нас делать все возможное, лишь бы возникающий , и искать до­воды, чтобы себя, что сделанный нами выбор-наилучший

23 Чтобы поддерживать высокий уровень с другими людьми, мы скчон ны или даже расхождение между нашими и их установками

24 О предубеждении говорят в том случае, когда мы о человеке или о ipynne людей, даже не с ними и не зная причин их

25 Предубеждение, в частности, позволяет направлять на «группу-ми шень», которой, таким образом, отводится роль

Верно или неверно?

1 Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций

2 Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы связанные с чувством одиночества, уходом в себя и апатией

3 В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно

4 Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств

5 Влияние, которое может оказать какое-то меньшинство на остальных людей, очень мало зависит от стиля поведения этого меньшинства

Человек и другие люди 119

6 Взаимное в течение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них

7 Коммуникация основывается на всем поведении человека в целом

8 В отличие от стран с латинской культурой в странах с англо-саксонской культурой прикосновение играет большую роль в коммуникации

9 Метакоммуникация это такая форма коммуникации, которая уже сама по себе является сообщением, указывающим на то, как следует понимать передаваемую информацию

10 Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие свойства, гармонирующие с этим качеством

11 Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причи­нами, нежели внутренними

12 Стереотип это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты

13 Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 20 тет и впостед-ствии изменить их очень трудно

14 Если коммуникатор внушает доверие, для изменения установок совсем не требуется, чтобы терминология, которой он пользуется, бьпа доступна реципиенту

15 В сообщении, преследующем цель изменить установку, часто можно с успехом использовать информацию, апеллирующую к страху

16 Сообщение может изменить установку реципиента благодаря механизму избирательного восприятия

17 В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать сделан­ный нами выбор

18 Попытки достичь когнитивного равновесия часто приводят к изменению наших аффективных отношений с другими людьми

19 Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится a priori

20 Авторитарная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди

Выбрать правильный ответ

1 Свою территорию животные

а) разделяют с другими сородичами,

б) ожесточенно защищают от всякого вторжения,

в) защищают от сородичей,

г) ограничивают только тем местом, где расположено гнездо или нора

2 Чрезмерная птотность населения чаще всего усиливает у людей

а) чувство одиночества,

б) чувство «анонимности»,

в) уход в себя

г) Все ответы верны

3 Чрезмерный уровень шума может вызвать у людей

а) уменьшение агрессивности,

б) усиление взаимопомощи,

в) ухудшение успеваемости в школе

г) Все ответы верны

4 Социальные роли связаны

а) с социальным положением,

б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы,

в) с фактическим поведением человека.

г) Все ответы верны. . Власть человека, представляющего существующий порядок, называется

а) законной;

б) властью вознаграждения;

в) принудительной;

г) властью эксперта. . Конформизму особенно сильно подвержены

а) очень дисциплинированные люди;

б) сравнительно умные люди;

в) люди, неустойчивые к стрессу,

г) Ни один из ответов не верен.

Апатию свидетелей в критических ситуациях можно объяснить

а) «распылением» ответственности;

б) уменьшением остроты ситуации;

в) боязнью принять решение в присутствии других.

г) Все ответы верны.

Вероятность увлечься другим человеком возражает, если он

а) часто находится поблизости;

б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;

в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся.

г) Все ответы верны.

Интерес к другому человеку можно невербально выразить

а) помещенными на бедра руками:

б) пронзительным голосом;

в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника.

г) Ни один из ответов не верен. Двойное принуждение

а) мешает людям общаться на уровне метакоммуникации;

б) связано с невозможностью выбора;

в) позволяет избежать шизофренического поведения.

г) Ни один из ответов не верен.

Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые,

на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом

а) первичности;

б) ореола;

в) плацебо;

г) Пигмалиона.

Согласно Келли, мы объясняем поведение человека внутренними причинами,

если это поведение является

а) постоянным, мало отличающимся и необычным

б) постоянным, отличающимся и обычным:

в) непостоянным, мало отличающимся и необычным.

