Приемы формирования аттракции
ПРИЕМ "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"
Д.Карнеги: "Звучание собственного имени для слуха человека - самая приятная мелодия".
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА:
1.Имя, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
2.Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это "обезличенное" обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личностью, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя, а имя - символ личности, то таким образом, вольно или невольно показывают внимание к данной личности.
3.Внимание к личности - это и утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что он - личность. И когда наша претензия не удовлетворяется, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы, конечно, это чувствуем.
4.Если человек получает подтверждение, что он - личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.
5.Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.
6.Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.
7.Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.
обращение к человеку по имени |
внимание к данной личности |
утверждение человека как личности |
удовлетворение потребности утверждаться как личность |
образование положительных эмоций |
расположенность к источнику этих эмоций |
Существует много способов запоминания имен. Некоторые из них:
Как только вы услышали имя, найдите повод, чтобы тотчас же произнести его вслух ("Очень приятно познакомиться, Викентий Никанорович").
Быстро переберите в памяти имена знакомых вам людей (это могут быть также и имена великих людей) для установления ассоциативных связей.
ПРИЕМ "ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЙ"
В народе говорят, что лицо - это "зеркало души". Внесем психологический корректив: лицо - это "зеркало отношения". Люди очень редко контролируют и регулируют "изображение" на своем "зеркале отношения". Улыбка - это пароль для друзей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА:
1.Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не своим врагам.
2.Если при общении с нами у человека, как правило, доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего это сигнал: "Я ваш друг".
3.Друг в прямом смысле этого слова - это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах, делах, или по С.И.Ожегову, "сторонник", "защитник".
4.Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Друг - это тот человек, который повышает защищенность, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.
5.Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции.
6.Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.
7.Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.
добрая улыбка, приятное выражение лица |
сигнал: "Я ваш друг" |
друг обеспечивает защищенность |
удовлетворение потребности в защищенности |
образование положительных эмоций |
расположенность к источнику положительных эмоций |
Наказывая, отталкивать или привлекать?
1.Чтобы наказание "сработало", необходимо достичь принятия вашей позиции этой личностью.
2.Данная личность примет вашу позицию, если на вашем "зеркале отношения" прочитает, что в целом вы эту личность оцениваете положительно. Отсюда: осуждайте не личность, а поступок, совершенный ею.
3.Накеазывая не отталкивайте, а привлекайте к себе.
ПРИЕМ "ЗОЛОТЫЕ СЛОВА"
Комплименты - это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. В основе механизма действия комплиментов лежит психологический феномен внушения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА:
1.Человек слышит в свой адрес приятные слова, представляющие небольшое преувеличение каких-то его положительных качеств, т.е. комплимент.
2.Если комплимент сделан по всем правилам, то возникает эффект внушения.
3.Как следствие внушения - "заочное" удовлетворение потребности "выглядеть" в этом вопросе лучше.
4.Как следствие удовлетворения потребности – образование положительных эмоций.
5.Поскольку положительные эмоции вызваны вами, то это по общему механизму формирования аттракции обуславливает его расположенность к вам со всеми благоприятными последствиями при выполнении им ваших распоряжений.
"золотые слова" (комплимент) |
эффект внушения |
заочное удовлетворение потребности в совершенствовании |
образование положительных эмоций |
расположенность к источнику положительных эмоций |
Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.
ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ «ЗОЛОТЫХ СЛОВ»
1."Один смысл". Комплимент должен отражать только положительные качества данного человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и положительным, и отрицательным.
2."Без гипербол". Отраженное в комплименте качество должно иметь только небольшое преувеличение.
3."Высокое мнение". Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне развития отраженных в комплименте качеств. Допустим, человек твердо знает, что уровень этого качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте.
4."Без претензий". Сотрудник вовсе не стремится к совершенствованию данного своего качества, более того, считает, что было бы плохо, если бы оно - это положительное качество - было выражено у него сильнее, чем есть.
5."Без дидактики". Комплимент должен констатировать, т.е. утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению.
ПРИЕМ "ТЕРПЕЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ"
"Быть внимательным к подчиненным!". "Терпеливо их выслушивать!". "Не перебивать собеседника, всегда дослушать до конца!"
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА
Вначале - терпеливое и внимательное выслушивание подчиненного, обратившегося к вам с тем или иным вопросом. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самовыражении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций. А поскольку фактическим источником этих эмоций явились вы, то они будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникающей или усиливающейся аттракции.
