Для зниження агресії
Рекомендовані ігри, вправи:
«Подушечные бои» (для детей с 5 лет)
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...»
Замечание: Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.
«Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
«Детский футбол» (для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Замечание: Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«Падающая башня» (для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом запрыгнуть на нее, издавал победные крики, типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив ее стены.
Замечание:
Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.
«По кочкам» (для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.
Замечание: Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
«Уходи, злость, уходи!» (для детей с 4 лет)
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «У ходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
Предостережение: Следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.
«Брыкание» (для детей с 6 лет)
Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит: «Нет!» Упражнение длится 2—3 минуты, затем пары меняются ролями.
Предостережение:
«Нападающий» давит только руками, а не телом.
Защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.
«Два барана» (для детей с 5 лет)
«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Замечание: Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Курицы и петух»
На скамейке-«насесте» тесно стоят «курицы», крепко уцепившись ступнями. «Петух», заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг «насеста». Неожиданно он толкает одну из «куриц». Та должна удержаться на «насесте», не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине курицы упали, становится петухом.
«Штурм крепости» (для детей с 5 лет)
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т.д. – все собирается в одну большую кучу). У играющих есть мяч – «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
«Тигр на охоте» (для детей с 5 лет)
Взрослый – тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5 – 6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!» Тигрята делают все это с ним одновременно.
«Жужа» (для детей с 6 лет)
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Замечание: Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.
«Переезд» (для детей с 5 лет)
Осмотрите помещение, где вы занимаетесь. А теперь представьте, что здесь можно изменить. Передвиньте стулья, столы – все, что под силу, поменяйте вестами книги, игрушки, посуду, измените все, что можно изменить. Сделайте так, чтобы комнату было не узнать. Посидите, посмотрите, как вам больше нравится. Если было лучше, потрудитесь и верните все на свои места.
«Час тишины и час "можно"» (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д.
Замечание: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.
Замечание: Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.
«Нет! Да!» (для детей с 5 лет)
Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат «Нет!», « Нет!».
По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.
Рекомендовані казки, вірші, оповідання:
1)Давным-давно, в одной недалекой деревне, жил-был мальчик по имени Егорка. Был он очень грубый и временами даже жестокий. Плакали все от него — мальчики, девочки и даже некоторые взрослые люди. Не проходило и дня, чтобы Егорка кому-нибудь не нагрубил самым прескверным образом. Многие из взрослых пытались исправить негодного мальчишку, используя такие обыкновенные средства как розги, оплеухи, крапива и так далее, но это не помогало.
Нередко какой-нибудь воспитатель из народа, отшлепав Егорку за грубость, слышал из его уст еще более скверные слова, чем те, которые были произнесены до строгого наказания. Мальчика били, ставили в угол, лишали сладкого, и все напрасно, он все также обзывался и дерзил. Пробовали с ним и по-хорошему, но пацифистам в воспитании доставалось вдвойне от малолетнего хама. Иногда попросит отец Егорку сходить за водой, а тот пнет своей ножкой ведро и говорит: «Сам иди, козлиная борода!» Скажет так и убегает, чтобы наказания родительского избежать.
Сначала отец учил своего отпрыска палкой, когда ухитрялся поймать, потом, по наставлению одной соседской бабушки, пробовал вразумить добрым словом, но в обоих случаях результат был всегда один — грубость.
В сельской школе Егорку постоянно колотили сверстники, так как, нагрубив с утра пораньше родному батюшке, он не останавливался и оскорблял всех тех, кто его окружал в классе. Учителям тоже удавалось получить от мальчишки «ушат словесных помоев на свою умную голову», стоило им только вмешаться в драку или вызвать грубияна к доске.
Таким образом, Егорка, будучи от природы мальчонкой не глупым, получал двойки и единицы не только по поведению, но и по предмету. За грубое поведение прозвали люди мальчишку Гусем, потому что когда он бранился, то говорил, шипя (по-видимому, из-за выбитых зубов), вытягивая свою на редкость длинную, покрытую веснушками шею.
