Изменение организационной культуры
Вышеприведенные рассуждения об относительной стабильности организационной культуры могут породить следующие вопросы:
• Если культура имеет особенность оставаться стабильной, то почему и как она все-таки изменяется?
• Почему бы ее просто не передавать от одного поколения членов организации к другому, ничего не меняя?
Ответ на эти вопросы может быть только один: культура организации должна изменяться, так как меняется окружающая обстановка, внутренняя и внешняя среда существования организации. Внешние события, такие, как изменения состояния рынка, новые технологии, смена правительственного курса и множество других факторов, которые не остаются постоянными с течением времени, делают необходимыми изменения организационного способа ведения дел и, соответственно, культуры. Меняется также внутренняя среда. Например, организация меняет устаревшее оборудование на новое, действующее на принципиально иных технологических принципах, или меняется состав персонала организации, его квалификация, средний возраст, потребности и предпочтения, требования к оснащению рабочего места, гигиене труда и многое другое.
Сильнее всего на потребность в изменении культуры влияют поменявшиеся цели организации. Ниже приведены несколько различных видов целей или задач, которые могла бы иметь организация:
• прибыль;
• качество продукта или услуги;
• выживание;
• хорошее место для работы;
• рост;
• источник работы;
• место на рынке;
• национальный престиж;
• репутация.
При изменении организационных целей изменятся и требования к организационной культуре. Если воспользоваться классификацией организационных культур, предложенной К. Хэнди, то можно прийти к следующим выводам:
• такие цели, как качество продукции, легче всего контролируются в ролевых организациях;
• цели, связанные с ростом, лучше всего реализуются при наличии культуры власти или культуры задачи, хотя и не во всех случаях.
Если перед руководством стоит задача изменения организационной культуры, надо обязательно добиваться того, чтобы большинству работников было ясно, что представляет собой наличная культура компании и к какой культуре хотят прийти в результате изменений: в деле изменения культуры нужен консенсус, согласие работников. Кратко этапы изменения организационной культуры можно описать как «разморозку» — изменение — «заморозку». Для «размораживания» культуры можно использовать конфликтную ситуацию в организации, сам процесс диагностики наличной культуры («Какова культура нашей компании?»), обсуждение полученных результатов и т. п. Более подробно этапы изменения организационной культуры можно представить так:
1. Диагностика наличного состояния культуры, обсуждение диагноза, достижение согласия по его поводу.
2. Диагностика и достижение консенсуса (согласия) относительно проекта будущей культуры.
3. Оценочная деятельность (внутренние или внешние консультанты решают, какие элементы культуры надо усилить, на что сделать акценты).
4. Использование историй-иллюстраций (полезно выбрать два-три случая или события, которые наиболее ярко иллюстрируют желаемые ценности, и использовать их в качестве инструментов внедрения новых моментов культуры или избавления от старых).
5. Выбор действий (их должно быть немного, по их определению надо стремиться к достижению консенсуса, поэтому необходимо объяснять работникам, почему нужны те или иные перемены).
6. Составление плана реализации (таблицы, сроки, отчетность и т. п., причем важно отмечать даже маленькие «победы», нужно делиться с работниками информацией, чтобы ослабить сопротивление работников фирмы проводимым изменениям).
7. Организация постоянного мониторинга состояния организационной культуры.
Существует точка зрения, что независимо от той стадии развития, на которой находится организация, ее высшее руководство может управлять культурой двумя способами:
1. Первый представляет собой как бы «видение свыше», которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности организации, используя психологические механизмы внушения, убеждения, заражения. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит (публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям).
2. Применение второго способа управления культурой имеет другой вектор — от нижних уровней организации. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации. Менеджеры должны отслеживать по всей организации, что в ней происходит, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой организации (манипулирование символами и вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия). Управление культурой предполагает возможность через постоянное манипулирование атрибутами поверхностного уровня влиять на подповерхностный уровень вплоть до изменения базовых предположений.
Видеале оба этих подхода надо гармонично сочетать.
