Автоматическими и контролируемым
Уровень мотивации людей -это ключевой показатель того, к какому мышлению они прибегнут в опред. ситуации: к автоматическому и контролируемому
Автоматическое – мышление, отличающееся несознательностью, непреднамеренностью и не требующее усилий.
Контролирующее –характеризуется осознанностью и требует усилий.
Одна из задач – проверка и дополнение автоматической обработки информации.
Атрибутирование как процесс объяснения причинности наблюдаемого.
Атрибуция (англ. attribution) — в социальной психологии — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного.
Основные теории атрибуции.
Теория С. Бема гласит, что люди не знают своих установок и выводят их из собственного поведения "Люди отчасти узнают о собственных установках, эмоциях и иных внутренних состояниях, делая выводы из наблюдений за внешними сторонами своего поведения и (или) за обстоятельствами, это поведение вызывающими. Таким образом, при слабой выраженности, неоднозначности или трудной интерпретируемости внутренних признаков, индивид в какой-то степени находится в том же положении, что и внешний наблюдатель, который в своих выводах о внутренних состояниях субъекта вынужден полагаться на те же внешние признаки"
«Теория корреспондентного выведения» Э. Джонса и К. Дэвиса помогает понять логический путь приписывания причин поведения другому человеку. Если рассмотреть случай ДТП, когда автомобилист сбивает пешехода, то при размышлении о причинах инцендента можно предположить следующую логику:
Ошибки атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции (атрибуций) — понятие в психологии, обозначающее характерную ошибку атрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).
Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего. Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что «вчера спать лег поздно».
Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он умный», причиной собственного успеха называют «я всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «мне повезло».
Причины фундаментальной ошибки атрибуции:
ложное согласие — представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном;
неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;
игнорирование информационной ценности неслучившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения;
большее доверие к фактам, чем к суждениям — это обусловлено механизмом «фигура — фон»;
лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.
27. Общая характеристика общения: понятие, структура, функции, средства, виды и формы.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (псих.словарь).
Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.
В методологическом плане категория общения является интегративной, объединяющей категории: образа, мотива, действия, личности. Эта категория является системообразующей в подходе ряда авторов. Она выделена как главная у Ломова: он рассматривал общение как процесс, результат и сущность становления развития личности и группы. Э.Эриксон положил принцип общения в основу возрастной периодизации и личностного развития человека, выделяя две линии развития человека в зависимости от того, как формируется его отношение и общение с др. людьми. Выготский отмечал в культурноисторической теории общение как социально обусловленный фактор, как средство развития человека, когда он попадает в зону ближайшего развития.
Виды общения:
1. Невербальное – без применения речи.
2. Вербальное – посредством знаковой системы речи.
Функции общения:
1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию.
2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Высшая форма – любовь и дружба.
Структура общения (3 аспекта):
1. Коммуникативная сторона – передача информации, обмен информацией участниками общения. Условие: владение участниками средствами общения.
2. Интерактивная сторона – взаимодействие, обмен не только информацией, но и их действиями. Влияние на поступки др. людей. Применение императива – степени требования предъявляемого другому лицу: категорический императив, пожелание, рекомендации, совет, инструктаж.
3. Перцептивная сторона – восприятие друг друга партнерами по общению и оценка возможности взаимопонимания. Поиск сходств систем ценностей.
Общение как обмен информацией (КО) предполагает:
1. КО предполагает рассмотрение особенностей коммуникативных барьеров возникающих при взаимодействии людей (язык, сленги, жаргоны, установки к субъекту коммуникации, ожидания в отношении к смысловой составляющей информации).
2. Отношение человека к процессу результату общения в информационном плане.
3. Выделение аксиальной коммуникации – это индивидуализированная, персонифицированная коммуникация (пол, возраст, ценностные ориентации, национальность).
4. Ретиальная коммуникация (сетевая) направленная на массовый коммуникативный процесс.
Леонтьев выделял личностноречевую и социальноречевую ориентацию по содержанию коммуникаций.
Виды взаимодействия:
1. Кооперация – взаимодействие построенное на объединении усилий, на учете индивидуальных сильных или слабых сторон субъекта общения.