I. теоретические положения
ББК 88я 7
Д44
УДК 159.9(075)
Серия основана в 1996 году
Пособие для практических психологов
Рекомендовано Научно-методическим центром
учебной книги и средств обучения
Министерства образования Республики Беларусь
Д44
Детский апперцептивный тест: Children's Apperception Test CAT-A. Сост. Т.В.Сенько. - Минск: Карандашев, 1998. - 33 с, включая стимульныи материал на 10 с. - (Библиотека практического психолога).
Так кто есть кто, так кто был кем? - мы никогда не знаем. Кто был никем, тот станет всем, - задумайся о том! Быть может, тот облезлый кот - был раньше негодяем, А этот милый человек - был раньше добрым псом.
В.Высоцкий. Песенка о переселении душ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проективные методики - специфическая группа психодиагностических приемов клинической ментации. Однако это не значит, что они направлены на выявление тех или иных аномалий личности. ювной задачей данной группы методик является прогнозирование индивидуального стиля поведения, >реживаний и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление (осознанных сторон личности.
Первое сообщение о тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) появилось в 1935 году lorgan С, Murray Н). Авторы предлагали его как методику для экспериментального изучения антазии. В то время тест не имел общего теоретического и стандартизованного руководства по его вменению. Как метод исследования личности он стал рассматриваться несколько позже (Murray H., >38, 1943)
Детский апперцептивный тест (Children's Apperception Test, CAT) - проективная методика ледования личности ребенка. Методика имеет два варианта: в САТ-А (animal) стимульным «риалом являются изображения животных, а в САТ-Н (human) — изображения людей.
Тест был впервые опубликован Леопольдом и Соней Беллаками в 1949 году (Bellak L, Bellak S., 349). Экспериментируя с ТАТ, они установили, что он хорошо работает на взрослых, но оставляет П елать лучшего при обследовании детей. Идея создания методики CAT была выдвинута Э.Крисом при бсуждении проблем проекции в классическом варианте ТАТ Г Мюррея (Murray H., 1943). Э.Крис гверждал, что дети лучше идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Еще раньше З.Фрейд писывал данный факт в работе "Анализ фобии пятилетнего мальчика". Л. и С. Беллаки теоретически босновали, что животные, как объект идентификации, предпочитаются детьми в возрасте от 3-х до 0-ти лет.
В данном учебном пособии приводится методика CAT А применяемая в диагностической работе
!975 г. (Bellak L, !975). Цель ее состоит в том, чтобы, с одной стороны, подготовить материал для
:абораторных занятий по специальности "Практическая психология" и, с другой, вооружить этой
ютодикой практических психологов, работающих в системе образования. Стимульный материал для
' еста подготовлен профессиональным иллюстратором детских книг В.Ламонт, которая изобразила
5 гивотных в антропоморфном стиле, но такими, каковы они в действительности, т.е. в природе.
Методика имеет стимульный материал, состоящий из 10-ти стандартных черно-белых рисунков. В
ачестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаер
исполняют человеческие действия.
3 САТ-А может использоваться психологами в научных и практических целях для изучени
I ■ ■ чности ребенка, а именно, какие динамические факторы характеризуют его поведение в группе (в
I -'тском саду, школе или дома). В практической работе тест может быть использован как игровая
■дика, позволяющая после получения первоначальных ответов продолжить обследование в форме
С |
что облегчает интерпретацию результатов. Естественно, что окончательные выводы могуч
г"-гься только в совокупности со всеми имеющимися сведениями о ребенке и независимо от >,_. од о логической ориентации специалиста, проводившего обследование. Их надежность в рачительной степени определяется профессиональной компетентностью психолога и "столь же сильно ^висит от культуры исследователя и его социокультурной среды, как от его личности и опыта" (Годфруа Ж., 1992).
Методика валидна и может эффективно использоваться по отношению к детям обоего пола от грех до десяти лет.