Подводя итог вопросу об организационной культуре, можно сказать, что именно она способна уменьшать степень коллективной неопределенности, создавать организационный порядок, обеспечивать целостность компании (за счет общей системы ключевых ценностей), создавать чувство причастности и преданности фирме, т. е. она является одним из определяющих факторов долгосрочного успеха и процветания организации. Поэтому одна из главных задач руководителя или менеджера организации формирование и постоянное внедрение того типа культуры, который наиболее соответствует стоящим перед организацией задачам. Хотя организационная культура стабильна и инерционна, ее нельзя считать неизменяемой. На самом деле она часто эволюционирует как в ответ на внешние силы (такие, как изменение состава рабочей силы, технологий производства, и др.), так и в ответ на продуманные попытки изменить организацию, например, посредством соединений с другими фирмами и всеобщей реструктуризации.
II Тест для самоконтроля
1. Психология управления – это область психологии, изучающая
а) проблемы профессионального отбора специалистов
б) основы трудоспособности, профессиональной пригодности
специалистов
в) механизмы мотивации сотрудников
г) проблемы управленческой деятельности с помощью психологических
знаний
д) профессиограммы сотрудников организации
2. Объектом психологии управления является:
а) совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или
целями, симпатиями или ценностями
б) совместная деятельность людей, объединенных в одну организацию,
подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих
совместную работу в соответствии с экономическими,
технологическими, правовыми, организационными корпоративными
требованиями
в) отношения людей в организации
г) развитие коллектива
д) внутриколлективные отношения в связи с деятельностью
3. Предметом психологии управления является
а) деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы
б) психологический климат в коллективе
в) психологическая конфликтология
г) психология мотивации сотрудников
д) групповое поведение в организации
4. Главной целью школы человеческих отношений стало изучение эффективности
а) рационализации рабочих отношений
б) разделения труда
в) соблюдения дисциплины
г) подчиненности личных интересов сотрудников интересам организации
д) человеческого фактора
5. Общее направление организационной деятельности реализуется через ряд конкретных форм
а) создание организационной структуры
б) инструктажа , консультирования работников
в) принятия управленческих решений
г) все ответы верны
д) не все ответы верны
6. С точки зрения психологии управления наиболее важное значение имеют такие свойства личности, как:
а) темперамент, характер, способности и направленность личности
б) знания, умения и навыки личности
в) житейский и профессиональный опыт личности
г) экстравертность или интравертность личности
7. Мотивация – это
а) деятельность, связанная с удовлетворением потребностей человека
б) совокупность процессов, которые направляют и поддерживают
поведение личности, побуждают ее к достижению целей, определяют ее
активность
в) внутренние процессы в человеке, побуждающие его к действию с
целью изменений в окружающем мире
г) акты воздействия, которые побуждают мотивы
д) ориентация личности на достижение успеха и избежание неприятностей
8. Материальные потребности сотрудника могут удовлетворяться
а) путем увеличения доходов
б) непосредственно самим процессом труда
в) стилем управления организацией
г) системой морального поощрения
д) условиями для самореализации работников
9. Группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу, называется
а) формальной группой
б) неформальной группой
в) группой по интересам
г) дружеской группой
д) командой
10. Единство команды достигается путем
а) принятия общей цели
б) взаимодополнения способностей
в) развития чувства ответственности за достижение поставленной цели
г) все ответы верны
д) не все ответы верны
11. Наиболее существенным фактором, определяющим возможность стать лидером неформальной группы
а) возраст
б) должностное положение
в) понимание других людей, отзывчивость
г) расположение рабочего места
д) опыт
12. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата в группе
а) взаимодоверие
б) высокая требовательность друг к другу
в) возможность каждого сотрудника выражать собственное мнение
г) все ответы верны
д) не все ответы верны
13. Конфликт – это
а) борьба мнений
б) спор, дискуссия на особую тему
в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных
мотивов и суждений
г) соперничество, направленное на достижение победы в споре
д) столкновение противоположных позиций
14. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в ходе конфликта?
а) проявление выдержки, самообладания
б) доброжелательное отношение к сопернику, стремление уладить
конфликт открыто, искренне
в) стремление к победе, напористость
г) уход от острых вопросов
д) стремление уладить конфликт, доброжелательное отношение к
сопернику.
15. Какая из функций управления обеспечивает координацию индивидуальных и групповых действий сотрудников?