г) Ни один из ответов не верен. Стереотипы

а) представляют собой результат нашего лично! о опыта;

б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей;

в) всегда являются предубеждениями.

г) Ни один из ответов не верен. Установки

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства:

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни.

г) Все ответы верны. 15 Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих.

г) Все ответы верны.

16. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно

а) не слишком сильно отличаться от мнения реципиента;

б) часто видоизменяться;

в) взывать главным образом к страху.

г) Ни один из ответов не верен.

17. Реципиент сообщения склонен

а) легко менять свои установки;

б) объективно расшифровывать сообщение;

в) проявлять избирательность восприятия.

г) Все ответы верны.

18. Если мы стараемся убедить себя. что сделанный нами выбор-наилучший, мы тем самым пытаемся

а) усилить когнитивный диссонанс;

б) создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением;

в) увеличить когнитивное расхождение.

г) Ни один ответ не верен.

19. Согласно теории когнитивного равновесия, мы склонны

а) убеждать себя, что другие согласны с нашим мнением;

б) преуменьшать расхождение между собственным мнением и мнением других;

в) избегать установок, нарушающих наши взаимоотношения с другими людьми.

г) Все ответы верны.

20. Предубеждения

а) чаще всего создаются у авторитарной личности;

б) основаны на потребности человека удостовериться в ценности собственной персоны;

в) позволяют направить агрессивность людей на «группу-мишень».

г) Все ответы верны.

Ответы

Заполнить пробелы

1 -территорию, пространства: 2-личной, публичной; 3 - перенаселенность, шум, загрязнение среды; 4-ролью, ожидать; 5 эксперта, ученого, профессионала:

6-давление, одобрении; 7-альтруизма, апатии, критических; 8 - внешними, физическая привлекательность, сходство, комплементарность, компетентность, взаимное вознаграждение; 9-7, 55; 10-выражение лица, взгляд, телодвижения, прикосновения, голос; 11 коммуникацией, сообщения; 12-«Двойное принуждение», выбор; 13 ореола, первичности, стойки; 14 поведение, склонностями, ситуация; 15-расхожее, упрощенное: 16-когнитивное, аффективное, поведенческое; 17 родителями, окончательную. 20, 30 лет; 18 доверие, быстро, привлекателен, любезен: 19 отличаться, последствия, изменит: 20-восприимчивость, касается, ситуации, нужд. цели; 21 восприятия, стабильность, согласованность. объективным; 22-непротиворечивость, ослабить, диссонанс, убедить; 23 -согласия, преуменьшить, отрицать; 24—судим, познакомившись, поведения; 25-агрес­сивность. «козла отпущения».

Верно или неверно?

I В, 2 Н, 3 Н, 4 В, 5 Н, 6 Н, 7 В, 8 Н, 9 В, 10 В, 11 В, 12 Н, 13 Н, 14 Н, 15 В 16 Н 17 В, 18-Н, 19 В, 20 Н

Выбрать правильный ответ

1 в, 2 г, 3 в, 4 г, 5 а, 6 в, 7 г, 8 а, 9 в, 10 б, 11 б, 12 г, 13 г, 14 б, 15 г, 16 а 17 в 18 г 19-6, 20-г

Литература

Aronson E binder D E (1965) "Gain and loss of esteem as determinants of interpersonal attractiveness", Journal of Experimental Social Psychology, n 1,p 156 171 Afch S E 1951 "Effects of group pressure on the modification and distortion of

Judgments", in H Geutskow (Ed), Groups, leadership and men, Pittsburgh (Pa),

Carnegie Bateson G (1972) Vers une ecologie de 1'espnt, tomes 1 et IT, Pans, Ed du Seuil 1977 et

1980 Beilharz R G Mylrea P J (1963) "Social position and movement orders of dairy

heifers". Animal behavior, n 11, p -''^ Bickman L Teger A Gabriele T Mclaiiulilin С Berqer M Sunday E (1973)

