Биографический метод в психологии научного творчества
Современное науковедение интересуется творческой индивидуальностью ученого и так называемым личностным знанием. Исследователи науки обращаются к биографии ученого, поскольку личностный фактор в научном творчестве признается равноправной детерминантой, наряду с научно-социальной и предметнологической. Творческая индивидуальность ученого – несомненно, реальный факт, достойный специального изучения. Формы ее проявления различны: становление мировоззрения и выбор проблем для исследования под влиянием событий жизни, образ жизни в науке, индивидуальный стиль в изложении своих открытий. В этих и других феноменах проявляется неразрывная связь личной судьбы и научного творчества, целостность личности ученого.
Биографический метод в исследовании ученых и научного творчества стал разрабатываться в СССР в 70-е гг. во многом благодаря идеям и исследованиям М.Г. Ярошевского. В коллективной монографии «Человек науки» специально рассматриваются вопросы создания биографий ученых как важного раздела нау коведения и истории науки. В книге В.П. Карцева «Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований» содержится раздел о биографиях и автобиографиях ученых.
В психологии к указанной области можно отнести ряд эмпирических исследований ученых, выполненных американскими исследователями. Дж.A. Чемберс провел биографический опрос по вопроснику из 81 пункта и по 16 из них обнаружил значимые различия между выдающимися и заурядными учеными, по 30 пунктам – между химиками и психологами. Б. Эйдусон провел интервью с 40 учеными об особенностях их жизненного опыта. Ему удалось выявить некоторые общие моменты их биографий: раннее обнаружение высокого интеллекта, в детстве они мало увлекались детскими играми, многие пережили период одиночества, почти половина из выборки мало видели отца (рано умер или работал вдали от семьи), но отцы были интеллектуальными, увлеченными своей работой, поощряли умственные интересы своих детей. В ответах ученых мало теплых воспоминаний о родительской семье, но очень любовно они описывали мать. Оказалось, что многие из них еще в юности стали жить самостоятельно, рано покинули отчий дом. Изучение индивидуальных случаев не подтвердило мнение о большой роли учителя в развитии умственных интересов.
Американец С. Вишер в 1946 г. опрашивал американских ученых с целью определения факторов, влияющих на развитие таланта. Он собрал биографические данные от 2607 ученых, признанных ведущими в 12 областях науки (анатомия, антропология, астрономия, ботаника, химия, геология, математика, патология, физика, физиология, психология, зоология). Американский психолог В. Деннис проанализировал 156 биографий ученых, описанных в биографическом словаре, и построил кривые их научной продуктивности. Ему удалось обнаружить корреляции между отдельными десятилетиями творческой деятельности по данному показателю. Известны исследования Х. Лемана, который по биографическим публикациям определял, в какие годы жизни ученые разных специальностей делают самые крупные свои открытия. Для этого он подсчитывал количество научных публикаций по пятилетиям жизни. На большом статистическом мате риале им установлено, что пик достижений ученых в среднем приходится на возраст 35–39 лет. К биографическому методу можно отнести интервью с выдающимися психологами ХХ столетия, проведенные и записанные на магнитофон американским исследователем Р.Дж. Ивансом (например, с Э. Фром мом).
Научные биографии ученых разных специальностей – постоянный жанр отечественных историко-научных и психологических исследований. На биографическом материале решаются задачи раскрытия закономерностей становления личности ученых, психологии открытия, социально-психологических факторов научного творчества, творческой индивидуальности человека науки. Эта и другие проблемы составляют предмет психологического науковедения.