а) целеполагание
б) планирование
в) организация
г) мотивирование
д) контроль
16. К особым интеллектуальным способностям менеджера относятся
а) стабильность, высокая степень устойчивости мышления
б) четкость и ясность решений
в) умение предвидения
г) все ответы верны
д) не все ответы верны
17. Как называется ошибка восприятия руководителем сотрудника, когда проявляется стремление оценить его по привычному шаблону?
а) “эффект ореола”
б) “эффект первого впечатления”
в) “эффект стереотипа”.
18. Контроль сковывает инициативу работников, если он
а) стратегически направленный
б) чрезмерный, тотальный
в) оперативный
г) объективный
д) гласный
19. Устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, способов личной работы руководителя, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства называется
а) метод руководства
б) стиль руководства
в) авторитарный стиль руководства
г) либеральный стиль руководства
д) демократический стиль руководства
20. Организационная культура влияет на
а) эффективность выполнения работ сотрудниками
б) продолжительность времени работы людей в организации
в) соответствие рабочей силы организационной культуре
г) все ответы верны
д) не все ответы верны
III Контрольные вопросы.
1. Что такое объект и предмет психологии управления?
2. Каковы основные задачи психологии управления?
3. Когда и в какой форме появились первые идеи психологии управления? В чем сущность этих идей? Изменилась ли к настоящему времени основная идея психологии управления?
4. В чем сущность интеллектуальной революции в управлении, произведенной Фредериком Тейлором? В чем проявляется ограниченность психологического содержания теории Тейлора?
5. Каков вклад Анри Файоля в развитие теории управления? Какие функции управления выделял А. Файоль?
6. Каково содержание «бюрократической модели управления», разработанной Максом Вебером? Какие недостатки этой модели были вскрыты практикой управления?
7. Расскажите о концепциях отечественной школы управления (Гастев, Керженцев). В чем состоит своеобразие идей российского менеджмента?
8. Как современный менеджмент понимает роль психологических факторов в управлении производством? Каковы перспективы «психологизации» стиля управления в России?
9. Каковы основные задачи менеджера ? В чем различие между специальными и общими функциями руководства? Каковы общие функции управления?
10. Дайте определение сущности планирования. Назовите три уровня целеполагания. Перечислите обязательные требования к качественному планированию.
11. Что понимается под организационной деятельностью менеджера, каковы ее основные формы?
12. Каковы особенности организационных форм нового типа?
13. Раскройте психологические основы мотивирования.
14. В чем сущность контроля и каковы его основные принципы?
15. Чем объяснить особую роль познавательных процессов в управленческой деятельности? Какие познавательные способности особенно важны для профессиональной деятельности менеджера?
16. Что такое восприятие и какова его роль в профессиональной деятельности руководителя? Какие типичные ошибки допускаются при восприятии людей и каковы средства их предотвращения?
17. Дайте определение памяти и определите ее роль для профессии руководителя. Каковы приемы совершенствования памяти?
18. Что такое мышление и каковы его основные свойства? Какие специфические требования предъявляются к мышлению руководителя? Существует ли жесткая связь между уровнем интеллекта и уровнем руководства?
19. Что такое воля и какова ее связь с другими способностями личности? Каковы средства укрепления волевых качеств руководителя?
20. Почему принятие решений определяется как экзамен для руководителя? Каковы способы предотвращения принятия ошибочных решений?
21. Что такое стиль руководства и какими факторами он определяется? Каковы профессионально важные качества руководителя?
22. Каковы основные стили руководства? В чем состоят достоинства и недостатки различных стилей руководства?
23. Дайте характеристику коучинга как одного из новейших стилей руководства.
24. Перечислите профессионально важные качества топ-менеджера.
25. Каковы внутренние и внешние факторы человеческой активности?
26. Дайте характеристику сущности и структуры человеческих потребностей.
27. Раскройте содержание системы мотивации трудовой активности. Каковы пределы денежной формы стимулирования?
28. Каковы основные компоненты системы социального стимулирования? В чем состоит роль поощрений и наказаний?
29. Каковы основные направления работы по развитию сотрудников организации? Какие проблемы обычно возникают при организации этой работы?
30. Какие новые требования предъявляются к руководителю в связи с современными изменениями в характере и уровне подготовки персонала?
31. Что такое малая социальная группа? Каковы ее сущность, типы и структура?