"Dormitory density and helping behavior". Environment and behavior, n° 5

p 465 490 Carbone T (1975) "Stylistic variables as related to source of credibility A content

analysis approach", Speech Monographs, n° 42, p 99 106 Cohen S Glass D D Singer J E (1973) "Apartment noise, auditory discrimination,

and reading ability in children", Journal of Experimental Social Psychology, n 9

p 407 422 Constanzo P R (1970) "Conformity and development as function of self-blame ,

Journal of Personality and Social Psychology, n 14, 366 374 Crutihfield R S (1955) "Conformity and Character" American Psychologist, n 10

p 191 198 Donnerste in E Wilvon D W (1976) ' Effects of noise and perceived control on ongoing

and subsequent aggressive behavior', Journal of Personality and Social Psychology,

n 34 (5), p 774 781 Durden-Smith J 1980 "How to win the mating game by a nose". Next, nov-dec,

p 85 89

Festmqer L 1957 A theoly of cognitive dissonance Stanford, Cat Stanford Uni­versity Press French J R P Jr Raien В 1959 "The basis of social power, in D Cartwnght (Ed )

Studies in social power, Ann Harbor Mich Institute of Social Research, p 150 167 Hall E T 1966 The hidden dimension, New York, Doubleday Heider F 1958 The psychology of interpersonal relations, New York, Wiley Hess EH (1965) 'The role of pupil size in communication'. Scientific American,

n°223 (5), p 110 119

Hoflmg С К Botzman E Dairy mple S Grace's N Pierce С М (1966) "An expe­rimental study in nurse-physician relationships", Journal of Nervous and Mental

Disease, n 143, p 171 180 Jones E E Kanduse D E Kcl!\ H H Nisbett R E Vahens S Wemer W 1971

Attribution Perceiving the cause of behavior. New York, General Learning Press

Kelley Н Н 1967 "Attribution theory in social psychology", in D Levine (Ed)

Nebraska symposium on motivation, Lincoln, Neb University of Nebraska Press Kleinke С L (1977) 'Compliance to requests made by gazing and touching expe­rimenters in field settings', Journal of Experimental Social Psychology n° 13

p 218 223 Latane В Dailn J M 1970 The unresponsive bystander Why doesn't he help9, New

York Appleton-Century-Crofts Le Magnen J 1952 "Phenomenes olfacto-sexuels chez 1'homme", Archives de

Psychologie

Ley en's J P 1979 Psychologie sociale, Bruxelles, P Mardaga ed Mehrahian A 1972 Nonverbal communication Chicago Aldine Atherton Miller N Maruvama G Beaber R J Valone К (1976) "Speed of speech and persua­sion", Journal of Personality and Social Psychology, n 34, P 615 624 Montmolhn G de, 1977 L'mfluence sociale Phenomenes, facteurs et theories, Pans

PUF

Most. oiici S 1979 Psychologie des minonles actives, Pans, PUF Page R A (1977) 'Noise and helping behavior", Environment and Behavior, n° 9,

p 311 334 Sch/elderup-Ehhe Г (1913) "Social behavior in Birds" Handbook of Social Psychology,

С Murchmson (Ed), Worcester, Mass, dark University Press, 1935, p 947 972 Watzlannk P Веаып J H Jackson D D (1967) Une logique de la communication,

Pans, Ed du Seuil, 1972 Wilder D (1977) Perception of groups, size of opposition and social influence", Journal

of Experimental Social Psychology, n° 13, p 253 268 Zilman D Baron R A Tambonm R (1981) "Social costs of smoking Effects of tobacco

smoke in hostile behavior". Journal of Applied Social Psychology, n 11 (6)

p 548 561

Глава 12 «Иные»

Введение

Вот мы и подошли к последней главе книги. В предшествующих главах мы пытались разобраться, как человек воспринимает, чувствует, обучается, думает, говорит, творит ... , как развиваются эти разнообразные процессы и каким образом они позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми.

