Приемы формирования аттракции

ПРИЕМ "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"

Д.Карнеги: "Звучание собственного имени для слуха человека - самая приятная мелодия".

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА:

1.Имя, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.

2.Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это "обезличенное" обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личностью, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя, а имя - символ личности, то таким образом, вольно или невольно показывают внимание к данной личности.

3.Внимание к личности - это и утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что он - личность. И когда наша претензия не удовлетворяется, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы, конечно, это чувствуем.

4.Если человек получает подтверждение, что он - личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.

5.Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.

6.Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7.Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.

обращение к человеку по имени
внимание к данной личности
утверждение человека как личности
удовлетворение потребности утверждаться как личность
образование положительных эмоций
расположенность к источнику этих эмоций

Существует много способов запоминания имен. Некоторые из них:

Как только вы услышали имя, найдите повод, чтобы тотчас же произнести его вслух ("Очень приятно познакомиться, Викентий Никанорович").

Быстро переберите в памяти имена знакомых вам людей (это могут быть также и имена великих людей) для установления ассоциативных связей.

ПРИЕМ "ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЙ"

В народе говорят, что лицо - это "зеркало души". Внесем психологический корректив: лицо - это "зеркало отношения". Люди очень редко контролируют и регулируют "изображение" на своем "зеркале отношения". Улыбка - это пароль для друзей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА:

1.Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не своим врагам.

2.Если при общении с нами у человека, как правило, доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего это сигнал: "Я ваш друг".

3.Друг в прямом смысле этого слова - это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах, делах, или по С.И.Ожегову, "сторонник", "защитник".

4.Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Друг - это тот человек, который повышает защищенность, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.

5.Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции.

6.Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.

7.Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

добрая улыбка, приятное выражение лица
сигнал: "Я ваш друг"
друг обеспечивает защищенность
удовлетворение потребности в защищенности
образование положительных эмоций
расположенность к источнику положительных эмоций

Наказывая, отталкивать или привлекать?

1.Чтобы наказание "сработало", необходимо достичь принятия вашей позиции этой личностью.

2.Данная личность примет вашу позицию, если на вашем "зеркале отношения" прочитает, что в целом вы эту личность оцениваете положительно. Отсюда: осуждайте не личность, а поступок, совершенный ею.

3.Накеазывая не отталкивайте, а привлекайте к себе.

ПРИЕМ "ЗОЛОТЫЕ СЛОВА"

Комплименты - это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. В основе механизма действия комплиментов лежит психологический феномен внушения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА:

1.Человек слышит в свой адрес приятные слова, представляющие небольшое преувеличение каких-то его положительных качеств, т.е. комплимент.

2.Если комплимент сделан по всем правилам, то возникает эффект внушения.

3.Как следствие внушения - "заочное" удовлетворение потребности "выглядеть" в этом вопросе лучше.

4.Как следствие удовлетворения потребности – образование положительных эмоций.

5.Поскольку положительные эмоции вызваны вами, то это по общему механизму формирования аттракции обуславливает его расположенность к вам со всеми благоприятными последствиями при выполнении им ваших распоряжений.

"золотые слова" (комплимент)
эффект внушения
заочное удовлетворение потребности в совершенствовании
образование положительных эмоций
расположенность к источнику положительных эмоций

Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ «ЗОЛОТЫХ СЛОВ»

1."Один смысл". Комплимент должен отражать только положительные качества данного человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и положительным, и отрицательным.

2."Без гипербол". Отраженное в комплименте качество должно иметь только небольшое преувеличение.

3."Высокое мнение". Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне развития отраженных в комплименте качеств. Допустим, человек твердо знает, что уровень этого качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте.

4."Без претензий". Сотрудник вовсе не стремится к совершенствованию данного своего качества, более того, считает, что было бы плохо, если бы оно - это положительное качество - было выражено у него сильнее, чем есть.

5."Без дидактики". Комплимент должен констатировать, т.е. утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению.

ПРИЕМ "ТЕРПЕЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ"

"Быть внимательным к подчиненным!". "Терпеливо их выслушивать!". "Не перебивать собеседника, всегда дослушать до конца!"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА

Вначале - терпеливое и внимательное выслушивание подчиненного, обратившегося к вам с тем или иным вопросом. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самовыражении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций. А поскольку фактическим источником этих эмоций явились вы, то они будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникающей или усиливающейся аттракции.