32. Дайте определение понятия команда. Каковы типичные признаки и состав команды?
33. Каковы основные этапы командообразования?
34. Определите понятие социально-психологический климат. Каковы проявления групповой психологии?
35. В чем состоит противоречивость воздействия коллектива на личность?
36. Каковы признаки зрелого психологического климата и пути его формирования?
37. Раскройте сущность человеческого общения и укажите его основные формы.
38. Какова структура управленческого общения? С какими трудностями сталкивается руководитель в процессе делового общения?
39. Какова сущность манипулятивных приемов общения и каковы приемы защиты от них?
40. Определите сущность коммуникаций. Каковы структура и средства коммуникаций?
41. Перечислите основные средства управленческого общения. Охарактеризуйте основные требования к словесной форме общения.
42. Умение слушать и способы повышения его эффективности.
43. Искусство публичного выступления и способы его совершенствования.
44. Основные требования к невербальной форме общения.
45. Каковы особенности электронных форм общения, какие проблемы они порождают?
46. Что понимается под психоактивными веществами и как должен руководитель относиться к потреблению работниками таких веществ?
47. Какова сущность управленческого решения? Перечислите факторы, ограничивающие возможности руководителя для принятия эффективных управленческих решений.
48. Каковы основные типы управленческих решений? Охарактеризуйте основные требования к эффективному решению.
49. Охарактеризуйте содержание основных этапов разработки управленческих решений. Как определяется очередность принятия решений?
50. Дайте оценку основным стилям принятия управленческих решений. Охарактеризуйте основные типы руководителей, различающихся стилем принятия решений.
51. Что такое стресс? Каковы его сущность, проявления и этапы развития?
52. Каковы основные приемы предотвращения тяжелых последствий стрессовых ситуаций?
53. Что такое организационная культура?
54. Каковы методы и приемы становления и развития организационной культуры?
55. Психологическое сопровождение изменения организационной культуры.
IV Глоссарий.
Автократия— единовластие, единоначалие, форма правления с неограниченным полновластием одного человека.
Авторитарность — характеристика личности, отражающая ее стремление подчинить своему влиянию партнеров по взаимной деятельности, общению. Связана с такими чертами личности, как завышенная самооценка, агрессивность.
Авторитет— влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. п.
Акцентуация характера — преувеличенное, гипертрофированное развитие одной или нескольких черт характера в ущерб другим, что затрудняет общение человека с другими людьми.
Анкета — вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются исследователем в зависимости от поставленных им целей.
Апатия - состояние индивида, для которого характерны эмоциональная пассивность, безразличие, равнодушие к окружающему.
Вербальная коммуникация, выражающаяся в знаках, словах.
Внушение — различные способы (вербальные и невербальные) целенаправленного воздействия на человека с целью создания у него определенного психического состояния и побуждения к определенным действиям.
Воображение— процесс психического создания образа предмета или ситуации путем активной перестройки уже имеющихся представлений и образов.
Восприятиепроцесс создания субъективного образа предмета, явления. Выражает отношение человека к этому предмету, явлению.
Группа— два и более индивида, объединенных общей деятельностью таким образом, что каждый из них влияет на другого или других.
Групповое поведение— совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.
Декомпозиция проблемы — разложение проблемы на части, сведение сложной задачи к нескольким более простым. Неявное предположение, лежащее в основе этого приема, заключается в том, что совокупность решений отдельных элементов проблемы представляет собой приемлемое решение общей проблемы.
Демократия— власть народа, большинства. Форма правления, при которой признается право народа участвовать в решении государственных дел и обладать широким кругом гражданских прав и свобод.
Дискриминация групповая — установление различий между собственной и другой группами, причем обычно качества своей группы оцениваются позитивно, а характеристики другой группы — негативно.
Заражение— психологическое явление передачи эмоционального состояния от одного человека к другому в процессе общения.
Знак— предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса (например, слова, математические формулы, дорожные указатели и т. д.).
Иллюзия контроля — психологический эффект, когда субъективная оценка вероятности случайного события зависит от уверенности человека в способность своими действиями повлиять на исход данного события. Другими словами, оценка субъектом вероятности того или иного события зависит от его веры в контролируемость этого события.
Имидж— сложившийся в массовом сознании стереотипный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем могут обладать политик, профессия, товар и др. Формирование имиджа может протекать стихийно или быть результатом целенаправленной работы.