Хотя мы нередко обращали внимание на те препятствия, которые могут помешать развитию человека, до сих пор предполагалось, что мы все проходим в общих чертах сходный, как бы идеальный и более или менее стандартный жизненный путь, который приводит каждого к отвечающим его природе целям. Иными словами, до сих пор мы рассматривали некоего «абстрактного» человека, противостоящего жизни вообще.

Еще раз повторим, однако, что каждый человек уникален, и в каждом отдельном случае речь идет о жизни, восприятиях, переживаниях, потребностях, планах и трудностях данного человека. Сталкиваясь с затруднениями, он волей-неволей повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и стресс.

В таких бесконечных «переговорах» с окружающим миром и другими людьми большинству удается сохранять относительное равновесие. Однако некоторые люди. слишком хрупкие или плохо подготовленные к жизни, «спотыкаются» в самом начале жизненного пути или позднее, когда жизнь подвергает их серьезным испытаниям. Их необычное, неадаптивное, аномальное поведение привлекает к ним внимание других, а потом их отгесняюг в сторону, отчуждают и превращают в «иных». В результате общество часто берет на себя «ответственность» за таких людей, которая в лучшем случае оборачивается помощью, а в худшем -изоляцией или попыткой насильственного возвращения к нормальной жизни.

Тревога и стресс

Как говорилось в главе 6, живое существо, ведущее непрерывую борьбу за свою адаптацию, снабжено такими механизмами, как эмоции и в особенности тревога, которые обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в новой или «кризисной» ситуации. Такие механизмы, свойственные высшим животным, должны были играть важную роль в поведении наших предков, выживание которых существенным образом зависело от способности к «противостоянию».

Современная жизнь, однако, сильно изменила условия нашего существования, так что эта готовность к противостоянию становится все менее нужной для того, чтобы выжить. Между тем соответствующие механизмы сохраняются и продолжают действовать в самых разнообразных обстоятельствах, имеющих лишь очень отдаленное отношение к выживанию: во время разлуки, при потере близкого человека, при столкновении с новыми социальными ситуациями, при усилиях, необходимых для успеха в учебе и профессиональной деятельности, и т. д.

С физиологической точки зрения тревога не отличается от страха. 'Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т. п. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.

Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности». В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанного Селье (см. гл. 6).

К несчастью, стресс нередко приводит к весьма печальным послед-сгвиям в виде различных физиологических нарушений. Чаще всего это головные боли1 и язва желудка (см. документ 6.10), но бывают и другие расстройства, обусловленные причинами эмоционального порядка:

артериальная гипертензия, артрит, астма (если только она не аллергического происхождения), колиты и даже некоторые формы стенокардии. Такие расстройства называют психосоматическими.

Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности, что побуждает окружающих людей задумываться о смысле подобной трансформации.

Вопрос, имеющий центральное значение для объяснения человеческо

' Головная боль обусловлена длительным возбуждением нервных волокон, окружающих кровеносные сосуды, ответственные за кровоснабжение черепа; эти госуды находятся в состоянии хронического расширения из-за постоянной по­требности лицевых мышц, напряженных вследствие тревош или досады, в при­токе насыщенной кислородом крови. Хроническое расширение сосудов приводит к освобождению простагландина Ед, который участвует в возникновении болевых сигналов и синтез которого можег блокироваться аспирином.

то поведения, можно сформулировать следующим образом: какое пове­дение следует считать нормальным^ От ответа на него зависит и то, как следует определять отклонение, какой смысл нужно вкладывать в это понятие и, главное, в каких случаях поведение человека можно расце­нивать как «аномальное».

Что такое аномальное поведение?

Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормаль­ным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов.

