Ф. Шопен Жизненный и творческий путь.
Фредерик Франсуа Шопен; 22.02.1810-17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой. 1831 Шопен покидает Польшу и поселился в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.
Начало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось. 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлен прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.
Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками.
Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях.
Особый вклад в музыкальное искусство Шопен сделал своими оригинальными вальсами, мазурки и полонезы - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.
Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодике, гармонии, ритмом) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.
Шопен создал примерно 30 этюдов, цель которых - помочь пианисту преодолеть специфические художественные или технические трудности.
Ему принадлежит более 12 ноктюрнов. Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.
Полонезы больше чем мазурки и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест из числа оригинальных авторов фортепианной музыки. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место в сокровищнице шедевров мировой фортепианной музыки.
Иногда Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор (1840-1841). В этом произведении Шопен изобрел модель формы, в полной мере соответствовала характеру избранного им тематического материала, и таким образом решил проблему, которая оказалась непосильной для многих его современников.
Шопен создал 3 фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), - юношеское произведение, которое ныне редко выполняют. Вторая, си-бемоль минор, появилась 10 лет спустя. ее третья часть - известный во всем мире похоронный марш, а финал - вихрь, подобный «ветра, что веет над могилами». Вторая соната, которую считали неудачной по форме, в исполнении великих пианистов предстает как впечатляющий цельное произведение. Последняя («шопеновская») соната си минор (1844) имеет сквозную структуру, объединяющую 4 ее части, является одним из высших достижений художника.
Шопену относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк). Вместе с виолончелистом О. Ж. Франшоммом композитор сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол», сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а также трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопен создал много песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех произведениях с оркестром оказывается неопытность автора в области инструментовки, и почти всегда при исполнении в партитур вносятся изменения.
Ф.Шопен. Этюды и ноктюрны
Этюды
В жанре этюда Шопен стремится к пианистической выразительности, художественности миниатюры, а не просто к технической сложности, которая является обязательным условием этого жанра.
Предшественники этюдов Шопена – произведения Н. Паганини, аккомпанементы в песнях Ф. Шуберта и сонаты Д. Скарлатти.
Каждый этюд – это новый технический прием, законченная миниатюра, один художественный образ.
Этюды по программе:
op. 10 #1 C-Dur
op. 10 #3 E-Dur
op. 10 #12 c-moll
op. 25 #12 c-moll
Ноктюрны (в переводе ноктюрн – ночная песнь) Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера.
В XVIII веке ноктюрном называлось оркестровое произведение сюитного типа, предназначенное для исполнения в вечернее или ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов. Родоначальником же романтического типа сольных фортепианных ноктюрнов считается Джон Фильд (ирландец, живший в России).
Ноктюрн был одним из любимейших жанров в XIX веке, благодаря своему интимному, лирическому характеру, камерному пианизму.
Для ноктюрна характерны кантиленные темы, близкие итальянским оперным и песенным мелодиям и аккомпанирующий фон, покачивающийся аккомпанемент, построенный по «обертонному принципу».
В ноктюрнах Шопена можно проследить различные жанровые связи – песня, серенада, дуэт, хорал, марш.
В ноктюрне №13 образы перерастают характерную для ноктюрнов интимную тематику, и обобщают трагические образы, скорбь многих людей.
Анализ жанровых основ темы ноктюрна №13 c-moll.
Ноктюрны по программе:
op. 9 #2 [№2] Es-Dur
op. 48 #1 [№13] c-moll
Ф.Шопен. Прелюдии
Прелюдии
Жанр прелюдии появился в органно-клавирной музыке позднего ренессанса. Прелюдия представляла собой свободную импровизацию перед исполнением основного произведения, которая не записывалась.
В эпоху И.С. Баха прелюдия представляет собой введение и контраст к основной части (фуге или хоралу), или вступление к инструментальному концерту А. Корелли, Г. Генделя. Так постепенно формируется жанр прелюдии.
В XIX веке прелюдия превращается из вспомагательного, эпизодического жанра в один из ведущих жанров, становится носителем романтических тенденций в музыке. В XIX веке это свободная, импровизационная, тонально неустойчивая, гармонично-колористическая миниатюра.