Инновация— нововведение; создание и внедрение различного рода новшеств, которые приводят к значительным изменениям в социальной практике.
Интеграция— внутригрупповой процесс создания внутреннего единства, сплоченности.
Интуиция— это подсознательное знание, основанное на личном опыте.
Когнитивный диссонанс — конфликт, когда имеющимся у человека мнениям и представлениям противоречит полученная им новая информация.
Коллектив — общность людей, объединенных совместной деятельностью, имеющих общие цели, разделяющих одни и те же ценности и принимающих одни и те же нормы поведения. В отличие от диффузной группы характеризуется большей сплоченностью.
Команда — группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.
Коммуникация — процесс, в ходе которого человек, группа или организация передает какой-либо вид информации другому человеку, группе или организации.
Конфликт — трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
Конформизм— тенденция людей к изменению своего поведения в соответствии с требованиями других людей и групповых норм.
Коэффициент интеллекта— количественный показатель уровня умственных способностей, выводимый на основании специальных тестов. Нормальному умственному развитию соответствует К100, превышение этого показателя на 20 баллов и более расценивается как свидетельство одаренности человека.
Креативность— уровень творческой одаренности человека, его способности к творчеству, который является устойчивой характеристикой его личности.
Лидер — член группы, за которым остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Есть лидеры формальные и неформальные.
Лидерство — это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными задачами.
Личностная теория лидерства (теория великих людей) — теория, согласно которой успешные лидеры обладают особыми чертами характера, отличающими их от окружающих. Предполагается, что все лидеры обладают этими чертами независимо от того, когда и где они жили и какую роль сыграли в истории. Данная теория не была подтверждена проведенными экспериментами и исследованиями.
Личность — индивид в совокупности его социально значимых качеств и черт, выраженных в неповторимых особенностях его сознания и деятельности.
Маскировка темперамента — способность человека сознательно «блокировать» те или иные черты темперамента, замещая их приобретенными привычками и навыками поведения.
Меланхолик — человек с меланхолическим типом темперамента:
легко ранимый, способный глубоко и искренне переживать даже незначительные неудачи, но внутри себя, не показывая этого внешне.
«Метод обратного хода» — прием, применяемый при решении некоторых проблем: иногда ответ проще отыскать, двигаясь в обратном направлении, т. е. от желаемого финала к началу, поскольку число возможных альтернатив на заключительных этапах значительно меньше, чем на начальных. Продвигаясь в обратном направлении, люди, принимающие решения, на каждом очередном этапе сначала определяют, что они хотят получить, а затем пытаются найти способы добиться желаемого.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.
Мотив-цель — мотив осознаваемый.
Мотивация лидерства — желание лидеров влиять на других людей. Выделяют две формы такой мотивации: личностную и социальную. Личностная мотивация заставляет лидеров завоевывать власть как самоцель, при социальной же мотивации лидерства власть рассматривается как средство достижения желаемых целей.
Настроение — относительно устойчивое психическое состояние, для которого характерен определенный эмоциональный фон, влияющий на поведение человека.
Национальная культура — совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых представителями той или иной национальности.
Новизны эффект — явление, когда последняя, более новая информация о человеке и его поведении оказывается субъективно более важной, чем предшествовавшая ей.
Нонконформизм— антоним конформизма; стремление во что бы ни стало поступать наперекор мнению большинства, выделяться из массы.
Нормы групповые — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей и регулирующей поведение ее членов группой, характер их взаимоотношений и взаимодействия.
Ограниченность сознания— характеристика сознания, согласно которой одновременно может быть осознаваемо лишь небольшое ограниченное число самостоятельных предметов мысли. Исследования показали, что сознание среднестатистического человека может одновременно вместить от 6до 40 содержаний.
Организационная культура— система разделяемых членами организации материальных и духовных ценностей, идей, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обусловливающих своеобразие компании и отражающих ее восприятие себя и окружающей среды.
Память— процессы запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Позволяют повторное использование этого опыта в деятельности или возвращение его в сферу сознания.
Паника — групповая реакция страха перед лицом реальной или воображаемой опасности.
Парадигма— совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанных на данном этапе развития науки.
