Развлекательные выступления
Виды выступлений. Примеры, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления.
Публичные выступления можно разделить на следующие виды:
Информационные
Цель таких выступлений – донести до слушателя какие-то знания. Ваша информационная речь должна пробуждать любопытство в слушателях, а тема должна заинтересовать.
Протокольно-этикетные
Как правило, наибольшее внимание в таких речах не к словам, а к поведению выступающего, к его настроению. Юмор очень важен для таких выступлениях (тем не менее, постарайтесь избегать юмора на траурных церемониях).
Развлекательные
Основное требование – постарайтесь никого не обидеть. Перед тем как критиковать собравшихся, убедитесь в их должной интеллигентности – это поможет вам сохранить лицо.
Убеждающее
Искусство убеждения – цель большинства ораторов. В убеждающем выступлении вам нужно быть одновременно и ученым и политиком и священником.
Отдельно стоит выделить один из подвидов – продающие выступления.
Информационные выступления.
Цель таких выступлений – донести до слушателя какие-то знания.
Ваша информационная речь должна пробуждать любопытство в слушателях, а тема должна заинтересовать.
Простые техники описания, повествования, рассуждения – то, что нужно при таких выступлениях.
Лучше избегать спорных моментов, неясностей и актуализировать материал.
Информационные выступления часто используются в научной среде (Лекции, доклады, защита работ).
Если вы написали превосходный доклад – прочитайте его вслух несколько раз, даже без посторонней помощи вы заметите слабые стороны и будете намного уверенней перед настоящей аудиторией.
Ваша цель — обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Один из распространенных видов публичных выступлений — научный доклад — сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.
Протокольно-этикетные выступления
Как правило, наибольшее внимание в таких речах не к словам, а к поведению выступающего, к его настроению.
Юмор очень важен для таких выступлениях (тем не менее, постарайтесь избегать юмора на траурных церемониях).
Виды протокольно-этикетных выступлений
Речь при встрече официальных гостей.
Официальное поздравление юбиляра, официальный тост на банкете или юбилее в честь лица или события.
Приветственная речь на открытии мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски.
Речь с оценкой заслуг известного человека (например, писателя, ученого, основателя учреждения, научного направления и др.).
Вступительное слово при открытии мероприятия (встречи, собрания, конференции, съезда).
Приветственное слово в адрес собрания, съезда или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации или учреждения и др.
Приветственное слово старшего, руководителя в адрес младших, подчиненных (например, в связи с началом учебы, поступлением в вуз).
Заключительное слово при подведении итогов, закрытии мероприятия
(конференции, собрания, торжественного заседания).
Траурная речь.
Развлекательные выступления
Цель – развлечь, позабавить слушателей, дать им возможность улыбнуться, приятно провести время.
Развлекательная речь должна быть занимательной, приятной для слушателей на всем своем протяжении.
Основное требование – постарайтесь никого не обидеть. Перед тем как критиковать собравшихся, убедитесь в их должной интеллигентности – это поможет вам сохранить лицо.
Лучше если ваша речь будет короткой, чередуйте серьезные слова и юмор, приводите примеры из своего опыта с долей самоиронии.
Развлекательная речь обычно содержит преувеличения, в ней много сравнений и метафор.
Она должна произноситься гладко, без запинок и остановок, в импровизационном стиле.
Убеждающее выступление
Самое сложное выступление — когда нужно убедить аудиторию в чем-то.
В зависимости от аудитории вам нужно использовать логические или эмоциональные доводы.
Искусство убеждения – цель большинства ораторов.
В убеждающем выступлении вам нужно быть одновременно и ученым и политиком и священником.
Правила подготовки убеждающего выступления
1. Тема выступления – спорный вопрос, который актуален, который обсуждают в обществе и по которому в обществе есть разные точки зрения.
2. Необходимо использовать общие правила эффективной аргументации (обращение к жизненно важным фактам; демонстрация слушателям реальной пользы от ваших предложений или
информации; ссылка на авторитеты; опора на наглядность; юмор).
3. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).
4. Выступление должно затрагивать благородные эмоции (чувство справедливости, несправедливости, любви, патриотизма, ненависти).
5. Затрагивать вопрос истины (что правда, а что нет).
6. Необходимо словесно выразить и не менее трех раз повторить доказанный тезис.
Всякое публичное выступление должно быть направлено на решение конкретной задачи. Без такой задачи не может быть хорошего выступления. В целом всякое выступление нацелено на решение следующих общих задач:
• развитие познавательной деятельности людей,
• стимулирование положительных или критических установок слушателей на определенные дела,
• формирование познавательных и иных интересов, • формирование творческого стиля работы и жизни,
• формирование общественной и профессиональной активности,
• ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и т.д.
Главным признаком хорошего выступления, безусловно, является соответствующее содержание. Содержание, при этом, должно соответствовать ряду требований:
1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики (научность).
2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.
3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.
4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.
5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.
Существует, однако, необходимость остановиться на вопросе о более специальных требованиях, на требованиях, которые предъявляются к мастерству выступающего и ориентируют на постоянное совершенствование выступления. Каковы же критерии эффективности публичного выступления, которые тесно связаны с критериями в отношении содержания, но не сводятся к ним? К числу критериев ораторского мастерства можно отнести следующие:
1. Эрудированность, знание предметов смежных областей.
2. Убежденность выступающего.
3. Культура речи.
4. Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудиторией.
5. Умение так преподнести вопрос, что он становится собственной проблемой слушателей.
6. Умение аргументировать. Стройность и последовательность.
Умение применять наглядные и технические средства. Что касается эффективности публичного выступления, то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям:
1. Соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам.
2. Степень и характер активности слушателей во время выступления.
3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей. С целью повышения мастерства и эффективности своих выступлений, каждый должен не бояться, а скорее даже стремиться пройти через как можно большее число различных видов испытаний на качество выступления, таких, например, как:
• предварительное проговаривание всего выступления, или его отдельных мест, • внешнее рецензирование выступления, или его текста,
• прослушивание выступления коллегами с последующим обсуждением.
Аргументация– 1)искусство подбора веских подтверждений сказанному, искусство ведения дискуссии; 2)логическая операция, представляющая собой комбинирование суждений (умозаключений – элементов доказательства); 3)логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком.
Структура аргументации
Тезис – главное положение, которое подлежит обоснованию.
Аргументы – доводы (комплекс доводов), необходимые для обоснования тезиса.
Демонстрация (способ доказательства) – логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.
Виды аргументов
Логические аргументы – доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей.
Психологические аргументы – доводы, которые апеллируют к чувствам (обещания, угрозы), эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам (сопереживанию, отвержению и др.).
К сильным аргументам обычно относят:
1. научные аксиомы;
2. положения законов и официальных документов;
3. законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
4. заключения экспертов;
5. ссылки на признанные авторитеты;
6. цитаты из авторитетных источников;
7. показания очевидцев;
8. статистические данные (по известному, авторитетному источнику информации).
Значительную роль в публичной речи играют психологические доводы, помогая оратору добиться желаемого результата:
- довод от обещания;
- довод от сочувствия;
- довод от угрозы;
- довод от обсуждения;
- довод от сомнения;
- довод от осуждения;
- довод от недоверия;
- довод к чувству собственного достоинства и др.
Психологические доводы могут быть использованы в качестве уловок, к которым относятся:
- аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);
- аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);
- аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);
- аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);
- аргумент к верности (склоняют принять тезис апеллируя к верности, привязанности, почтению и т.п.).
Способы аргументации
Аргументация нисходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.
Аргументация восходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.
Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».
Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».
Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).
Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).
Способы изложения материала (исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический)
Способ изложения материала – методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.
Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности.
Например:
Первый свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.
Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы.