Основные психологически ориентированные модели школьного обучения

Несмотря на объективные трудности, с которыми сталкивалась российская школа, на протяжении всей ее истории не пре­кращались попытки разработать и внед­рить н практику образования психоло­гически ориентированные методические модели, построенные с учетом психологи­ческих механизмов умственного развития учащихся и связанные с созданием конкрет­ных инновационных технологий школьного преподавания. Перечислим основные из них.

«Свободная модель»,в которой в мак­симальной мере учитывается внутренняя инициатива ребенка. При оказании оп­ределенной помощи со стороны учителя ребенок тем не менее сам определяет ин­тенсивность и продолжительность своих учебных занятий, свободно планирует собст­венное время, самостоятельно выбирает средства обучения. Какая-либо жесткая система педагогических воздействий от­сутствует. Напротив, поощряется импро­визация и детей, и учителя относительно как содержания, так и способов обучения. Разновидности этой модели («свободный день», «свободный класс» и т. п.) объеди­няет неформальное отношение к процессу обучения; отсутствие классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся. Клю­чевой психологический элемент — «сво­бода индивидуального выбора» (см. [Ода­ренные дети, 1992]).

«Диалогическая модель».Предполагает изменение содержания и формы школь­ного образования в направлении освоения детьми культурных основ человеческого познания. В центре внимания — целена­правленное развитие интеллекта учащихся, понимаемого в качестве «глубинно разви­того разума». На первый план выходит формирование диалогизма как основного определения человеческой мысли (в виде диалога культур; диалога идей за счет ос­воения тех «точек превращения», в ко­торых одна форма понимания переходит в другую (иную); диалога знания и незна­ния, поскольку знание в его высших фор­мах оказывается полным сомнения и про-

7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 671



блематичности; диалога в сознании уче­ника голосов поэта и теоретика и т.д.).

Признается непредсказуемость, само­бытность интеллектуального развития лич­ности, в том числе возможность для ребенка самостоятельного, «одинокого» учения (дома, за книгой). Создаются условия для индивидуального интеллек­туального творчества, в частности, поощ­ряется появление «монстров» в виде стран­ных на первый взгляд выдумок самих детей, которые являются личностными от­крытиями, часто независимыми от логи­ки учебного процесса. Вместо учебников в данной модели используются тексты как произведения соответствующей культуры. Отсутствует единая программа, не прак­тикуются обычные отметки. Ключевой психологический ачемент— «диалоги ч ность индивидуального сознания» (B.C. Библер, С.Ю. Курганов и др.) (см. [Школа диалога культур, I991J).

«Личностная модель»,основной задачей которой является общее развитие учаще­гося, в том числе развитие его познава­тельных, эмоционально-волевых, нравст­венных и эстетических возможностей. Организация учебного процесса подчиня­ется определенным взаимосвязанным принципам, таким, как обучение на вы­соком уровне трудности; ведущая роль тео­ретических знаний на начальном этапе обучения; быстрый темп изучения учебного материала; осознанный характер учения; одновременная работа по развитию слабых и сильных учащихся. Конечная цель лич­ностной модели — дать школьникам це­лостную картину мира на основе науки, литературы и искусства с учетом трех ос­новных линий общего психического раз­вития ребенка (наблюдения, мышления и практических действий). Особое внимание уделяется созданию на уроке атмосферы доверительного общения. Методика пре­подавания отвечает требованиям много­гранности (направленности на развитие разных сторон личности ученика), процес-суальности (последовательного усложне­ния усваиваемого знания), проблемности (опоры на коллизии) и вариантности (гиб­кости в использовании форм и способов обучения в зависимости от сложившейся на уроке ситуации). (Л.Н. Занков, М.В. Звере-

ва, И.И. Аргинская, Н.В.Нечаева и др.). Разновидностью этой модели явлется система обучения, основанная на лич-ностно-гуманном подходе к детям. В ка­честве ее отличительной особенности выступает подчеркнутое внимание к ин­дивидуальности каждого ребенка и направ­ленность на сотрудничество с детьми. Ключевой психологический элемент — «целостный личностный рост» (см. [Зан­ков, 1990, 1994; Амонашвили, 1993]).

«Обогащающая модель»,в рамках кото­рой интеллектуальное воспитание учащихся осуществляется за счет актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта ребенка. В качестве основного про­водится положение о том, что каждый ребенок «заполнен» собственным менталь­ным опытом и имеет определенный диа­пазон возможного наращивания своих интеллектуальных сил. Адресатом педаго­гических воздействий являются основные компоненты индивидуального ментального опыта (в том числе его когнитивные, метакогнитивные и интенциональные компоненты), становление которых осу­ществляется средствами специально сконст­руированных учебных текстов (учебных пособий по математике для учащихся 5— 9-х классов). Каждое учебное пособие выступает в качестве интеллектуального самоучителя, поскольку организация текста такова, что, во-первых, обеспечивается формирование базовых интеллектуальных механизмов, во-вторых, создаются условия для индивидуализации учения с учетом индивидуальных познавательных склоннос­тей детей с разным складом ума и, в-треть­их, инициируется мотивационная вклю­ченность ребенка за счет сюжетно-диало-говой конструкции текстового материала (Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная, Л.Н.Де­мидова и др.) (см. [Гельфман, Холодная, Демидова, 1993; Холодная, 19971).

Разновидностью обогащающей модели является система работы современного французского педагога А. де ля Гарандери, отмечающего значение индивидуальных способов («языков») интеллектуальной деятельности. В частности, успешное обу­чение предполагает развитие способности к взаимодействию двух типом ментальных образов: визуальных и слуховых. В рамках

Наши рекомендации