Партисипативныйстиль управления — управление, при котором исполнители привлекаются к выработке решений и планов организации, поиску путей их реализации.
Патология— отклонение от нормы.
Плацебо-эффект— изменение в физиологическом или психическом состоянии человека после приема плацебо, т. е. нейтрального, не содержащего никаких активных компонентов вещества.
Поведение— совокупность действий, внешних проявлений жизнедеятельности животных и человека.
Подражание — воспроизведение одним человеком действий, привычек, поведения другого человека. Является одной из форм влияния группы на индивида и выступает механизмом конформистского поведения.
Посредничество— форма вмешательства в конфликты и спорные ситуации третьей стороны (посредник), при которой она не имеет достаточного авторитета и власти, чтобы диктовать условия соглашения.
Привычка — регулярно повторяющийся приобретенный вид поведения, не требующий размышления и осмысления.
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психоанализ— часть психотерапии, метод исследования психики человека, разработанный З. Фрейдом. Фрейд пришел к идее иерархичности психики человека, выделения в ней сознательных (присутствующих в нашем сознании и воспринимаемых нами) и бессознательных (вытесненных как недопустимых) психических актов.
Психология— наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психология возрастная — область психологии, которая исследует развитие психики в процессе становления личности, закономерности переходов от одного периода психического развития к другому в зависимости от смены возрастов и типов ведущей деятельности.
Психология культуры — область психологии, объясняющая различные стороны человеческой культуры (искусства, языка и др.) с психологической точки зрения.
Психология религии — отрасль психологии, изучающая процессы, связанные с религиозными чувствами и переживаниями, спецификой психики верующих и основателей религий.
Психологиясоциальная — научная дисциплина, исследующая закономерности поведения людей, включенных в социальные группы и специфические психологические характеристики самих этих групп.
Психология труда — область психологии, предметом которой являются закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда.
Психология управления — междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Психотерапия - лечение больного средствами психического воздействия (обстановкой, словами, поступками).
Ригидность— негибкость, неподатливость.
Рингельмана эффект — явление падения продуктивности отдельного человека в условиях коллективной работы, описанное в 1927 г. Рингельманом. Суммирование индивидуальных усилий участников эксперимента давало больший результат, чем их совместная работа в связи с тем, что каждый испытуемый переставал ощущать свою исключительную ответственность за конечный успех и перекладывал долю ответственности на других.
Роль — устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в групповых отношениях. Человек является носителем различных социальных ролей одновременно.
Ролевая структура группы — совокупность связей и отношений между ее членами, характеризующаяся распределением групповых ролей между людьми.
Ролевой конфликт — воздействие противоположных ролевых ожиданий на индивида.
Самонаблюдение— метод самопознания, при котором объектом наблюдения становятся состояния и действия самого наблюдающего человека.
Сангвиник — человек с сангвиническим типом темперамента: уравновешенный, живой, быстро реагирующий на изменения окружающей среды, относительно легко переживающий неудачи.
Слухи— специфический вид межличностной неформальной коммуникации, в результате которой реальные и вымышленные события становятся достоянием широкой аудитории.
Солидарность — чувство взаимопринадлежности и его практическое осуществление в поведении.
Сомнение— состояние неуверенности, нерешительности, колебание в том, что считать правильным.
Социализация — процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта (знаний, умений, норм, ценностей) и отношений того общества, в котором он живет. Благодаря социализации люди научаются жить совместно и взаимодействовать друг с другом.
Сплоченность группы— уровень психологической общности, характеризующийся устойчивостью межличностных взаимоотношений и взаимодействия и определяющий эмоциональную привлекательность группы для ее членов.
Способности — индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями для успешной деятельности. Статус— социально определенное положение или ранг, придаваемый индивиду или группе обществом.
Стереотип— схематизированный, упрощенный образ какого-либо явления, фиксирующий в себе лишь некоторые его черты.
Субъективная рациональность — рациональность, ограниченная рамками мышления только одного человека. Концепция субъективной рациональности в управленческой психологии говорит, что два человека могут использовать логику для принятия решения по одной и той же ситуации и прийти к различным выводам.
Талант — высшая степень развития способностей личности в определенной сфере деятельности.