терпеливое и внимательное выслушивание
удовлетворение потребности в самовыражении
образование положительных эмоций
расположенность к источнику положительных эмоций

Откажите, расположив к себе:

+ + ~ ~ ~ + + Динамика эмоционального состояния партнера при отказе в общении

ПРИЕМ "ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ"

Необходимо интересоваться личной жизнью своих подчиненных, их внеслужебными, их личными заботами и интересами.

ЭГО - СОСТОЯНИЯ

Для объяснения различного поведения одного и того же человека американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Понятия этой модели безоценочные.

Берн проводит различие между структурной и функциональной моделями. Структурная модель отображает внутреннее устройство психики, функциональная - способы действия, т.е. акцию и реакцию.

Состояние родители-я. Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители, находится в состоянии родители-я.

Состояние взрослые-я. Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты, находится в состоянии взрослые-я.

Состояние ребенок-я. Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится в состоянии ребенок-я.

Графически эти эго - состояния можно изобразить следующим образом:

Структурная модель

Родители-я

Состояние родители-я

Взрослые-я

Состояние взрослые-я

Ребенок-я

Состояние ребенок-я

Функциональная модель

Кр.родит.
К-з.родит

Критическое родители-я

Кормяще-заботливое родители-я

Взросл.

Взрослые-я

Приспосабливающееся ребенок-я

Бунтарское ребенок-я

Свободное ребенок-я

СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛИ-Я

Мы попадаем в состояние родители-я, если: думаем, говорим, действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители или другие люди, пользовавшиеся у нас авторитетом в детстве. Однако это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так воспринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хранится в нашей памяти.

Критическое состояние родители-я хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков. Кормяще-заботливое состояние родители-я

характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью.

Примеры поведения родители-я

Кормяще-заботливое родители-я. Мастер говорит ученику, который неумело приступает к выполнению нового задания: "Карл, действуй спокойно и у тебя все получится".

Критическое родители-я. Мастер рабочему (слишком критично): "Неужели вы всегда работаете так плохо?"

СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛЫЕ-Я

В состоянии взрослые-я в память заложены наш опыт и познания, т.е. то, что мы пережили. Это своеобразный банк данных.

Состояние взрослые-я полезно в следующих ситуациях: при решении проблем, в процессе дискуссий и конструктивной критики, когда одновременно показываются негативные и позитивные стороны, а также при преодолении трудностей в деловых отношениях.

Примеры поведения взрослые-я

Один из членов коллектива во время проведения производственного совещания: "Я вижу, что предстоит решить различные задачи. Как вы относитесь к тому, чтобы зафиксировать их и определить, кто за какую задачу возьмется?"

СОСТОЯНИЕ РЕБЕНОК-Я

Люди, пребывающие в состоянии ребенок-я, действуют, думают и чувствуют так, как это делали в детстве. Когда мы находимся в состоянии ребенок-я: то смеемся, издаем радостные возгласы, танцуем, поем, испытываем боль, печаль, страх, разочарование, ревность, ненависть, подозрение, зависть, тоску, счастье, воодушевление, любовь со всеми их оттенками.

В приспосабливающемся состоянии ребенок - я мы находимся тогда, когда повинуемся, заучиваем наизусть, чувствуем себя виноватыми, замыкаемся в себе, дуемся на кого-либо, опасаемся чего-нибудь. По существу это эго-состояние ориентировано на то, что, как нам кажется, ожидают от нас другие.

На бунтарское состояние ребенок-я также оказывают влияние требования или желания одних людей, которые не соответствуют желаниям других. В приспосабливающемся и бунтарском состоянии ребенок-я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но со знаком минус. Это объясняет, почему поначалу исполнительные и хорошо работающие сотрудники вдруг начинают делать все неправильно, у них ничего не получается.

В свободном состоянии ребенок-я мы видим естественного ребенка, без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает, смеется и плачет, бывает непосредственным, не заботится о праве и морали, не зависит от того, что хотят от него другие и т.д.

Примеры приспосабливающегося состояния ребенок-я

· Сотрудник начальнику, получая новое задание (умышленно покорный тон): "Само собой разумеется, весьма охотно".

· На светофоре загорается красный свет. Вы останавливаетесь.

Примеры бунтарского поведения ребенок-я

· Ученик ученику (бунтарский тон): "Мастер может делать со мной все, что угодно, но я не буду выполнять за него эту грязную работу!"

Примеры свободного поведения ребенок-я

  • Коллега коллеге: "Старик, а новенькая-то бабенка хоть куда!"

Наши рекомендации