Самоочевидный («банальный») уровень этической регуляции деятельности психолога.
Очевидный уровень можно обозначить такими правилами, как «не дерись с клиентом», «не плюй в клиента», «не убивай клиента», «не наноси ему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде или в нижнем белье» и т. п. Такого рода правила являются само собою разумеющимися, и их должен выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила являются даже «банальными»).
Традиционно выделяемые этические принципы в психологии
1. Не навреди! Применительно к практике профессионального консультирования этот принцип относится скорее к очевидному уровню, это как само собой разумеющееся. Было бы странно, если бы профконсультанты отчитывались за свою работу тем, скольким людям они «не навредили».
2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков. Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух.
3. Принимай человека таким, каков он есть! Этот принцип все-таки нуждается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя подходы К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как "безусловное позитивное принятие", следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».
4. Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. В условиях работы профконсультанта в школе все-таки приходится сообщать какие-то результаты своей работы (самого общего плана) администрации, которая также имеет право знать, что именно делает психолог-консультант со вверенными ему учащимися. Но категорически запрещается сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им хоть какой-либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут заявлять, что им «все равно, что о них будут рассказывать».
5. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументированно и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов (тем более если это учащиеся). Принцип профессиональной компетентности. Не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь.
6. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.
7. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.
8. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил», и тогда, когда клиент хочет сказать «какую-то глупость»...
9. Принцип добровольности участия в психологических процедурах.
10. Уважай себя как человека и как специалиста!
Проблема этического «имиджа» психолога-практика
Высшей степенью уважения клиенту и основой профессиональной этики психолога является создание такой ситуации, когда бы клиент сам (но с помощью психолога) решал свои проблемы. Здесь психолог мог бы постепенно заинтересовывать и ненавязчиво обучать клиента решению своих жизненно важных вопросов, да еще так, чтобы у клиента было ощущение, что в основном это он сам действует и сам принимает решения.
Но если клиент отказывается (или даже сопротивляется) думать самостоятельно, то перед самим психологом возникает сложный этический вопрос: какую позицию занимать в работе с таким «сопротивляющимся» клиентом? Реально возможны примерно следующие позиции: 1) идти на поводу у клиента (фактически это вариант неуважительного к нему отношения, так как психолог просто «не хочет с этим клиентом возиться»); 2) давление на клиента, когда психолог буквально заставляет его занимать позицию «субъекта» (такое давление также вряд ли назовешь этичным, так как получается «субъект из-под палки»); 3) активизация клиента, постепенное включение клиента в сам процесс совместных рассуждений через интересные, увлекательные консультативные процедуры.
Проблема имиджа психолога-консультанта тесно связана с проблемой «профессионального стереотипа». С одной стороны, такой стереотип помогает клиенту увидеть в данном психологе «настоящего консультанта» (или «настоящего психотерапевта»), ведь поначалу клиент пристально наблюдает за психологом, и он хочет увидеть в психологе то, что соответствует его ожиданиям, а не «замухрышку» какого-то. Таким образом, соответствие стандартным представлениям о «настоящем» психологе помогает самому психологу-практику быстрее установить с клиентом эмоционально-доверительный контакт и в каком-то смысле успокоить клиента. Но, с другой стороны, если постоянно оставаться в рамках данного профессионального стереотипа, то есть постоянно соответствовать ожиданиям клиента, то это будет сильно сковывать творчество и импровизацию психолога, а значит, не будет способствовать развитию консультационного взаимодействия с клиентом.
Психолог должен с какого-то момента постепенно отходить от данного профессионального стереотипа, становясь самим собой, реализуя индивидуальный стиль своей профессиональной деятельности, показывая тем самим и клиенту пример освобождения от ненужных условностей. Заметим, что и клиент часто поначалу реализует что-то похожее на стереотип — стереотип «настоящего, правильного клиента», ведь и он заботится о своем «имидже»...
3. Нравственный уровень регуляции деятельности психолога
Проблема профессиональной совести психолога
Смысл совести, или подлинной нравственности, заключается в том, что человек в сложной этической ситуации берет ответственность за свои поступки на самого себя. При этом если на уровне нормативно-правового регулирования ответственность во многом перекладывается на существующие законы (от человека требуется лишь правильно их исполнять), если на уровне моральной регуляции ответственность перекладывается на общественное мнение (и здесь от человека требуется действовать в соответствии с существующими нормами поведения), то на уровне нравственной регуляции человек обращается к своей совести и уже сам несет ответственность за свои действия.
В обществе существуют также определенные представления о совести, но главное в них — ответственность самого человека, когда он становится по-настоящему этическим субъектом. Страдание — это и есть основа совести, ведь со страдания, с чувства вины, со способности стыдиться и начинается подлинная личность.
Существуют реальные сложности в реализации нравственной позиции психолога: 1) коллеги, клиенты, студенты могут не понять и даже осудить такого психолога: ведь нравственная позиция — это определенный вызов примитивному общественному мнению, когда «большинство молчит», а кто-то «осмеливается» выступить против зла; 2) необязательность профессиональной совести, ведь никто не вправе формально требовать от психолога, чтобы он был нравственным; 3) невозможность и недопустимость формализации нравственно-воспитательной работы, что привело бы к неизбежному опошлению самой идеи профессиональной совести.
