Современное состояние социальной психологии
В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.
Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).
Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.
Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.
1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.
2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.
3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и РR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.
4. В Европе, включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появляется психология межгрупповых отношений и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива.
5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами.
6. Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.
7. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Она стала превращаться в единую, не разделенную на отдельные направления науку.
Контрольные вопросы
1. Когда и как зарождались социально-психологические знания?
2. Чем отличались пути развития социальной психологии в Европе и США в первые десятилетия XX века?
3. Когда и кем впервые было использовано название «социальная психология»?
4. В чем состояла специфика разработки социально-психологических проблем в первые десятилетия XX века?
5. Каковы были особенности обстановки, в которой развивалась психологическая наука в целом и социальная психология в первой половине XX века?
6. В чем сущность необихевиористского направления в социальной психологии?
7. Какие идеи лежат в основе когнитивисткой ориентации в объяснении социально-психологических феноменов?
8. Каковы основные идеи психоаналитической («глубинной») ориентации в социальной психологии?
9. Что такое интеракционистская ориентация в зарубежной социальной психологии?
10. В чем заключалась разница в направлениях научных исследований в США, Европе и России (бывшем Советском Союзе) во второй половине XX века?
11. Как повлияли события, связанные со Второй мировой войной, на дальнейшее развитие социальной психологии?
12. Каковы основные тенденции развития социальной психологии в современном мире и в России?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 27-47.
2. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 11-43.
3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.- С. 6-26.
4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. - С. 7-68.
5. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. – Л., 1979. – С. 6-47.
6. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 17-23.
7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 313-355.