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Как и в случае интеллекта (см. гл. 9), речь идет здесь о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от того большинства, которое ведет себя более или менее «нормально», окажутся люди соответственно «слишком» или «недос­таточно» общительные, беспокойные, организованные и т.д.1

Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека, «вышедше­го из всех нормальных рамок», все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

Поведение будет считаться тем «ненормальнее», чем больше опас­ности оно будет представлять для самого человека или для окружающих. В качестве примеров можно привести суицидальные действия, злоупот­ребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для обществен­ного порядка.

Одним из критериев аномальности может быть тот факт, что «расшифровка» окружающего мира головным мозгом происходит у данного человека не так, как у других. Из главы 5 мы уже знаем, что наше восприятие действительности организуется и «стандартизируется» головным мозгом, важная функция которого состоит в фильтрации внешних сигналов. Всякое отклонение от «нормальной» расшифровки

1 Считают, что в США у 10% детей есть шансы на то, что на протяжении жизни у них возникнет какое-либо психическое расстройство. Фактически в пси­хологической помощи или поддержке нуждаются 3-4% американцев.

«Иные» 127

этих сигналов связано с риском неправильной адаптации. Именно так обстоит дело у людей с нарушениями слуха или обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгляды и жесты других людей как враждеб­ные или, наоборот, как самые благожелательные.

Кроме того, дело может заключаться и в изменении уровня сознания, связанном с его «помрачением», что может стать причиной зрительных или слуховых галлюцинаций. Такого рода частые погружения во внутрен­ний мир нормально воспринимаются лишь у некоторых народов, где их рассматривают как способ общения с «потусторонним миром». Как говорилось в главе 4, западная культура единственно нормальным состоянием сознания признает экстравертированное сознание.

Но еще сильнее, чем перечисленные симптомы, внимание к человеку могут привлечь эмоциональные нарушения, например преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия, вызванная травмирующим событием, преодолевать которую человек не в состоянии.

Наконец, бывает, что и без каких-либо эмоциональных расстройств человек оказывается неспособным преодолеть жизненный стресс, что ведет к уходу в себя или просто уединению и тем самым к разрыву нормальных путей общения с другими людьми.

Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно, и если вду­маться, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «прием­лемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы адаптироваться (см. документ 12.1).

Споры начинаются тогда, когда нужно решить, какой должна быть эта поддержка-социальной, психологической или медицинской. Выбор, который в этих случаях необходимо сделать, по существу, зависит от того подхода, к которому прибегают в попытках объяснить аномальное поведение, а также определяется историей борьбы с «безумием» в нашем обществе.

Некоторые подходы к пониманию аномального поведения

Демонология

На протяжении всего средневековья безумие считалось следствием одержимости бесом. Аномальное поведение человека объясняли присут­ствием «злого духа», которого во что бы то ни стало нужно было изгнать с помощью заклинаний и дурного с ним обращения. Чаще всего, однако, подобные меры не действовали; церковь пребывала в убеждении, что ведьмы и колдуны заключили с дьяволом нерасторжимый договор. и поэтому их нужно просто уничтожать, сжигая на костре. В 1484 году

128 Глава 12

Рис. 12.1. Уверенность в том, что психические расстройства связаны с одержимостью бесом, приводила к изобретению различных способов избавления человека от дьявола. В средние века «ведьм» сжигали (А). Всего только столетие назад некоторые медики проповедовали насильственные методы борьбы с безумием (Б), а другие, как это видно из рисунка 1880 года (В), пытались успокаивать безумных, помещая их в специальные клетки.

папа Иннокентий VII издал даже специальную буллу, призывавшую духовенство к безжалостному истреблению «ведьм».

На протяжении последующих столетий «безумцев» продолжали подвергать изоляции, избегая общения с ними или даже изгоняя их. В некоторых странах их бросали в тюрьмы, где гноили вместе с преступниками. В других странах их помещали на особые суда - «корабли сумасшедших», которые спускались по рекам, время от времени оста­навливаясь у пристаней, где из этого устраивали зрелища для публики (Foucault, 1972).

Наши рекомендации