Егорку дразнили гусем, он злился, оскорбляя гадкими словами не только своих обидчиков, но и их родных, за что, в итоге и сыпались на него нещадные тумаки. Пару раз так чуть не прибили маленького хама.
Но однажды приключилась с нашим маленьким грубияном история, которая резко изменила всю его жизнь. Шел Егорка как-то раз домой из школы, в очередной раз побитый за гадкие слова в адрес одной миленькой, всеми горячо любимой девочки. Шел себе, шел, оглядывался по сторонам, плевался, ворчал что-то себе под нос и не заметил прямо перед собой слепую женщину, налетел на нее плечом, так что та чуть не упала на землю.
Егорка прошипел какое-то грязное и очень обидное ругательство и поспешил своей дорогой, как вдруг, ему вслед донесся голос женщины: «Остановись и извинись передо мной, грубый мальчишка!» Малолетний хам остановился, но не для извинений, а для того чтобы осыпать несчастную калеку самыми отборными бранными словами, которые он знал. Егорка почувствовал, что сейчас он может покуражиться и ничего ему за это не будет, ведь слепые далеко не мастера играть в догонялки.
Мальчишка приблизился к женщине, и только теперь ему удалось ее лучше рассмотреть. Слепая была довольно высокого роста, стройная, с царственной осанкой, русоволосая, с тонкими, красивыми правильными чертами лица, не совсем старая и не совсем молодая. Глаза женщины как будто бы были залиты хрусталем. Несмотря на красоту и манеру держаться, одета она была довольно бедно — в льняное платье и старый шерстяной плащ.
На какое-то время Егорка задумался: «А вдруг это какая-нибудь знатная дама из города? За оскорбление такой его, наверное, могут бросить в тюрьму? Хотя, даже если так! — Она же слепая и не видит его и, в случае чего, не сможет опознать, так что нельзя отказать себе в удовольствии совершенно безнаказанно поиздеваться над калекой.
Егорка вытянул свою шею и зашипел самыми мерзкими, обидными ругательствами в адрес странной женщины. Он оскорблял лично ее, смеялся над ее одеждой и увечьем. Разошелся не на шутку и вдруг заметил, что не может произносить нормально слова, человеческое в его голосе пропадало. Егорке стало страшно. Женщина, которая до последнего момента стояла перед ним молча, не подавая никаких признаков раздражения, вдруг улыбнулась и сказала: «Может, все-таки попросишь у меня прощения?» «Ни за что, ведьма пога…» — и Егорка, как будто подавившись своими словами, упал на колени, сраженный не видимой силой.
С ним что-то происходило, — шея, и без того очень длинная, невероятным образом вытянулась, вместо носа появился длинный клюв, руки превратились в крылья, ноги в коротенькие перепончатые лапки, тело же покрылось серыми перьями. Егорка еще издавал звуки похожие на человеческую речь, но все чаще просто по-гусиному шипел и «гакал». Ужас наполнял сердце мальчишки. Хотелось позвать на помощь, но, как назло, в этот час на сельской улочке никого не было. И не услышали бы его, а если бы услышали, так кроме отца никто спасать не стал, уж очень все не любили распоясавшегося малолетнего хама в деревне.
Из последних человеческих сил Егорка прохрипел, глядя на колдунью совсем маленькими гусиными глазками: «Кто ты такая?» «Я — твоя совесть!- ответила волшебница — «А гусиное обличье, тебе наказание за грубые слова и действия! Тебе придется стать очень вежливым, чтобы снова обрести прежний вид! А пока беги домой, птичка, а то съедят!»- И она, смеясь, исчезла, как будто не было ее вовсе на этой улице, в этой деревне, и на этом свете. Заплакал Егорка гусиными слезами и побежал вразвалочку домой. На пути хлопал крыльями, спотыкаясь коротенькими лапками о камни.
