Интолерантность в межкультурной коммуникации.
Противоположность - интолерантность, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. Проявляется в широком диапазоне форм поведения — от невежливости, пренебрежительного отношения до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
26. Формы интолерантности.
Исследованию чувств враждебности, понятию, по сути своей, противоположному толерантности, посвящены работы О. Д. Шемякиной. В частности, ею выделены в качестве эмоциональных сущностных характеристик враждебности – гнев, отвращение и презрение [7, c. 105]. Если рассматривать практику интолерантности, то она проявляется в широком диапазоне форм поведения – от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Нельзя не согласиться с А. Л. Садохиным, который выделяет следующие формы проявления интолерантности:
– оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
– негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
– этноцентризм;
– дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
– расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
– ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобий;
– осквернение религиозных и культурных памятников;
– изгнание, сегрегация, репрессии;
– религиозное преследование [3, c. 242].
В современной жизни эти формы интолерантности порождаются самыми разными причинами, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Любая культура для своего сохранения и выживания должна обучать своих носителей собственным ценностям и нормам и воспитывать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизводя свои традиционные культурные отличия. В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности формирование толерантности многопланово и приобретает чаще всего характер поликультурного образования, основные цели которого можно сформулировать следующим образом:
– глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;
– формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;
– создание условий для интеграции в культуры других народов;
– формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
– воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Считаем, что основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей может служить принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, несводимые друг к другу культуры, формы деятельностиценностные ориентации и формы поведения. Данное значение диалога, на наш взгляд, обусловлено тем, что:
– диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть и смысл передаваемой информации;
– диалог придает реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой;
– диалог становится постоянно действующей основой в развитии взаимодействии культур.
Подчеркнем еще раз, что принцип диалога, распространяемый в сферу межкультурной коммуникации, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Здесь основным содержанием является формирование терпимого отношения к людям, различающимся по этническому, религиозному и иным признакам. Таким образом, исходя из приведенных выше определений толерантности и заключенных в них характеристиках, можно сделать вывод о необходимости формирования толерантности как качества личности в интересах успешного ведения культурного диалога, межкультурного сотрудничества и в целях предотвращения межкультурных конфликтов.