терпеливое и внимательное выслушивание |
удовлетворение потребности в самовыражении |
образование положительных эмоций |
расположенность к источнику положительных эмоций |
Откажите, расположив к себе:
+ + ~ ~ ~ + + Динамика эмоционального состояния партнера при отказе в общении
ПРИЕМ "ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ"
Необходимо интересоваться личной жизнью своих подчиненных, их внеслужебными, их личными заботами и интересами.
ЭГО - СОСТОЯНИЯ
Для объяснения различного поведения одного и того же человека американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Понятия этой модели безоценочные.
Берн проводит различие между структурной и функциональной моделями. Структурная модель отображает внутреннее устройство психики, функциональная - способы действия, т.е. акцию и реакцию.
Состояние родители-я. Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители, находится в состоянии родители-я.
Состояние взрослые-я. Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты, находится в состоянии взрослые-я.
Состояние ребенок-я. Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится в состоянии ребенок-я.
Графически эти эго - состояния можно изобразить следующим образом:
Структурная модель
|
Состояние родители-я
|
Состояние взрослые-я
|
Состояние ребенок-я
Функциональная модель
|
|
Критическое родители-я
Кормяще-заботливое родители-я
|
Взрослые-я
Приспосабливающееся ребенок-я
Бунтарское ребенок-я
Свободное ребенок-я
СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛИ-Я
Мы попадаем в состояние родители-я, если: думаем, говорим, действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители или другие люди, пользовавшиеся у нас авторитетом в детстве. Однако это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так воспринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хранится в нашей памяти.
Критическое состояние родители-я хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков. Кормяще-заботливое состояние родители-я
характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью.
Примеры поведения родители-я
Кормяще-заботливое родители-я. Мастер говорит ученику, который неумело приступает к выполнению нового задания: "Карл, действуй спокойно и у тебя все получится".
Критическое родители-я. Мастер рабочему (слишком критично): "Неужели вы всегда работаете так плохо?"
СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛЫЕ-Я
В состоянии взрослые-я в память заложены наш опыт и познания, т.е. то, что мы пережили. Это своеобразный банк данных.
Состояние взрослые-я полезно в следующих ситуациях: при решении проблем, в процессе дискуссий и конструктивной критики, когда одновременно показываются негативные и позитивные стороны, а также при преодолении трудностей в деловых отношениях.
Примеры поведения взрослые-я
Один из членов коллектива во время проведения производственного совещания: "Я вижу, что предстоит решить различные задачи. Как вы относитесь к тому, чтобы зафиксировать их и определить, кто за какую задачу возьмется?"
СОСТОЯНИЕ РЕБЕНОК-Я
Люди, пребывающие в состоянии ребенок-я, действуют, думают и чувствуют так, как это делали в детстве. Когда мы находимся в состоянии ребенок-я: то смеемся, издаем радостные возгласы, танцуем, поем, испытываем боль, печаль, страх, разочарование, ревность, ненависть, подозрение, зависть, тоску, счастье, воодушевление, любовь со всеми их оттенками.
В приспосабливающемся состоянии ребенок - я мы находимся тогда, когда повинуемся, заучиваем наизусть, чувствуем себя виноватыми, замыкаемся в себе, дуемся на кого-либо, опасаемся чего-нибудь. По существу это эго-состояние ориентировано на то, что, как нам кажется, ожидают от нас другие.
На бунтарское состояние ребенок-я также оказывают влияние требования или желания одних людей, которые не соответствуют желаниям других. В приспосабливающемся и бунтарском состоянии ребенок-я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но со знаком минус. Это объясняет, почему поначалу исполнительные и хорошо работающие сотрудники вдруг начинают делать все неправильно, у них ничего не получается.
В свободном состоянии ребенок-я мы видим естественного ребенка, без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает, смеется и плачет, бывает непосредственным, не заботится о праве и морали, не зависит от того, что хотят от него другие и т.д.
Примеры приспосабливающегося состояния ребенок-я
· Сотрудник начальнику, получая новое задание (умышленно покорный тон): "Само собой разумеется, весьма охотно".
· На светофоре загорается красный свет. Вы останавливаетесь.
Примеры бунтарского поведения ребенок-я
· Ученик ученику (бунтарский тон): "Мастер может делать со мной все, что угодно, но я не буду выполнять за него эту грязную работу!"
Примеры свободного поведения ребенок-я
- Коллега коллеге: "Старик, а новенькая-то бабенка хоть куда!"