Все люди, кому он попадался на глаза, удивлялись — «Какой огромный гусь!» Прибежал Егорка домой, бросился к отцу, а тот не узнал сына и отпихнул ногой со словами: «Куда паршивый, в загоне твое место! Ишь, какой здоровый вырос! Пошел прочь!» И загнал прутом Егорку к остальным гусям. Те не приняли новичка, стали щипаться и шипеть, на новоприбывшего. Зачарованный мальчик пытался шипеть в ответ, но гуси шипели обидней. Заплакал Егорка над своей участью, на этот раз слезами человеческими. Увидел это отец, сжалился над птицей, выпустил заколдованного из загона, в дом отвел. Накормил объедками со стола. Егорка был такой голодный, что все съел. После попытался все рассказать отцу о своей беде, да не получилось.- Из клюва, вместо слов, вылетало только «Га». Егорку не понимали. Отец гладил огромного гуся и ждал сына. Не дождался, не дождался к вечеру, не дождался и на другой день. Отправился искать свое чадо по деревне, без толку.
Целую неделю обыватели могли видеть мечущегося по улицам всего в слезах старика, за которым бегал огромный гогочущий без умолку гусь. Все смеялись. А потом узнали о несчастье отца Егорки, стали жалеть старика. Многие, впрочем, про себя говорили: «Ну пропал малолетний хам! Туда и дорога! Прибил, небось, кто-нибудь и правильно сделал, а то бы вырос мальчишка в настоящего разбойника, наплакались бы с ним все по-настоящему!» С такими мыслями поискали, поискали мальчика, да перестали.
Отец Егорки после утраты единственного сына стал весь седой. Молчаливый и мрачный он занимался хозяйством и теперь редко появлялся на людях. Горевал по вечерам, — только гусь его жалел, гладил по голове своим серым крылом. Старик не гнал от себя странную птицу, а напротив нередко безутешно рыдал уткнувшись в перья. Выплачется дед, ему и полегчает. «Гусь старику сына заменил!»- качали головой деревенские жители.
Прошло несколько месяцев. Диковинные вещи стали свершаться в деревне.- Поутру каждый из жителей мог увидеть идущего за водой гуся. Держа в клюве ведро, огромная птица ковыляла к колодцу, ловко набирала там воды и спешила обратно, откуда и появлялась к дому отца пропавшего Егорки. Этот огромный гусь был очень вежливым. Пускай он не мог говорить, но это проявлялось в его поведении. Он никогда не шипел, не щипался, всегда ждал своей очереди у колодца, пропуская вперед себя женщин. Нередко и сам доносил им ведро до дома. На узких улицах уступал дорогу бабушкам и дедушкам.
Любили серого гуся дети, потому что он не щипался и охотно играл с ними, когда не помогал отцу Егорки по хозяйству. А последний был совсем плох. Разбитый тоской по сыну старик, казалось, сходил с ума. Стал болеть, все чаще лежал в недомогании. Гусь хлопотал у постели старика. Деревенские не могли надивиться чуду. Многие говорили — «Такого здоровенного гуся к столу бы хорошо, а рука не поднимается зарезать, ведь он как человек себя ведет, вежлив и сострадателен!» Так жили полусумасшедший старик и огромный вежливый серый гусь. Жили рядом отец и заколдованный сын. И один не узнавал другого. Изменившийся в лучшую сторону из-за такой гусиной жизни Егорка, очень расстраивался, видя горе отца, но ничего не мог поделать, ибо говорить по человечески не мог, хоть и стал по человечески вежливым. Егорка-гусь уже оставил надежду вновь обрести людское обличие.
Но однажды, случилось чудо необыкновенное. Дело было так. Шла в школу утром девочка (та самая которую когда-то сильно обидел пропавший ныне грубиян). Путь ее пролегал по старому мосту через реку. Строение это было очень хлипкое, но как-то не у кого из деревенских мастеров не доходили руки его починить. В деревенскую школу было две дороги — одна длинная, вдоль леса, и другая, короткая через этот самый мост, который «дышал на ладан». Так вот, девочка опаздывала на занятия и пошла коротким путем. В тот самый момент, когда она бежала по мосту, доски проломились, малышка упала в реку и стала тонуть. Девочка плакала, звала на помощь. На крик сбежались люди. Попытались спасти утопающую, но слишком высокие и крутые берега были у этой реки, — ни одна рука не могла дотянуться до руки девочки, которая держалась на воде из последних сил.