Проблема нравственного поступка в психолого-педагогической деятельности
Для рассмотрения этических проблем психологии проблема поступка все больше становится важным отправным пунктом не только анализа реального поведения психолога, но и формирование у него готовности к каким-то действиям при решении практических, исследовательских и других проблем. М. М. Бахтин выделяет следующие основные свойства поступка:
• нетехнологичность (аксиологичность) поступка, обреченность на непонимание большинства окружающих, когда исполнение, техническая сторона — второстепенная, главное — сам факт поступка).
• единственность поступка (по принципу «Это могу совершить только я и только в данное время»);
• ответственность за совершаемый поступок, то есть понимание того, что при самых благородных порывах души сами действия могут ухудшить ситуацию для других людей;
• событийность поступка, то есть его включенность в реальную жизнь, а не чисто умозрительные рассуждения о благородстве.
М. М. Бахтин выделяет три основных варианта совершения поступка:
• ценность настолько глобальна, что противоречие с другими ценностями исключено (например, жизнь ребенка);
• поступок основан на индивидуальной системе ценностей (например, «крестьянская мудрость» и «здравый смысл», позволяющие человеку вести себя достойно в сложных ситуациях);
• предполагается длительная внутренняя работа с ценностями, проведенная ранее или ведущаяся непрерывно. Именно «длящийся поступок» (по М. К. Мамардашвили) превращается в средство саморазвития личности, в том числе и личности самого психолога.
Тема. Требования к морально-этическим и личностным качествам психолога.
С целью выявления наиболее повторяющихся, социально желаемых качеств психолога было проведено исследование методом опроса слушателей факультета психологии. На основании личного опросника Р. Б. Кеттелла была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога.
В каких личностных характеристиках это выразилось:
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.
2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию и одобрению, любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, Легко формирует активные группы, тактичен, дипломатичен в общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, легко решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Совершенно оправдано в требованиях к личности психолога наиболее ярко выделены четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность, — причем выдержанные в гуманистическом духе. В ответах, каким не должен быть психолог, были представлены сочетание факторов, соответствующие незрелой и невротической личности. Кроме того, в характеристику вошли показатели отсутствия эмпатии, в частности, к детям, взрослым, посторонним. Личностные качества, несовместимы с работой психолога. Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность к гиперопеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности.
В основном можно условно выделить два типа психологов:
Интеллектуальный тип — к этому типу относятся рассудочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности. Социабельный тип — это люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями.
В процессе исследований была составлена психограмма профессии психолога. В нее были включены следующие личностные особенности и умения:
1. Внимание, стремление понять позицию других.
2. Дружелюбие, общительность.
3. Способность стать лидером.
4. Вежливость, общительность.
5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям.
6. Жизнерадостность.
7. Терпеливость, упорство.
8. Большое чувство ответственности.
9. Способность выполнять работу, полную разнообразия.
10. Энтузиазм в трудовой деятельности.
11. Тщательность деятельности.
12. Схватывание новых идей, самостоятельность суждений.
13. Аккуратность и последовательность в работе.
14. Способность к планированию своего будущего.
15. Способность к устным высказываниям.
16. Хорошая память.
17. Способность обучать других.
18. Умение заботиться о больных.
19. Умение заботится о посторонних.
Для профессионального самосовершенствования психологу необходима примерная модель, в которой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные знания (ПВК). В самом приближенном виде эту модель можно представить следующим образом. Психолог должен знать свои личностные особенности, способности, недостатки, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков. Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества. Психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества: интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность), социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важным представляется сочетание потребности в достижениях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости, жизнерадостности и оптимизма.
Важную роль в работе играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирования вариантов развития, психопрофилактика и психокоррекция.
Современные условия жизни требуют определенных морально-этических качеств от профессии психолога. Эти нормы давно приняты американской ассоциацией психологов и представлены в специальном уложении, который получил название «Этический кодекс практического психолога».Этический кодекс практического психолога. Это свод моральных правил, на которых строится деятельность и взаимодействие в той или иной сфере общения. В основе кодекса лежат нравственные нормы, выражающие категории добра. В своей работе психологу часто приходиться действовать чувствами и интуицией, воздерживаться от поспешных, незрелых решений. Источниками этого свода правил являются философия (этическая сторона проблемы), религия (нравственные принципы), культура (обычаи и традиции), идеология, политика. Эти две последних категории определяют интересы государства. Задача этического кодекса регламентировать с моральной точки зрения действия психолога в процессе его работы. Сам кодекс включает следующее:
1. Ответственность за свою профессиональную деятельность перед людьми.
2. Если интересы клиента противопоставлены интересам учреждения, родителей и других детей — выполнять функцию с максимальной беспристрастностью.
3. Работа психолога профнезависима и автономна, не может быть отменена администрацией и вышестоящими организациями.
4. Работа психолога отменяется лишь специальной комиссией, состоящей из психологов высшей квалификации, наделенных полномочиями.