Генезис и развитие малой группы
Приступая к изложению феноменологии группового процесса, мы постараемся прежде всего — и это основная задача данной главы — показать, как происходит становление малой группы: раскрываются лежащие в его основе причины; рассматривается последовательность движения группы по пути обретения ею признаков действительной коллективности, при этом учитывается многообразие далеко не всегда совпадающих между собой точек зрения и подходов; описаны некоторые механизмы групповой динамики. С обращения к первому из выделенных выше вопросов мы и начнем свой анализ.
Детерминанта( причина)
Детерминанты – это те условия, причины, факторы от которых зависит развитие малой группы.
1.Факторы, лежащие в основе возникновения малых групп.
можно разделить на 2 группы:
Объективные факторы
- возникновение группы как ре-
зультат деятельности социаль-
ных институтов и организаций
(возникновение отделов марке-
тинга, рекламы, связей с обще-
ственностью, управления персо-
налом и т.п.),
- рыночная конъюнктура (пре-
стижность профессии в обще-
стве, соц и эконом выгоды),
безработица (заставляющая людей
бороться даже за не самые престиж-
ные профессии – отряды наёмников
в горячих точках планеты).
Субъективные факторы:
- возникновение группы по причине родственного,
приятельского и т.п. личных моментов (созд. отдела
под «своего» чел.)
- стремление индивидов к удовлетворению своих по-
требностей (как минимум вписывающихся в пира-
миду Маслоу): заработать на жизнь, обрести без-
опасность, быть с другими, завоевать признание и,
если удастся, самореализоваться.
- соц и проф ресурсы индивида;
- сформировавшаяся самооценка;
- ожидания, связанные с предстоящим членством;
- особенности группы будущего членства с точки зре-
ния её целей, программ, специфики деятельности и т.п.
В основе возникновения официальных малых групп может лежать как объективный фактор,так и субъективный.
В основе возникновения неофициальных групп (психо-
логических) лежит чисто субъективный, человеческий фак-
тор.
Главным образом объективные факторы лежат в основе
возникновения официальных групп (напр, на факультете со-
здаётся кафедра общей психологии – я иду туда)
Тогда как субъективные являются главенствующими при
образовании неформальных малых групп (у меня есть потреб-
ность в поддержании хорошей физической формы – я отправ-
ляюсь в фитнесс - клуб).
Тем не менее, влияние субъективных факторов способно
проявлять себя и на уровне официальных организационных
структур (ваша тётя – начальник отдела управления персона-
лом крупной фирмы. Освобождается место зам начальника отдела – тетя протежирует вас на это
место).
При этом необходимо подчеркнуть, что факторы, побуждающие индивида к вхождению в группу, не исчерпываются единственно лишь системой его потребностей и ценностей. Они включают в себя и ряд других переменных: например, социальные и профессиональные ресурсы индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д. [Кричевский, 1973
Психологические факторы группового членства.
1. У любого человека есть потребность в ласке, утешении и общении, что способствует разви-
тию чувства безопасности (по Боулби), доверия к миру (по Э.Эриксону) – включённость в се-
мью как малую группу.
2. Человеку свойственны потребности в аффилиации (эмоц. контактам- желанию быть с людьми)
и власти (желанию управлять людьми) (по Мюррею, создателю ТАТ- неофрейдистская пози-
ция).
3. Для людей характерно иметь потребность в информации, удовлетворяемая группой и член-
ством в ней. По Фестингеру – процесс социального сравнения (сличения).
4. Желание получить эмоциональную поддержку или рассчитывать на содействие (вступление в
партию).
И еще одна важная причина, предопределяющая вхождение индивида в ту или иную малую группу, – рыночная конъюнктура. Выбор на рынке профессий обусловлен их престижностью в обществе, теми социальными и экономическими выгодами, которые они сулят своим владельцам. И этот выбор будет, естественно, сказываться на попытках выбора людьми соответствующих профессиональных малых групп, нередко в ущерб многим полезным, но крайне малооплачиваемым в нашей стране видам деятельности, например, в сферах государственного здравоохранения, образования, науки, культуры.
Образование МГ находится