Тема 3. вербальные способы общения
Понятие и виды вербального общения.
Эрудиция, ключевые слова
Убеждение как метод вербального общения.
Техника и тактика аргументирования.
Искусство комплимента в деловом общении.
Рефлексивное слушание
Понятие и виды вербального общения
Общение, осуществляемое с помощью слов, называетсявербальным.Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Речевые коммуникации в практическом смысле означают умение говорить и писать: то, что нужно; так, как нужно; там, где нужно; тогда, когда нужно; тому, кому нужно. Особенно важны эти умения для менеджера, ему приходится выступать перед аудиторией, делать публичные заявления, выступать со статьями в прессе. Успех воздействия в управлении во многом зависит от того, как будет подавать себя собеседнику или аудитории, говорящий.
Среди вербальных методов общения можно выделить следующие: а) эрудиция, ключевые слова; б) убеждение; в) аргументирование; г) искусство комплимента в деловом общении; д) рефлексивное слушание.
Эрудиция, ключевые слова
Эрудиция в основном оценивается содержательностью речи. Эрудиция предполагает наличие глубоких и разносторонних знаний, а поскольку знания приобретаются на языковой основе, то предполагается, что эрудит обладаетискусством речи. Но есть и такие, кто скуп на слова и не охотник до речевого творчества.
Интеллект говорящего оценивается аудиторией по логичности высказывания и богатству лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и легкость продуцирования являются индикаторами развитого интеллекта.
Речь является важнейшим индикатором всей психической жизни человека. По ней слушающие делают выводы о норме и отклонениях в психике, хорошо улавливает неполадки. Все это оценивается как неприятное массовой аудиторией.
В деловом общении, как и в любом другом виде деятельности, где используется речь, функционируют три основных элемента - субъект речевой коммуникации, речевое сообщение и объект (получатель) сообщения. Как видно, необходимо качественное и надежное функционирование речи в трех аспектах: а) в порождении речевых элементов; б) в структуре и содержании сообщения; в) в готовности объекта воспринять и переработать это сообщение.
Основные правила эффективного выступления
1. Подготовка выступления: Интерес слушателей. Стержневая идея.
Тональность выступления. Объем выступления. Ключевые слова. (Готовясь к выступлению лучше записать ключевые слова и фразы, а затем отрепетировать их). Репетиция.
Выступление
Прежде,чем начать... Внимательно осмотрите аудитории, выберите наиболее приятные для Вас лица и рассказывайте им.
Вступление. Не забудьте сделать акцент на актуальность и цель Вашего доклада.
Основная часть. Все излагаемое в ней должно вращаться вокруг стержневой идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.
Заключение. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею или в кратком виде вернуться к наиболее интересным моментам.
Цифровой материал для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Речевой инструмент. В выступлениях не рекомендуется использовать усложненные слова.
Шутки: в отношении юмора необходимо знать меру, лучше шутить мало, чем много, иначе докладчика сочтут легкомысленным человеком.
Повторения. Они являются важным средством донесения до слушателей основной мысли и ее запоминания.
Руки. Не нужно засовывать руки в карманы. Не стоит также скрещивать руки на груди. Умеренная жестикуляция способствует лучшему восприятию
Поза. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чтобы обеспечивать свободное дыхание и хорошее звучание голоса.
Визуальный контакт. Нужно, скользя взглядом по аудитории, определить одного или группу слушателей, которые проявляют интерес и внимание к вашему докладу или признаки скуки и сонливости. Не рекомендуется смотреть в пол, окно, потолок.
Итак, чтобы Ваша речь была хорошей, используйте следующие рекомендации:
• меняйте тон голоса
• меняйте теми речи
• делайте паузу до и после важных мыслей
* используйте коммуникационные эффекты:
Эффект визуального имиджа, Эффект первых фраз, аргументации, интонации и паузы, художественной выразительности, порционного выброса информации.
В общении с людьми всегда надо знать, о чем можно говорить. Избегайте обсуждений в следующих областях:
• плохие новости, такие как авиакатастрофы и
онкологические заболевания;
• принадлежность к определенной религии;
• политические крайности;
• ваше здоровье, хорошее или плохое;
• ваше продвижение по службе или отсутствие
его;
• стоимость вещей;
• ошибки других;
• спортивные клубы (достоинства и недостатки).
Не спрашивайте:
• о возрасте человека, если ему за 30;
• о лишнем либо недостаточном весе, косметических операциях;
• о беременности либо причинах долгого отсутствия детей;
• при отсутствии супруги на званом вечере допустимо спросить не более чем: «А как Елена Ивановна?»
Избегайте также всех вопросов, касающихся судебных
дел, развода, сексуальной жизни, серьезных заболеваний.
О чем говорить, что обсуждать:
• интересные или веселые фильмы, которые Вы
посмотрели;
• укрупнение либо смену места головного офиса;
• последние достижения в области любимого вида спорта;
• великолепный ресторан, который Вы посетили;
• последние достижения промышленности;
• общие друзья, которые получают повышение, женятся, скоро ждут появления ребенка или переезжают,
• меры, принимаемые против роста преступности
• новые спектакли либо выставки, открывшиеся в этом сезоне; Ваш собственный домашний или студенческий театр;
• знаменитости, которые собираются посетить Ваш город;
• обсуждение интересных прочитанных книг до сих пор считается признаком культурного человека!