Современное состояние социальной психологии

В социальной психологии последней четверти XX века произошли за­метные изменения. Они характеризуются активной разработкой со­циально-психологической проблематики и выходом ее на одно из пер­вых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она пре­вратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологи­ческих наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать пси­хологию малых групп, общения, межличностных отношений, воспри­ятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфлик­тов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психоло­гические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиничес­кую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологичес­ких знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).

Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъе­ма и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и при­кладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отрази­лись и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тен­денции можно определить следующим образом.

1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социаль­ной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология ма­лых групп, социальных установок, эффективности групповой дея­тельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психо­логия рекламы, управления и многие другие.

3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и РR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

4. В Европе, включая и Россию, возникли новые направления соци­ально-психологических исследований, отличающиеся от тради­ционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появ­ляется психология межгрупповых отношений и по-новому тракту­ются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психоло­гии управления и коллектива.

5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на вто­рой план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими соци­альными группами.

6. Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

7. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тен­денции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Она стала превращаться в единую, не раз­деленную на отдельные направления науку.

Контрольные вопросы

1. Когда и как зарождались социально-психологические знания?

2. Чем отличались пути развития социальной психологии в Европе и США в первые десятилетия XX века?

3. Когда и кем впервые было использовано название «социальная психология»?

4. В чем состояла специфика разработки социально-психологичес­ких проблем в первые десятилетия XX века?

5. Каковы были особенности обстановки, в которой развивалась психологическая наука в целом и социальная психология в пер­вой половине XX века?

6. В чем сущность необихевиористского направления в социальной психологии?

7. Какие идеи лежат в основе когнитивисткой ориентации в объяс­нении социально-психологических феноменов?

8. Каковы основные идеи психоаналитической («глубинной») ори­ентации в социальной психологии?

9. Что такое интеракционистская ориентация в зарубежной соци­альной психологии?

10. В чем заключалась разница в направлениях научных исследова­ний в США, Европе и России (бывшем Советском Союзе) во вто­рой половине XX века?

11. Как повлияли события, связанные со Второй мировой войной, на дальнейшее развитие социальной психологии?

12. Каковы основные тенденции развития социальной психологии в современном мире и в России?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 27-47.

2. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 11-43.

3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.- С. 6-26.

4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. - С. 7-68.

5. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические иссле­дования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. – Л., 1979. – С. 6-47.

6. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 17-23.

7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 313-355.

Наши рекомендации