Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами строится в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Согласно данного документа в ходе проверок в службах судебных приставов прокуроры должны обращать особое внимание на соблюдение принципов:
-законности принимаемых решений;
-своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
-уважения чести и достоинства гражданина;
-неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
- соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В орбиту прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами вовлечены прокурорские работники нескольких структурных подразделений или отвечающие за различные отрасли надзора или участки деятельности прокуратуры. Дело в том, что в настоящее время на судебных приставов помимо собственно исполнительных действий возложена функция дознания по ряду уголовных дел. Кроме того, им предоставлено право составлять протоколы по некоторым составам административных правонарушений. Возникает у прокуроров также необходимость в контактах с судами общей юрисдикции и арбитражными судами, на основании решений которых выдаются исполнительные листы. В связи с этим возрастает роль взаимодействия между этими структурными подразделениями и прокурорскими работниками-предметниками в целях достижения большей слаженности действий, избежания дублирования в работе. За организацию этого взаимодействия отвечает соответствующий прокурор - руководитель прокуратуры.
Проверки исполнения законов судебными приставами в структурных подразделениях - Федеральной службе судебных приставов, в управлениях этой службы в субъектах РФ, в районных, межрайонных и им соответствующих подразделениях судебных приставов прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке. Это связано с вынесением значительного количества правовых актов (постановлений, актов и других), которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокурором незаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступление вредных последствий.
Очередность проведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно, исходя из состояния законности в деятельности судебных приставов, общего объема работы прокуратуры и ряда других факторов. В первую очередь и при наличии возможности незамедлительно должны проводиться проверки в связи со сведениями о нарушении законов судебными приставами.
Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии прокурором могут быть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых были ущемлены, официальных сообщений руководителей разного рода органов (предприятий, учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценной информацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы, территориальные органы юстиции, банковские учреждения.
В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.
В ходе данной деятельности проводятся прокурорские проверки. Перед началом проверкиобычно в соответствующем суде и территориальном органе Федеральной службы судебных приставов следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебных приставов. Необходимо также проанализировать жалобы, заявления, а также официальные письма руководителей разного рода органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет определить содержание (характер) предстоящей проверки, ее объем. В зависимости от характера сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами, каждая проверка носит индивидуальный характер.
В начале проверкитщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами. Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно-статистические документы и т.д.; различные постановления и акты.
Путем изучения перечисленных и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет:
-налажен ли в службе учет исполнительных документов, т.е. судебных актов и актов других органов, подлежащих принудительному исполнению;
-соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;
-своевременно ли (не позднее следующего дня) направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, постановление и т.д.);
-все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;
-принимаются ли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников;
-соблюдается ли установленный срок совершения исполнительных действий;
-соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;
-на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;
-регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.
Выше были перечислены лишь некоторые вопросы, выясняемые прокурором в ходе проверок.
Проверки прокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.
Заключение
В заключении лекции следует отметить, что прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.
Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
1) лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;
2) обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;
3) содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;
4) соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;
5) своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.
Надзор за исполнением законов судебными приставами в сравнении с другими направлениями деятельности прокурора является достаточно новым и находится на стадии становления и развития.
Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами связаны с обеспечением:
- законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;
- соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;
- соблюдения установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных peшений;
- соответствия законам решений судебных приставов;
- повышения эффективности их деятельности;
- надлежащего исполнения судебных решений.
Предмет надзора за исполнением законов судебными приставами составляет надзор за исполнением законов судебными приставами; соблюдением ими прав и свобод физических и юридических лиц; законностью решений, принимаемых судебными приставами.
Нормативные акты и литература по теме:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010// Российская газета, N 271, 01.12.2010.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»// Вед. СНД РФ и ВС РФ.-1992.-№ 8-ст.366.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 07.02.2011) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»//Ведомости СНД и ВС РФ.19.08.1993, N 33, ст. 1316.
Федеральный закон «О судебных приставах» от 27 июля 1997 г.№118-ФЗ (ред. от 27.07.2010)//СЗ РФ.– 1997.- № 30.-ст.3590.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»// «СЗ РФ.- 2011.- N 7.- ст. 900
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (с изм. от 07.02.2011) «Об исполнительном производстве»//СЗ РФ.–1997.-№30.-ст.3591.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011)// СЗ РФ.2001. N 52 (ч. I). ст. 4921.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011)//СЗ РФ. 13.01.1997. N 2. ст. 198.
Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» ( в ред. от 25.11.2003 )// Собрание законодательства РФ. 1996. №17. Ст.1958.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 30.01.2007 N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"
Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор: учебник / В. Г. Бессарабов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
Григорьев В.Н., Победкин А.В., Калинин В.Н. Прокурорский надзор.Учебник.М.Эксмо,2008.
Крюков, В. Ф. Прокурорский надзор: учеб.пособие / В. Ф. Крюков. – М.: Норма, 2010.
Прокурорский надзор: учебник / под ред. Ю. Е. Виноградова и др. – М.: Юрайт-Издат, 2011.
Поневежский В.А. Надзор за исполнением законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы//Законность. 2011. N 4.
Сухарев, А. Я. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник/А. Я. Сухарев. – М.: Норма, 2008.
Тихомиров Ю. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях.//Законность.-2008.-№7.
Уласень В. Устранение нарушений уголовно-исполнительного законодательства.//Законность. 2010. N 11.
Ястребов. В.В. Прокурорский надзор: учебник. М.Зерцало – М И КД.2011.