Причины девиантного материнства и отцовства

ЭССЕ

нa тeмy:

«ДЕВИАНТНОЕ МАТЕРИНСТВО, ДЕВИАНТНОЕ ОТЦОВСТВО И ИХ ПРОФИЛАКТИКА»

CТУДEНТ(КA) Каткова Ольга Сергеевна

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ д.пcиxoл.н, дoцeнт, пpoф. кaфeдpы

Ceмeнoвa Лидия Эдyapдoвнa

Нижний Нoвгopoд – 2016

Содержание

Введение

Проблема девиантного материнства и отцовства

Формирование родительства 4

Причины девиантного материнства и отцовства 5

Профилактика девиантного родительства 11

Заключение 12

Список литературы 13

Девиантное материнство, девиантное отцовство и их

Профилактика

Введение

Проблемы родительства и детско-родительских отношений были актуальны и обсуждаемы во все времена. Однако, меняются времена… меняются и проблемы. Сегодня одной из ключевых проблем семейной психологии является проблема девиантного родительства. Растет число неполных семей, ранних и просто нежелательных беременностей, число детей-отказников и т.д. все эти факторы качественно и количественно влияют на такие понятия как «девиантное материнство» и «девиантное отцовство».

Для того что бы говорить об этом явлении, необходимо разобраться в сути самого понятия.

«Девиантный» значит отклоняющийся от нормы. Но о какой норме речь? Мы будем отталкиваться от общепринятой нормы родительства, при которой отец и мать ориентированы на воспитание здорового и счастливого ребенка, направляют на это свои усилия и ресурсы. Таким образом, девиантный родитель – это родитель, не создающий для ребенка условий для полноценного психического и физического развития, родитель, которому свойственно не принятие, а отвержение ребенка.

Что же нарушает естественное формирование готовности к родительству? У женщин и у мужчин факторы, влияющие на это схожи, однако, имеют некоторые особенности, которые мы рассмотрим ниже. В целом же, ученые отмечают, что одними из основных причин дивиантного родитества являются: психологическая неготовность к рождению ребенка, нежелательная беременность, расхождения образов «идеального» и «реального ребенка», а так же собственные проблемы детско-родительских отношений.

Цель исследования – рассмотреть личностные особенности девиантных матерей и отцов, а так же их влияние на развитие детей, дать рекомендации по профилактике девиантного родительства.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Осуществление теоретического анализа современного состояния проблемы девиантного материнства и отцовства;

2. Изучение личностных и психоэмоциональных особенностей девиантных матерей и отцов;

3. Рассмотрение особенностей психических особенностей ребенка, «брошенного» родителями;

4. Разработка ряда рекомендаций по профилактике девиантного отцовства и материнства;

Проблема девиантного материнства и отцовства

Формирование родительства

Прежде чем говорить о формировании и специфике девиантного родительства, необходимо рассмотреть особенности формировании «нормального», «правильного» родительства.

Овчарова Р.В. определяет родительство как «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и, конечно, самого ребенка».

До рождения ребенка у мужчины и женщины уже есть свои ожидания и представления о том, каким он должен быть, каким будет, а так же о том, какими родителями должны быть они. К этому добавляется и их ожидания относительно руг друга, какой матерью должна быть супруга, каким отцом должен стать муж. Все это во многом зависит от их собственного опыта детско-родительских отношений.

До рождения ребенка супруги согласуют и «объединяют» свои ожидания и представления о родительстве, после рождения это согласование начинает применяться и проверяться на практике.

Так что же влияет на формирование девиантного роительства? Почему для одних дети – счастье и цветы жизни, а для других страдание и источник лишений и ущемлений себя самого?

Причины девиантного материнства и отцовства

Один из основных факторов, влияющих на девиантное родительство – это психологическая готовность к беременности и рождению ребенка.

В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к родительству рассматривается как «специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование».

Основными составляющими структуры психологической готовности к родительству являются:

• особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;

• переживание супругами беременности, в том числе отношение к еще не родившемуся ребенку;

• ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.

О характере коммуникативного опыта, полученного в детстве, можно судить по личным воспоминаниям супругов о своем детстве и родителях, по взаимоотношению с ними. Так , женщины, чьи матери были холодными и отчужденными с ними, с большей вероятностью сами будут демонстрировать подобный стиль общения с собственным ребенком. При этом собственная зависимость от матери и ее одобрения-неодобрения может оставаться довольно высокой. Тоже самое касается и отцов. Мужчина, который не был близок с отцом или даже рос без отца, вероятнее всего сам будет занимать отстраненную и отчужденную позицию по отношению к ребенку.

Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания супругами беременности, являются желанность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского и отцовского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

Ориентация на стратегию воспитания подразумевает под собой предполагаемый стиль воспитания ребенка, взаимодействия с ним. Здесь учитывается то, как родители собирается ухаживать за ним, следовать ли строгому режиму, стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться собственными представлениями о том, что ему необходимо, а так же готовность подстраивать и адаптировать свой образ жизни под ребенка, его потребности и нужды.

По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству:

• Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Они преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонницами «строгого» воспитания.

Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

• Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей, любили играть с куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.

• Средний уровень составили 50% матерей; их ответы были частично сходны с ответами в первой группе и частично — во второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные — постарше.

Стоит упомянуть, что с понятием материнства часто связывают понятие «материнский инстинкт». Но можно ли считать материнство инстинктом? И почему никто не говорит об отцовском инстинкте? Вопрос сложный и противоречивый, разные ученые дают разный ответ на него.

На мой взгляд, материнство не является врожденной данностью женщины. Далеко не каждая женщина видит детей смыслом своей жизни. С материнским «инстинктом» не рождаются по умолчанию, но он воспитывается и формируется (или не формируется) у девочки в процессе взросления. На формирование отношения к материнству и осознание себя как потенциальной матери влияет большое количество социальных факторов, в частности отношения в собственной семье, с собственной матерью. Младенец на подсознательном уровне запоминает модель поведения матери, принимает ее как образец, а соответственно демонстрирует и сам в будущем. Таким образом, получается, что тот самый «врожденный инстинкт материнства» по сути своей далеко не врожденный, а воспитуемый.

Материнскому и отцовскому поведению, заботе друг о друге и о детях необходимо учить, причем с раннего возраста, запечатлевая не только образ родительской модели поведения, но и человеческих взаимоотношений. Для этого нужна особая духовная культура, жизненная мудрость и личностная зрелость. Моральная, психологическая, духовная готовность к родительству необходима всем: создает атмосферу в семье, от нее зависит ответственность человека не только перед самим собой, но и перед близкими, перед обществом.

Отказ от ребенка в роддоме – одна из форм девиантного материнства. Исследования показали, что в основе отказа от новорожденного лежит сложное сочетание социальных, экономических, психологических и патологических факторов.

Одной из причин отказа от ребенка является беременность в результате изнасилования. В такой ситуации беременность осознается женщиной, как нечто травмирующее, «грязное», ассоциирующееся с отвращением и страданием. Женщин, решающих оставить такого ребенка, чаще всего характеризует инфантильность, склонность к подчинению, подавляемость.

Следующая причина отказа от ребенка является нежелательная, незапланированная беременность. Исследованием этой проблемы занимались А.Я. Варга, В.И. Брутман, М.С. Радионова. В одной из работ на эту тему они анализировали социальные, психологические и психопатологические факторы, лежащие в основе отказа матери от ребенка, и предлагались методы раннего выявления групп риска, разрабатывались теоретические основы социальной и психологической работы в условиях кризиса, приводящего к отказу от ребенка. В рамках проведенного исследования ученые обнаружили, что наиболее значимым фактором для формирования искаженной матрицы материнского поведения служат особые социальные и семейные условия развития будущих «отказниц». В первую очередь, это психологическое отрицание собственного материнства и идентификация девочки с отцом.

Среди «отказниц» часто встречаются женщины с выраженными личностными нарушениями. Для многих характерна личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство. Это делает их особенно зависимыми от негативного влияния социального окружения. Анализ результатов психологического тестирования женщин-отказниц обнаружил у них эмоциональную психологическую незрелость, неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости и эгоцентризма. Обычно это женщины, подвергшиеся в детстве психологической депривации и агрессии или которым не удалось решить свои детские или пубертатные конфликты. Такие женщины бывают сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно наличие чувства пережитой несправедливости и недостатка любви. Иногда у них видна чрезмерная зависимость от собственной матери или отца. У некоторых можно усмотреть явное и, возможно, неосознанное стремление ко все новым эмоциональным переживаниям.

Стоит сказать еще об одной причине девиантного материнства – осознанное нежелание иметь детей. Сегодня все больше женщин приходят к мысли, что не хотят заводить детей по совершенно разным причинам: от материального и социального неблагополучия семьи или женщины до стремления женщины к самореализации, полному раскрытию своих способностей. Сочетать материнство и активную социальную жизнь получается далеко не у всех. Чаще сознательно отказываются от материнства женщины с высоким образовательным цензом, высоким уровнем социальных притязаний, ориентированные на успех в материальном и социальном плане. Нежелание иметь детей часто возникает у женщин, чьи собственные отношения с матерью были или есть травматичными, напряженными, вселяющими тревогу и страх. Однако, это далеко не обязательное условие. Спорный вопрос, можно ли и нужно ли вообще считать такую позицию девиантным материнством. Если брать за норму утверждение, что каждая женщина обязана рано или поздно быть матерью, то да, это, безусловно, форма девиантного материнства. Но если исходить из взглядов гендерной психологии, то женщина может быть женщиной и не являясь матерью, осознанный отказ от материнства во многих аспектах куда лучше необдуманной, нежеланной беременности, а как следствие вынужденная роль матери и депривация ребенка.

Теперь рассмотрим проблему девиантного отцовства. Этот вопрос изучен куда меньше, чем девиантное материнство. Однако, нельзя назвать его менее важным.

Одна из форм девиантного отцовства – «формальное отцовство». Для таких отцов характерно сведение к минимуму взаимодействия с детьми, они лишь формально присутствуют в жизни ребенка, не участвуя активно в его жизни, развитии и взрослении. При этом отец может как не жить в семье «приходящий папа», так и жить с ребенком и его матерью, объясняя самому себе и другим невзаимодействие с ребенком социально-экономическим аспектом: «много работаю, что бы обеспечить счастливое будущее, времени сидеть с ним/играть/воспитывать нет!».

Однако, отдельной проблемой являются и отцы сознательно бегущие от отцовства. Ю. В. Борисенко, А. Г. Портнова в своей работе опираются на данные, согласно которым многие проблемы мужчин, бегущих от отцовства, обусловлены прежде всего ролевым конфликтом: для одних роль отца несовместима с профессиональным ростом и ролью «свободного» мужчины, для других сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответственность являются препятствием для выполнения отцовской роли.

Проблематика девиантного отцовства имеет взаимосвязь с патернальной (отцовской) депривацией, о которой пишет Н. В. Федорова. Согласно данному автору, патернальная депривация возникает в случае отсутствия отца или его отчужденности от ребенка. О ней можно говорить, когда дети живут со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями.

Наши рекомендации