Основные компоненты структуры управленческой деятельности
1. Целеполагание и определение стратегии (замысла) действий по достижению поставленной цели.
2. Формирование внутриорганизационной культуры, способствующей сплочению сотрудников и обеспечивающей комфортность профессионально-корпоративных отношений.
3. Мотивация и стимулирование творческого и результативного труда сотрудников.
4. Создание организационного порядка, обеспечивающего морально-психологическую устойчивость персонала, оперативность и надежность управления.
5. Организация контроля за уяснением содержания полученных задач, методической поддержки и всесторонней помощи по их реализации.
6. Обеспечение готовности к оперативным и эффективным действиям при угрозе и возникновении кризисных ситуаций и резких изменениях обстановки.
7. Формирование системы мониторинга полноты и качества реализации функциональных задач, выявления и диагностики очагов и звеньев социальной напряженности.
Организационная структура управления
Под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональным предназначением, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения цели.
В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.
ОРГАНИЗАЦИЯкак объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Организацией называются социальные общности, представляющие из себя определенным образом взаимодействующие группы людей, деятельность которых координируется и управляется для достижения общих целей.
Группы людей, которые созданы по воле руководства для реализации определенных задач и взаимодействие, в которых регламентируется соответствующими нормативными документами, называются формальными организациями.
В качестве общих характеристик рассматриваются: ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда и необходимость управления.
Ресурсы представляют предмет труда и характеризуют организацию. В общем случае цели всякой организации определяют достижение ею желаемых результатов путем использования и преобразования определенных ресурсов.
Основными ресурсами, используемыми организацией, являются: люди (человеческие ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технологии и информация.
Общая характеристика организационных структур
Организационная структура – это одновременно способ и форма объединения людей для осуществления общих для них производственных и управленческих задач.
В менеджменте различают два вида структур, свойственных любой организации:
– производственная;
– управленческая.
Обе они находятся в тесной взаимосвязи.
Совершенствование одной ведет к обязательному совершенствованию другой, иначе возникает диспропорция между уровнем организации производственного процесса и системой управления им.
Одно из определений структуры управления
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Выбор типа организационной структуры определяется масштабностью производства и объемом продаж, номенклатурой выпускаемой продукции, уровнем специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства, сложностью выпускаемой продукции и ее унификацией, а также степенью развития инфраструктуры региона и международной интегрированностью организации.
Классификация структур управления:
а) линейная структура управления;
б) линейно-функциональная структура;
в) матричная структура управления;
г) дивизиональная (или штабная) структура управления.
Остальные структуры - комбинация предыдущих.
На выбор структуры управления влияют:
1) стоящие задачи;
2)имеющиеся в наличии ресурсы;
3) окружающая среда (поставщики и конкуренты) и т.д.
Классификация структур
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Миссия — это краткое выражение основной цели организации, четко сформулированная причина её создания и существования.
Внешняя среда организации
Определяется как факторы её внешнего окружения, которые имеют непосредственное отношение к функционированию организации.
Влияние внешней среды проявляется через воздействие ее факторов на результаты деятельности организации.
Факторы внешней среды делятся на две основные группы:
- среда прямого воздействия (поставщики, профсоюзы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты);
- среда косвенного воздействия (состояние экономики, научно-технический прогресс, социальные, культурные и политические изменения и т.д.).
Внутренняя среда организации
Факторы внутренней среды определяют направленность усилий и обеспечение скоординированной деятельности людей (членов организации) для достижения общего желаемого результата.
Внутренние факторы определяются самой организацией и могут быть изменены менеджером (менеджерами), поэтому их называют внутренними переменными.
К внутренним переменным относят цели, задачи, структуры, технологии и людей (человеческие ресурсы).
5
Система управления социальными институтами и организациями
Рассматриваемые вопросы
1. Содержание, задачи и принципы организационной деятельности.
2. Организационная структура управления (ОСУ).
3. Общая характеристика организационных структур.
4. Сочетание производственных и организационных структур.
5. Классификация структур управления.
6. Бюрократическая организационная структура.
7. Особенности адаптивных организационных структур.
Термин «ОРГАНИЗАЦИЯ»
Употребляется в трех основных значениях:
- как упорядоченное состояние элементов целого;
- как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство;
- как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Управленческая трактовка организации связана с рассмотрение её как:
- объекта управления;
- процесса исполнения управленческих решений;
- результата проектирования структуры управления.