Люди уже совсем было отчаялись, как вдруг, будто из неоткуда, появился тот самый огромный серый гусь отца Егорки. Он просочился через толпящийся возле берега народ, подошел к самому краю реки и протянул утопающей девочке свою очень длинную, тонкую шею. Погибающий ребенок из последних сил ухватился за голову гуся, а тот в свою очередь, убедившись в том, что малышка держится крепко, рывком вытащил ее на берег. Девочка плакала, но была спасена. К ней подбежали счастливые родители и стали обнимать и целовать. Люди вздохнули с облегчением.
Однако спасителю было совсем нелегко, он повредил свою тонкую шею и теперь похоже умирал. Люди окружили лежащую на земле геройскую птицу и не знали чем помочь. Кто-то послал за врачом, лечившим домашних животных и прочую скотину. Но все понимали, что он не успеет, и вежливый гусь умрет до его прихода. Уж очень было плохо птице. Егорка умирал и чувствовал это. Ему не хотелось уходить, покидать отца, этих людей, родную деревню, но глаза заволокла красная пелена, и голоса односельчан слышались все дальше с каждым мгновеньем. Вдруг, весь мир исчез. Стало темно. Но ненадолго.
Внезапно темноту пронзил необычайно яркий свет, и в его лучах Егорка увидел ту самую женщину, с которой он столкнулся на дороге, перед тем, как превратился в гуся. На этот раз, волшебница была одета в темно-синее бархатное платье, украшенное причудливыми узорами, ее тонкие пальцы украшали дорогие перстни. Она улыбалась и уже не была слепой. Ее глаза были чистые и наполненные светлой добротой. «Умер, да?»- спросил у нее Егорка.- «Жалко, что весь ужас своего грубого поведения я осознал только тогда, когда перестал быть человеком! Исправиться получилось, но слишком поздно!» «Нет! Не поздно! Ты будешь жить, как человек!»- сказала женщина и опят улыбнулась. «Но я не попросил у тебя прощения!?»- воскликнул Егорка-гусь. «Ты изменился к лучшему и это главное!»- засмеялась волшебница и исчезла.
Он открыл глаза. На него все смотрели удивленными глазами. «Простите, что случилось?»- спросил мальчик, который только что был гусем. Люди так и ахнули — «Да это же Егорка, пропавший грубиян, только повзрослевший!» «Я снова говорю! Я больше не гусь!»- радовался мальчик.- «Простите, люди добрые, за все простите!»- молвив такие слова и раскланявшись в пояс по сторонам, Егорка побежал к больному отцу. Увидев вернувшегося, повзрослевшего, невредимого сына, старик безмерно обрадовался и сразу же выздоровел. «Егор, сынок, живой!- плакал от счастья отец. Сам мальчик тоже очень радовался. Он обнял старика и попросил у него прощения за все свои грубые слова. А потом поведал необычайную историю, которая научила его вежливости и обходительности, а главное — любви к человеку.
Рекомендовані мультфільми, фільми:
2)Видеоролик из сериала «Воронины» .
Связь с треугольником Карпмана «Спасатель-Жертва-Преследователь». Откуда берется агрессия?
Почему мы часто злимся, нападаем на близких нам людей , а потом сожалеем об этом. (обратная связь от родителей, что получилось, какие сложности возникли, обсуждение домашнего задания)
Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму… », – разводят руки мамы и папы.
Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, защищаться, конкурировать с другими людьми. Если родители строго запрещают ребенку проявлять необходимую агрессию (не бей, не отнимай игрушку, не кричи), то такое подавления агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды эта самая агрессия вырвется наружу с эффектом пружины, которая распрямилась.