Прелюдии Ф. Шопена соединяют романтическую образность с классической логичностью и ясностью. Жанровые основы рельефно проявлены в прелюдиях Шопена.
Цикл: 24 прелюдии для фортепиано
Прелюдии расположены тонально по квинтовому кругу: мажор + параллельный минор, они все разнообразны по образности и средствам выразительности.
Есть единая линия развития, хотя прелюдии друг с другом контрастно сопоставляются по принципу «прилив – отлив».
Каждая прелюдия – это только один образ, одно психологическое состояние. Она лаконичная и содержательная.
После Шопена к жанру прелюдии (и цикла прелюдий) обращались многие композиторы: С. Рахманинов, К. Лядов, А. Скрябин, К. Дебюсси, Д. Шостакович и другие.
24 прелюдии для фортепиано op. 28:
№1 C-Dur, №2 a-moll, №3 G-Dur, №4 e-moll, №5 D-Dur, №6 h-moll, №7 A-Dur, №8 fis-moll, №9 E-Dur, №10 cis-moll, №11 H-Dur, №12 gis-moll, №13 Fis-Dur, №14 es-moll, №15 Des-Dur, №16 b-moll, №17 As-Dur, №18 f-moll, №19 Es-Dur, №20 c-moll, №21 B-Dur, №22 g-moll, №23 F-Dur, №24 d-moll
Ф.Шопен. Полонезы
Полонезы
Это новый жанр в профессиональной фортепианной музыке. Его истоки – польский фольклор.
Полонез – старинный танец, который сформировался в XVII веке в придворной среде. Получил обобщенный интернациональный характер, мало что оставив от фольклора (эпоха классицизма). Существовал также и народный полонез, но предшественником и истоком полонезов Шопена стал именно бальный полонез.
Полонезы Шопена повторяют эволюцию его мазурок: от музыки танца-ритуала с обьективными образами к свободной поэмности, лирическим настроениям. Также в полонезах присутствуют образы национально-эпической героики.
Характерные черты полонезов Ф. Шопена:
Трехдольный торжественный танец-процессия (обычно полонезом открывались балы). Характерна ритмическая фигура:
Маршевость, картинность (виртуозность стиля), сложная фактура и гармония, оркестровое звучание фортепиано.
Полонезы по программе:
op. 40 #1 [№3] A-Dur
op. 40 #2 [№4] c-moll
op. 44 [№5] fis-moll
op. 53 [№6] As-Dur
Ф.Шопен. Баллады
Баллады
Шопен – создатель жанра инструментальной баллады.
Баллада, как жанр, возникла в эпоху Ренессанса. В XVI веке – ballade во Франции и народные баллады в Англии.
В конце XVIII века английский писатель Томас Перси в своем сборнике "Реликвии древней английской поэзии" (1765) издал старинные народные баллады, сюжеты которых позже широко использовались в музыке.
Баллада очень привлекала композиторов и писателей романтиков:
1. идеализация древности
2. обращение к национальным и народным темам в творчестве
3. фантастические и мистические образы
4. синтез музыки и поэзии
Жанр музыкальной баллады, черты:
1. Развитие подчиняется сюжету
2. Должны быть драматические эпизоды
3. Трагическая развязка в конце
4. Фантастическая образность
Отсюда проистекает свободная форма баллады, и поиск новых средств музыкальной выразительности, характерных для фантастических, народных, эпических и драматических образов.
У Ф. Шопена баллада является взаимодействием романтических черт и «шопеновских».
В польской литературе жанр баллады представлен в творчестве Ю. Немцевича, А. Мицкевича, часто это баллады патриотической тематики.
В балладах Шопена музыкальное развитие обобщенное, нет прямых ассоциаций с литературными балладами, остался только «дух».
1. контрастные эпизоды на разных образных планах (фантастика – реальность)
2. синтетическая реприза (синтез контрастных тем)
3. эпические речевые интонации
4. синтез различных музыкальных форм
Краткий анализ Баллады №3 As-Dur
Баллада op. 23 [№1] g-moll
Краткий анализ Рондо №1 c-moll
Концерт op. 11 [№1] для фортепиано с оркестром e-moll
1 часть, 2 часть, 3 часть