Темперамент — индивидуальные особенности человека, характеризующие скорость и ритм протекания его психических процессов, степень устойчивости его чувств. Обычно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Тестирование — один из методов психологического исследования, основанный на систематическом применении тестов для количественного измерения показателей способностей, а также для прогноза поведения. Обычно выделяют три основных категории тестов: для измерения показателей способностей, интеллекта и достижений.
Установка — психологическая предрасположенность индивида к определенному поведению, которая побуждает его определенным образом ориентировать свою деятельность.
Фасилитация, фацилитация— взаимовлияние людей, повышающее их активность; явление, когда присутствие других людей способствует росту продуктивности деятельности человека.
Феномен «валентности» (эффект Ф. Ирвина) — психологическая закономерность, указывающая на то, что субъективная оценка вероятности случайного события зависит от его «валентности», т. е. положительной или отрицательной оценки человеком исхода этого события. Исследования показывают, что люди завышают вероятность событий с положительными исходами и занижают вероятности событий с отрицательными исходами. Другими словами, приятные и желательные события кажутся людям более вероятными, чем неприятные и нежелательные.
Флегматик — человек с флегматическим типом темперамента:
инертный, медлительный, невозмутимый, его настроение более или менее постоянно, он предпочитает не демонстрировать окружающим свои душевные состояния.
Характер— индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которое определяет типичный для него способ поведения в тех или иных условиях и его отношение к действительности.
Харизма— наделённость человека (харизматического лидера) особыми, исключительными качествами в глазах его приверженцев.
Холерик— человек порывистый, страстный, неуравновешенный, склонный к эмоциональным переживаниям происходящего и резким сменам настроения.
Ценности— положительная или отрицательная значимость для личности предметов или явлений социальной действительности. Групповые ценности складываются в процессе совместной деятельности и определяют отношение членов группы к различным социальным событиям.
Эвристика — искусство изобретения, правило, описывающее путь к новому решению.
Эйфория— эмоциональное состояние беспричинной беспечности и радости, снижение критической способности.
Эксперимент — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще и психологии в частности. Отличается от наблюдения тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство ученого.
Экспрессия— выразительность, сила проявления чувств, переживаний.
Экстраверсия и интроверсия — характеристика индивидуальных психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного внутреннего мира. Понятия введены К. Юнгом для обозначения противоположных типов личности.
Эмпатия— эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, способность сопереживать, сочувствовать.
Эффект инерционный — явление завышенной оценки людьми значимости той альтернативы или идеи, которая первой пришла им в голову при решении проблемы. В результате во многих случаях они не утруждают себя поиском других вариантов решения. Если же для решения проблемы генерируются новые идеи, то они оцениваются с точки зрения достоинств первой альтернативы. Такая оценка носит предвзятый характер, что зачастую служит причиной отказа от этих идей.
Эффект наглядности — явление, когда люди, принимая решения, в большей степени находятся под влиянием яркой и конкретной информации, нежели бледной и абстрактной. Красочное и живое описание маловероятных и неправдоподобных событий производит большее впечатление, чем сухое описание достоверных событий. События, связанные с наглядной информацией, оцениваются как более вероятные. Сила яркой информации широко используется рекламными агентствами, политиками, юристами, предпринимателями, которые стремятся повлиять на решения других людей.
Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие всех его поступков и качеств.
Эффект первого впечатления — выражается в том, что часто при оценке какого-то человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению о нем.
Эффект реактивного сопротивления — социально-психологическое явление, состоящее в том, что любое внешнее давление, которое выражается в ограничении свободы действий или выбора, порождает сильную ответную реакцию со стороны человека.
Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи и хранения информации от поколения к поколению.
V Литература
Основная литература
1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология – М., 2008.
2. Машков В. А. Психология управления. М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002.
3. Островский Э. В. Психология управления. М.: ИНФРА – М; 2008.
Дополнительная литература
1. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2003.
2. Психология менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004.
3. Розанова В. А. Психология управления. М.: Управление персоналом, 2003.
4. Танаев В., Карнаух И. Практическая психология управления. М.: Аст-Пресс; Книга, 2003.
5.Трайнев В. А. Психологические аспекты менеджмента. М.:
Сфера, 2003.
6. Чередниченко ИЛ, Тельных Н. В. Психология управления. М.: Феникс, 2004.